2. Развивать память, произвольное внимание, воображение.
3. Воспитывать умения поддерживать товарищей, проявлять уважение к ответам одноклассников.
Занятие построено на основе деятельностного метода обучения. Перед детьми возникает проблемная ситуация, определяется цель, составляется план выхода из затруднения. Реализация проекта достигается путем обобщения ранее полученных знаний в игровой форме, их расширения.
Применение деятельностного метода для реализации целей занятия позволяет развивать у детей следующие УУД:
1. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
2. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно делать вывод.
3. Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя ранее полученные знания и информацию, полученную на уроке.
Здоровьесберегающие задачи решаются с помощью смены видов деятельности: фронтальный опрос, устные ответы, работа в парах, работа с учебником, в тетради, самостоятельная работа, игровая ситуация, а так же проведение музыкальной динамической паузы.
Е.В. Бунеева, М. А. Яковлева.
Этапы и требования к ним | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение, выделяют важные моменты. Оценивают свое настроение и выражают его с помощью знаков. | (Слайд 2) Прозвенел звонок веселый, Всех зовет он на урок. Ну, ребята, все готовы? Начинаем точно в срок. На места мы тихо сядем, Не нарушим тишину. Приготовились все слушать, Я урок сейчас начну. - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II .Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Для сравнения и обобщения дает толкование слов с помощью словаря С. И. Ожегова. Организует проверку Создает игровую ситуацию Создает проблемную ситуацию. | Дают толкование слов, основываясь на личном опыте. Выделяют корень. Обозначают знакомые орфограммы. (Мягкий знак, обозначающий мягкость) Фиксируют затруднение. | 1. Минутка чистописания. Буквы за руки взялись, Пишем сочетание. На уроке мы должны Показать старание. Стн здн вст 2.Словарная работа. Весть, вестник, известный. (Слова записаны на доске) -Прочитайте слова. -Как они называются? (Родственные.) -Докажите. Работа с толковым словарем. (Слайд 3) Весть-сообщение о чем-либо. Вестник – тот, кто приносит какие-нибудь вести. Известный – тот, о котором знают, пользующийся славой, общепризнанный -Выделите корень. 3.Повторение изученного. (Слайд 4) -Повторим ранее изученные орфограммы. Работа по схеме. (Приложение 1.) (Дети называют орфограммы, приводят свои примеры.) -Какие знакомые орфограммы встретились в этих словах? (Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.) - Обозначьте. (Слайд 5) -Сегодня мы с вами отправимся в орфографическое царство согласных. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам- буквам согласных. Одна из них следила, чтобы в конце и середине слова писалась нужная буква. -Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра-орфограмма? (Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.) -Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Для этого нам надо выполнить задания сестрицы-орфограммы. 4.Проблемная ситуация Упр. 75. (Слайд 6) Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие заметили? (В некоторых однокоренных словах нет ь, а звуков меньше чем букв.) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
III. Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Организует фиксацию места затруднения. Фиксирует тему и тип урока. | Фиксируют затруднение во внешней речи. Определяют тему и тип урока. | 1.Выявление места и причины затруднения -Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других нет? Почему в некоторых словах звук {т} не произносится, а буква пишется. -Как можно назвать этот звук? (Непроизносимый согласный в корне слова). -Это новая орфограмма? (Да.) -Сравниваем свой вывод с авторским. Учебник с. 72. 2.Постановка цели урока -Назовите цель урока. (Знакомство с новой орфограммой.) -Сегодня на уроке мы должны научиться писать слова с непроизносимым согласным. Определяем тип урока. Выберем подходящий вариант. (Урок открытия новых знаний.) | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Организует построение проекта выхода из затруднения Фиксирует шаги проекта. | Участвуют в построении проекта | 1.Составление плана действий. -Какие шаги нам помогут справиться с задачей? (слайд 7) 1.Подбираем как можно больше однокоренных слов. 2.Выделяем в группу слов где звук [т] не произносится. 3.Выясняем причину. 4.Называем орфограмму. 5. Определяем правило написания. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
V. Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Организует фиксацию нового способа действия в речи и знаках. Фиксирует правило написания непроизноси-мых согласных Организует физминутку. | Участвуют в реализации построенного проекта. Фронтальная работа у доски. Делают вывод. Сравнивают с правилом в учебнике. Обозначают орфограмму Выполняют упражнения под музыку | 1. Работа по плану. -Подберите однокоренные слова, допишите в строчке. (Весть, вестник, известный, известно, весточка, известие) -Разбейте слова на две группы. - По какому признаку вы их разделите? (В первый столбик запишем слова, в которых звук [т] не произносится.) вестник известный - Какое сочетание слышим? [сн] -Остальные слова запишите во второй столбик. весть весточка известие -Почему в этих словах звук [т] слышится четко. Какой звук пришел на помощь? (На помощь пришел гласный звук.) 2. Вывод: -Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? (Предположения детей) -Сравните свои предположения с правилом в учебнике с.73 -Какие слова можно назвать проверочными? (Весточка, известие.) -Обозначьте орфограмму. Физкультминутка | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
VI. Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Организует работу в группах Организует проговаривание во внешней речи | Работают в группах Делают вывод | 1.Работа в группах по карточкам. (Приложение 2.) 2.Выступают лидеры от групп. (Работа с документ камерой) (Слайд 8) | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Организует самостоятель-ную работу Организует проверку Организует самооценку Оценивает самостоятель-ную работу учащихся, которые показали зеленые карточки. | Самостоятельно выполняют задание Проверяют задание по эталону Исправляют ошибки. Оценивают свою работу смайликами Выполняют упражнения под музыку | 1.Самостоятельная работа по учебнику. Упр. 79. 2.Проверка по эталону. Слайд 9 3.Самооценка Физкультминутка | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
VIII. Включение в систему знаний и повторение 1).Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Организует составление алгоритма Фиксирует на доске Организует фронтальную работу | Составляют алгоритм действий | 1.Составление алгоритма -Составим алгоритм действий для обнаружения непроизносимого и правильного написания слов, в которых он встречается. 1.Произношу слово. Слушаю, есть ли сочетание нескольких согласных звуков [сн] или [нск]. 2.Проверяю, есть ли в слове непроизносимый согласный. Подбираю однокоренное слово или изменяю данное так, чтобы после согласного стоял гласный звук. 3. Пишу слово. 4. Обозначаю орфограмму 2.Фронтальная работа по алгоритму. Упр. 80 | Регулятивные: прогнозирование. волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |
IX. Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Анализируют свою работу на уроке и фиксируют правила написания слов с непроизносимым согласным Оценивают свою работу смайликами. | - С какой новой орфограммой познакомились на уроке? - О чем заботилась третья сестрица-орфограмма? (Чтобы правильно писали непроизносимый согласный в корне слова.) - Когда в словах появляется непроизносимый согласный? Если рядом находятся три согласных звука: [стн] и [здн].) - Как его можно обнаружить? - Что понравилось на уроке? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчетливо. На помощь приходит гласный звук.) - Оцените свою работу на уроке. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |