СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание буквосочетаний чу-щу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Планируемый результат: учащиеся научатся находить в словах буквосочетания ЧУ-ЩУ, писать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Просмотр содержимого документа
««Правописание буквосочетаний чу-щу»»

Тема: «Правописание буквосочетаний чу-щу»

Цель: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Планируемый результат: учащиеся научатся находить в словах буквосочетания ЧУ-ЩУ, писать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Задачи:

  1. Формировать навыки сотрудничества, умение осуществлять само- и взаимоконтроль;

  2. Развивать умение составлять алгоритм написания слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ, оценивать правильность выполнения действия, уметь пользоваться толковым словарём;

  3. Обучать умению пользоваться алгоритмомнаписания слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ в устной и письменной речи.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Толковый словарь

  3. Карточка-эталон

  4. Карточки с заданиями для работы в группе, самостоятельной работы

  5. Яблонька, нарисованная на листе ватмана и набор яблок (красного, жёлтого и зелёного цвета) для этапа рефлексии.


Ход урока



I. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок — Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться!

Мы пришли сюда — учиться.

- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка.)


II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


На доске выставляется карточка со словами: ш.на, маш.на, ч.стый, ч.щ..

- Что нужно сделать в этом задании? (Списать слова, вставить пропущенные буквы).

- Вставьте буквы, обоснуйте свой выбор? Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (Правило «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща»)

- Как вы будете действовать? (По алгоритму).

Учитель располагает на доске расписанные блоки алгоритма.


Учитель предлагает в группах восстановить алгоритм правильного написания слов по изученным правилам. (дети работают в группах по 4-5 человек, после этого каждая группа представляет и вариант алгоритма).

-Почему последовательность шагов будет именно такой? Какое правило вы будете применять для данных слов?

Учитель подставляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА. Алгоритм готов:

  • Произнеси слово

  • Определи опасное место

  • Примени правило ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА

  • Обозначь орфограмму

Можем теперь выполнить задание? (Да)

- Вставьте в слова пропущенные буквы. Ж. знь, ш.на, маш.на, ч.стый, ч.щ..

-Проверяем по образцу.

Учитель выставляет на доске карточку с эталоном. Ученики сравнивают свои работы.

-У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Пробное действие.

- Прочитайте слова : щ.ка, ч.дак.

-Определите, какие буквы надо вставить в эти слова, и запишите их (один ученик работает у доски).

-У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какую букву нужно вставить в слова «щука» и «чудак»).

-У кого есть ответы, покажите их. (У, Ю)

Учитель дописывает ответы детей на доску.

III. Выявление места и причины затруднения.

-Почему получились разные ответы? (Мы не знаем правила) Что мы не знаем? (Мы не знаем какую букву надо писать после «ч» и «щ»- «у» или «ю»)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(Чтобы не раскрывать готовое правило, тему урока нужно записать на доске так: чу/ю - щу/ю.)

Учитель знакомит с планом действий (на проекторной доске), затем раздает в группы карточки с заданиями.


План действий: Примерное задание:

  1. Прочитайте слова: Верчу, кручу, ищу, тащу.

  2. Обозначьте новую орфограмму.

  3. Сделайте и запишите вывод.

V. Реализация построенного проекта.

Учащиеся работают в группах.

- Кто готов рассказать о своем открытии? Какой вывод можно сделать?

Ученики формулируют правило сами: в буквосочетаниях ЧУ - ЩУ после Ч и Щ пишется буква У.

- Как же нужно было написать слова «щука» и «чудак»? (Нужно писать с буквой«У».)

- Прочитайте правило в учебнике.

  • Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ - ЩУ.)

  • Достигли поставленной цели? (Да.)

  • Посмотрите на наш прежний алгоритм и скажите, подходит ли он вам для определения написания букв У или Ю в буквосочетаниях ЧУ - ЩУ? (Да.) Докажите.

  • Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило:ЧУ-ЩУ)
    Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

Физкультминутка.


Вы, наверное, устали? Пошипели, помолчали

Ну, тогда все дружно встали. И, как зайки, поскакали.

Дружно вытянули шеиПоскакали, поскакали,

И, как гуси, зашипели, И за кустики пропали.


VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм: по очереди шепотом проговаривая друг другу правило.

Карточка для первичного закрепления (на каждого):

Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_,

И пятерку получ_.




Образец рассуждения:

  1. Произношу слово «щука».

  2. Есть опасное место - буквосочетание ЩУ.

  3. Применяю правило: «ЧУ - ЩУ пишу с У», пишу в слове «щука» после Щ букву У.

  4. Обозначаю орфограмму - щука.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило?

Карточка для самостоятельной работы.

Вставь пропущенные буквы. Выдели орфограмму.

Я грамотно писать хоч.,

Слова на Ч. И Щ. уч. :

Ч.лок, и ч.до, и ч.гун,

Ч.дак, и щ.ка, и ворч.н .

Ч.мазый, ч.чело, ч.рбан,

Ч.десный, ч.вство и ч.лан,

Крич.,ворч.,ищ.,тащ.

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!



Учащиеся работают самостоятельно, после чего по карточке-эталонуосуществляют самоконтроль.


Образец для проверки самостоятельной работы:

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, верчу, ищу, тащу

-Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!



-Проверяйте каждое слово с новой орфограммой по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

-Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие; если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять; грамотное письмо необходимо для общения.)

- Где можем применить полученные знания? (При выполнении упражнений.)

- Хорошо! Давайте поработаем с упражнением.

Далее учитель может использовать текст упражнения на изученную тему изучебника.Учащиеся читают текст, содержащий 5—6 предложений, выписывают слова с изученными орфограммами, обозначают их и в завершение выписывают в три столбика слова с буквосочетаниями соответственно ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

- Проверим. Кто объяснит выполнение заданий? (Проверка проходит фронтально)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Что мы не знали?

- Чему научились?

- Как пишутся буквосочетания ЧУ - ЩУ? (Буквосочетания ЧУ - ЩУ писать надо сбуквой У.)

- Оцените свою работу с помощью смайликов. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ – прикрепите к доске зелёный смайлик. Если у вас есть сомнения — желтый. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения - красное.

Учащиеся прикрепляют смайлики разного цвета.

Вы хорошо поработали!

У кого смайлики зелёного цвета– дома сочинят сказку, используя слова с новой орфограммой, у кого жёлтые и зелёные - вам необходимо подобрать пословищы с изученными орфограммами.