Урок русского языка. 4 класс.
Правописание безударных окончаний
имён существительных во всех падежах. Закрепление.
Цель: систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.
Предметные результаты:
1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.
2. Определять падеж имён существительных.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном диалоге.
Ход урока.
Орг. момент.
–Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем гостей.
-Я надеюсь, что мы покажем гостям, как умеем работать.
-Начинаем мы писать, склонять и объяснять.
-Дежурный запись числа, классной работы
Актуализация знаний.
Итсордум уцитсач теялвабирп инзиж ьнед йыджак
-Ребята, кто догадался, как можно прочитать это предложение?
(чтение справа налево).
Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.( слайд №2)чистописание
-Как понимаете? Запишите пословицу. Выполним разбор предложения(4). Назовите словосочетания.
День (какой ?) каждый
день (чего?) жизни
прибавляет (что?) частицу
частицу (чего?) мудрости
-Написание окончаний каких существительных могут вызвать затруднения?
Почему гласные вызывают сомнения? (они без ударения)
Сформулируйте тему урока. (слайд№3) Правописание безударных окончаний
имён существительных во всех падежах.
Чему будем учиться?
3 Проверка домашнего задания.
Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.
Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.
Дети объясняют следующие фразеологизмы:
Сердце(И.п.) кровью обливается – жалко.
Положа руку на сердце(В.п.) – откровенно, честно.
Кошки на сердце(П.п) скребут – неспокойно, плохое настроение.
Уехать с тяжёлым сердцем(Т.п.) – уехать расстроенным.
Как маслом по сердцу(Д.п.) – приятно.
Поздравить от всего сердца(Р.п.) – искренне.
Сердце(И.п.) обросло мхом – бездушный, чёрствый.
С лёгким сердцем(Т.п.) – без тревоги, без опасений.
Сердце(И.п.) упало – страшно.
Взаимопроверка. Как определяли падеж?(задавали вопрос?)
Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?
Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!
4.Актуализация знаний
-Отгадайте загадку
Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
-Что такое существительное?
(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)
– Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).
5.Работа со словарными словами. (картинный словарь) Запишите три группы слова относящиеся к одному из склонений
- Проверьте написание слов. 1. Береза, корова, неделя. 2. Железо, костёр, медведь. 3.Морковь, тетрадь, лошадь.
Какое слово сегодня для нас новое?
Что такое костёр? Костёр — огонь, разведённый на открытом воздухе.
– Что вы знаете об именах существительных? (изменяются по числам и по падежам).
– Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.
– На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).
– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).
- В каких падежах безударное падежное окончание вызывает сомнение? (Р.п, Д.п, П.п)
| 1скл | 2 скл | 3 скл |
Р.п, | -и | | -и |
Д.п | -е | | -и |
П.п | -е | -е | -и |
6. Работа в группах (по рядам)
Одинаковый набор слов ,но каждая группа выбирает слова своего склонения
Определи безударное падежное окончание, используя таблицу.
– Какой существует ещё способ проверки безударных падежных окончаний имен существительных? (Слова – «Ключи» :1скл. –лиса, 2 скл. – конь, окно 3 скл.-любовь)
Без вьюг _ , в столиц _ ,до дерев_ ,во рж_, от метел_ ,в облак_ ,по речк_ , при дом_ , с пол_ , для ел _, от мороз _ , о мыш_ , от доч___,
для кормушк _ , до ноч _ , в неб_ ,из задач_, у камыш_.
8.Физминутка. “Море волнуется раз”.
– Называю слова трёх склонений. Первый ряд показывает движение, если слово относится к 1 скл , второй ряд 2-го скл, а третий ряд -3-го скл.
Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.
4) Хорошо поработали. Вспомните и запишите пословицы о дружбе и труде.
Друзья(И п) познаются в беде(П п)
Дело(И п ) мастера (Р п) боится.
Труд(И п) кормит,а лень(И п) портит.
Без труда(Р п) не вытащишь и рыбку(В п) из пруда(Р п).
Делу(Д п) время(И п )-потехе(Д п) час(И п).
10.Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”
Заполни таблицу.
Номер ответа | | | | | | |
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.1Какое существительное отличается от других склонением?
А) лось
Б) лошадь
В) конь
Г) медведь
2.У какого существительного окончание не такое, как у других?
А) к тетрадк_
Б) о сирен_
В) в альбом_
Г) на страниц_
3.Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
А) Р.п.- кого? чего?
Б) П.п. – о ком? о чём?
В) Д.п. – кем? чем?
Г) В.п. – кого? что?
2.4.Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
А) держать на ладон_
Б) жители деревн_
В) остановиться в город_
Г) гостить в деревн_
5. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
А) на столе
Б) на стене
В) на слоне
Г) на дереве
6.В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
А) 1 и 2 склонения
Б) только 1 склонения
В) только 2 склонения
Г) 1 и 3 склонения
Проверка: проверьте себя по таблице:
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Номер ответа | Б | Б | В | Г | Г | А |
Начали урок с фразеологизмов о сердце и теперь мне бы хотелось чтобы вы мне оставили частицу своего сердца, где цвет говорит о том
Итог урока. Рефлексия. Кому стало легче определять безударные окончания имён сущ.? Как оцениваете свою работу?
Д.З.с.128 упр.243 по заданию