СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Занятие построено на основе деятельностного метода обучения. Перед детьми возникает проблемная ситуация, определяется цель, составляется план выхода из затруднения. Реализация проекта достигается путем обобщения ранее полученных знаний в игровой форме, их расширения.

Просмотр содержимого документа
««Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные в корне слова»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 посёлка Паркового

муниципального образования Тихорецкий район



Урок русского языка

3 класс

УМК «Школа 2100»


«Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные в корне слова»





Пряхина Наталья Павловна

учитель начальных классов

Краснодарский край,

Тихорецкий район,

поселок Паковый

МБОУ СОШ № 18









Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель: знакомство с орфограммой «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

Задачи: 1. Развивать умение находить в словах орфограмму- букву непроизносимого согласного в корне слова, составлять алгоритм действий, работать по алгоритму, писать слова с этой орфограммой, опираясь на алгоритм.

2. Развивать память, произвольное внимание, воображение.

3. Воспитывать умения поддерживать товарищей, проявлять уважение к ответам одноклассников.


Краткое описание занятия:

Занятие построено на основе деятельностного метода обучения. Перед детьми возникает проблемная ситуация, определяется цель, составляется план выхода из затруднения. Реализация проекта достигается путем обобщения ранее полученных знаний в игровой форме, их расширения.

Применение деятельностного метода для реализации целей занятия позволяет развивать у детей следующие УУД:

1. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

2. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно делать вывод.

3. Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя ранее полученные знания и информацию, полученную на уроке.

Здоровьесберегающие задачи решаются с помощью смены видов деятельности: фронтальный опрос, устные ответы, работа в парах, работа с учебником, в тетради, самостоятельная работа, игровая ситуация, а так же проведение музыкальной динамической паузы.


Информационные материалы:

  1. Презентация

  2. Документкамера

  3. «План исследования»

  4. Карточки с заданиями

  5. Смайлики

Информационное обеспечение:

Используемая литература:

  1. «Методические рекомендации для учителя». Русский язык. 3 класс. Авторы:

Е.В. Бунеева, М. А. Яковлева.







Этапы и требования к ним

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация учебной деятельности

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).



Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.




Проговаривают стихотворение, выделяют важные моменты.






Оценивают свое настроение и выражают его с помощью знаков.

(Слайд 2)

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну, ребята, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места мы тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.


- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II .Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.











Для сравнения и обобщения дает толкование слов с помощью словаря С. И. Ожегова.






Организует проверку




Создает игровую ситуацию






Создает проблемную ситуацию.












Дают толкование слов, основываясь на личном опыте.








Выделяют корень.

Обозначают знакомые орфограммы. (Мягкий знак, обозначающий мягкость)






Фиксируют затруднение.

1. Минутка чистописания.

Буквы за руки взялись,

Пишем сочетание.

На уроке мы должны

Показать старание.

Стн здн вст

2.Словарная работа.

Весть, вестник, известный. (Слова записаны на доске)

-Прочитайте слова.

-Как они называются? (Родственные.)

-Докажите. Работа с толковым словарем.

(Слайд 3)

Весть-сообщение о чем-либо.

Вестник – тот, кто приносит какие-нибудь вести.

Известный – тот, о котором знают, пользующийся славой, общепризнанный

-Выделите корень.

3.Повторение изученного.

(Слайд 4)

-Повторим ранее изученные орфограммы. Работа по схеме. (Приложение 1.) (Дети называют орфограммы, приводят свои примеры.)

-Какие знакомые орфограммы встретились в этих словах? (Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.)

- Обозначьте.

(Слайд 5)

-Сегодня мы с вами отправимся в орфографическое царство согласных. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам- буквам согласных. Одна из них следила, чтобы в конце и середине слова писалась нужная буква.

-Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра-орфограмма? (Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.)

-Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Для этого нам надо выполнить задания сестрицы-орфограммы.

4.Проблемная ситуация

Упр. 75. (Слайд 6)

Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие заметили? (В некоторых однокоренных словах нет ь, а звуков меньше чем букв.)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


III. Выявление места и причины затруднения

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.







Организует фиксацию места затруднения.







Фиксирует тему и тип урока.









Фиксируют затруднение во внешней речи.












