Конспект урока по окружающему миру
Тема: «»
Класс: УМК « школа России» 2 класс
Учитель: Семенко Е.В.
Пояснительная записка
Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»
проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.
Третий урок в разделе.
На данном уроке обучающиеся знакомятся с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогут увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходит с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.
Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводится актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.
Цель: формировать у учащихся умение проверять безударные гласные в корне слова и правильно их записывать.
Задачи:
- расширить представления об особенностях проверочного и проверяемого слов;
- научить пользоваться алгоритмом для проверки безударных гласных;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, внимание, память;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
- воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи
Тип урока урок закрепления новых знаний знания
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся: различать слова с безударными гласными в корне, находить в словах безударную букву гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
Метапредметные:
познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Регулятивные: оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах, беседа, взаимопроверка.
Технологии: игровые, технология проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, дифференцированный подход, ИКТ, ЭОР
Основные понятия: безударная гласная в корне, проверочные и проверяемые слова, орфограмма.
Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.
Оборудование:
Для учителя:
учебник «Русский язык» В.П.Канакина, 2 класс;
компьютер, проектор;
карточки со словами – алгоритм.
Для учащихся:
учебник «Русский язык» В.П.Канакина, 2 класс
компьютер;
шкала оценивания
сигнальная
презентация PowerPoint
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Итак друзья ,внимание Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнём скорей урок. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки Давайте, создадим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся. - Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока каждому добиться успеха. Что вам для этого нужно? - Покажем всем умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу. слайд 1 | Смотрят на слайд1 | (регулятивные: саморегуляция) (личностные: самоопределение, смыслообразование) |
Минутка чистописания. II | Откройте тетради, запишите число. - Какое время года ожидает нас после осени? (зима) -Какие изменения происходят зимой? - Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга и др).Что нужно делать людям, чтобы не заболеть зимой гриппом? - Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. Что вы заметили? (на них записаны буквы) - Какие буквы? Что вы можете о них сказать? (гласные) - Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и, как Мороз на окне, в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И, Я | Зима снегопад, буран, метель, вьюга и др ответы детей на них записаны буквы гласные пишут в тетрадях | Личностные УУД (умение наблюдать, делать выводы). |
Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для закрепления нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | Опрос(учитель читает словарные слова),-одежда,ноябрь,алфавит,жёлтый,капуста,сахар,синонимы,дорога Учитель предлагает проверить работу детей. Учитель вместе с детьми проверяет работу ученика за компьютером. РЕФЛЕКСИЯ.Что необходимо повторить отвечающим дома? Поставим задачу | Два человека работают у доски и один человек за компьютером. Учащиеся с помощью сигнальных карточек оценивают правильность написания словарных слов и задают каждому ученику по три дополнительных вопроса Ответы детей | регулятивные: целеполагание, планирование Личностные : действие нравственно-эстетического оценивания усвоенного материала регулятивные: прогнозирование Коммуникативные УУД(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: постановка и решение проблемы Познавательные : общеучебные Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных познавательные- осознание и произвольное построение речевого высказывания) Регулятивные УУД Формулирование учебных задач |
Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде темы урока. | Как вы думаете какая будет тема урока? - Внимание на экран. Рассмотрите картинку. ( слайд №2) - Как вы думаете, что случилось с мальчиками? (мальчики поссорились) - А как вы думаете, почему это случилось? (варианты ответов) - Хотите узнать причину ссоры? (да) - А вот что произошло! Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. - «Мяч будет, Коля принесёт », - гордо сказал товарищам Дима. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был игрушечный меч. Вот ребята и расстроились, что не придётся поиграть в футбол. -Почему так получилось?( Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»). Слайд №3 -Как правильно записать это слово? - Что мы посоветуем Коле? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова) А вы знаете как проверить безударную гласную? Но для начала давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в коне слова Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. - Ответим на первый вопрос: Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я - Ответим на второй вопрос: Где надо проверять? В корне слова - Ответим на третий вопрос: Как надо проверять? Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. - Ответим на четвёртый вопрос: Чем надо проверять? Проверяем ударением Постановка темы и цели урока. - - Исходя из этой проблемы, кто назовёт тему урока? (Правописание безударной гласной в корне слова) Слайд №6и7 -Какие цели поставим перед собой? – Чему вы хотите научиться? (Закрепить знания правильно писать слова с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово) - Чем сейчас мы и займемся.Что возьмём с собой на урок?(ответы детей-трудолюбие,взаимовыручку,настойчивость - Как вы думаете, какая будет задача урока? (узнать что-то новое) | Смотрят слайд2 (мальчики поссорились) варианты ответов да слайд3 ( Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»). Слайд №4 Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова Ответы детей-работа с памятками Слайд5 Ответы детей (Правописание безударной гласной в корне слова) Слайд №6 и 7 закрепить знания правильно писать слова с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово ответы детей-трудолюбие,взаимовыручку,настойчивость ответы детей |
.4Включение нового знания в систему знания и повторения. Цель: каждый для себя должнен сделать вывод о том, что он уже умеет. 5.Самостоятельная работа в группах 6.Открытие нового знания(продолжение) 7. Итог урока. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности 8.Домашнее задание№157 | РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ Закрепление изученного материала Упражнение156 (е,и) Физминутка Мы писали ,мы писали А теперь все дружно встали…… Учитель предлагает выполнить задания на карточках (на «3»,»4»,»5».) Проблемная ситуация: можно ли найти что то новое для себя в упражнении№158? Читают хором стихотворение и отвечают на вопросы учебника Работают со словарем Учитель проводит воспитательную беседу о том, что необходимо зимой птиц подкармливать.А вы повесили кормушки? 1. Я все понял, но у меня остались вопросы (белый) 2. Я все понял, могу работать по алгоритму (синий ) 3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому (красный) Оценивание за работу на уроке. Молодцы! Спасибо за урок Записывают в дневник . | Работают в рабочей тетради и у доски «цепочкой» - Делают физминутку 2. Дети делятся на группы и работают в группах читают упражнение отвечают на вопросы записывают в словарь словарное слово и составляют предложение. Ответы детей Я вспомнил Я узнал научился я вспомню Я узнаю научусь . . | познавательные: анализ проверяемогослова Коммуникативные : управление поведением партнёра Познавательные: постановка и решение проблемы Регулятивные УУД(развивать способность принимать и сохранять учебную задачу) Коммуникативные УУД(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками) Личностные : действие нравственно-эстетического оценивания усвоенного материала Коммуникативные - использование критериев для обоснования своего суждения Регулятивные:прогнозирование |
6 | - - | . | |
| - | | |
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Самоанализ урока окружающий мир, проведённого учителем начальных классов Семенко Е.В.
Урок окружающего мира по теме «Удивительные открытия»
проводится в 3 классе в разделе «Путешествие в мир веществ» по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова.
Третий урок в разделе.
На данном уроке обучающиеся познакомились с простейшими бактериями и с увеличительными приборами, с помощью которых они были открыты. Для ознакомления с увеличительным прибором было выбрано современное интерактивное оборудование: электронный микроскоп. Знакомство с увеличительными приборами, микроскопом, для ребят очень привлекательно. Они достаточно быстро понимают основной принцип его действия – многократное увеличение размеров маленьких объектов. Знакомясь с микроскопом, обучающиеся открывают для себя мир не видимых невооруженным глазом простейших и бактерий. А так же смогли увидеть растительные клетки – маленькие частички живых организмов. Обращается внимание обучающихся на то, что сами молекулы под микроскопом не видны, а наблюдается их воздействие на частицы краски или пыльцы, которые совершают беспорядочное движение. Урок проходил с применением исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами обучающиеся совместно с учителем.
Организация работы: в начале урока после мотивационного момента проводилась актуализация знаний, постановка учебной задачи. Работа по открытию нового знания проходит в форме проведения опытов, в результате которых обучающиеся делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от обучающихся, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Проводится оценивание знаний, рефлексия.
Целью данного урока является: обеспечение условий для расширения знаний обучающихся интересными сведениями о простейших бактериях и увеличительных приборах.
Были определены задачи педагога:
1. Образовательные:
формировать представления о простейших бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты через ЭОР;
2. Развивающие:
развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
3. Воспитательные:
воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищении разумом и творениями рук человека.
формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке прослеживалась межпредметная связь: с русским языком (работа со словарём).
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
Познавательные УУД(моделирование в виде динамической схемы источники загрязнения воды; поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием).
Коммуникативные УУД(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками)
Регулятивные УУД(развивать способность принимать и сохранять учебную задачу)
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.