Определяют тему и тип урока.

1.Выявление места и причины затруднения

-Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других нет?

Почему в некоторых словах звук {т} не произносится, а буква пишется.

-Как можно назвать этот звук? (Непроизносимый согласный в корне слова).

-Это новая орфограмма? (Да.)

-Сравниваем свой вывод с авторским.

Учебник с. 72.

2.Постановка цели урока

-Назовите цель урока. (Знакомство с новой орфограммой.)

-Сегодня на уроке мы должны научиться писать слова с непроизносимым согласным. Определяем тип урока. Выберем подходящий вариант. (Урок открытия новых знаний.)

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


IV. Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.



Организует построение проекта выхода из затруднения





Фиксирует шаги проекта.



Участвуют в построении проекта

1.Составление плана действий.

-Какие шаги нам помогут справиться с задачей? (слайд 7)

1.Подбираем как можно больше однокоренных слов.

2.Выделяем в группу слов где звук [т] не произносится.

3.Выясняем причину.

4.Называем орфограмму.

5. Определяем правило написания.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


V. Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).


Организует фиксацию нового способа действия в речи и знаках.















Фиксирует правило написания непроизноси-мых согласных




Организует физминутку.


Участвуют в реализации построенного проекта.




Фронтальная работа у доски.











Делают вывод. Сравнивают с правилом в учебнике.


Обозначают орфограмму


Выполняют упражнения под музыку

1. Работа по плану.

-Подберите однокоренные слова, допишите в строчке. (Весть, вестник, известный, известно, весточка, известие)

-Разбейте слова на две группы.

- По какому признаку вы их разделите? (В первый столбик запишем слова, в которых звук [т] не произносится.)

вестник

известный

- Какое сочетание слышим? [сн]

-Остальные слова запишите во второй столбик.

весть

весточка

известие

-Почему в этих словах звук [т] слышится четко. Какой звук пришел на помощь? (На помощь пришел гласный звук.)


2. Вывод:

-Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? (Предположения детей)

-Сравните свои предположения с правилом в учебнике с.73

-Какие слова можно назвать проверочными? (Весточка, известие.)

-Обозначьте орфограмму.



Физкультминутка

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.


Организует работу в группах




Организует проговаривание во внешней речи


Работают в группах





Делают вывод

1.Работа в группах по карточкам. (Приложение 2.)

2.Выступают лидеры от групп. (Работа с документ камерой)

(Слайд 8)

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.


Организует самостоятель-ную работу

Организует проверку





Организует самооценку


Оценивает самостоятель-ную работу учащихся, которые показали зеленые карточки.


Самостоятельно выполняют задание

Проверяют задание по эталону

Исправляют ошибки.


Оценивают свою работу смайликами






Выполняют упражнения под музыку

1.Самостоятельная работа по учебнику. Упр. 79.

2.Проверка по эталону. Слайд 9

3.Самооценка

















Физкультминутка

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII. Включение в систему знаний и повторение

1).Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.



Организует составление алгоритма

Фиксирует на доске





Организует фронтальную работу



Составляют алгоритм действий






1.Составление алгоритма

-Составим алгоритм действий для обнаружения непроизносимого и правильного написания слов, в которых он встречается.

1.Произношу слово. Слушаю, есть ли сочетание нескольких согласных звуков [сн] или [нск].

2.Проверяю, есть ли в слове непроизносимый согласный. Подбираю однокоренное слово или изменяю данное так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Пишу слово.

4. Обозначаю орфограмму

2.Фронтальная работа по алгоритму. Упр. 80

Регулятивные: прогнозирование. волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.


IX. Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания



Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке



Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.



Анализируют свою работу на уроке и фиксируют правила написания слов с непроизносимым согласным



Оценивают свою работу смайликами.

- С какой новой орфограммой познакомились на уроке?

- О чем заботилась третья сестрица-орфограмма? (Чтобы правильно писали непроизносимый согласный в корне слова.)

- Когда в словах появляется непроизносимый согласный? Если рядом находятся три согласных звука: [стн] и [здн].)

- Как его можно обнаружить?

- Что понравилось на уроке? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчетливо. На помощь приходит гласный звук.)


- Оцените свою работу на уроке.


Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.