СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Просмотр содержимого документа
«Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу .

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цель урока: Закрепление знаний учащихся о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу и примените на практике правила правописания изученных орфограмм.

Ход урока

  1. Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно,

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно!

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись, улыбнулись,

И ко мне все повернулись!


Все хорошее начинается с улыбки и замечательной погоды не только на улице, но и дома и в коллективе! Пожелаем друг другу удачи, успехов! Мы начинаем!

Ребята в декабре, да и в январе к нам в Запорожскую область, в частности в наше село пожаловали гости. Отгадайте, кто это?

В гости прилетела

Звездочка хрустальная,

На ладошку села

От тепла растаяла. (Снежинка)

Верно! Но их прилетело так много в виде снегопада, что они полностью засыпали все дороги. Образовались глубокие сугробы. Стало трудно ходить. Дорога в школу тоже оказалась засыпанной. А ведь в школу нужно идти. Поэтому я предлагаю сегодня расчистить дорогу к знаниям, выполнив задания, которые приготовили нам наши гости- снежинки. Согласны?

Снежинки - проказницы лежат у вас на столе. Возьмите, переверните их. Какие буквы спрятаны на снежинке. (буквы Ч, Щ, Ж, Ш).

А что вы про них знаете? На какие две группы можно разделить согласные звуки ж, ш, ч, щ? (звонкие и глухие, твердые и мягкие). Назовите всегда мягкие. Назовите всегда твердые. А что мы с ними можем сделать? (записать)

Давайте проведем каллиграфическую минутку и свяжем эти буквы одной ниточкой. И как мороз рисует на окне, так и мы составим свой снежный узор в тетради.

Пишу аккуратно строчную букву ч, кружочек, соединяю с буквой ща, отступаю, затем, пишу букву ж, кружочек, приписываю букву ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво, соблюдаем высоту и ширину букв.

Самооценка. Лесенка успеха со снежинками.

А вы согласны, что в слове снежинка:

  1. 4 слога -

  2. Звуков столько же, сколько букв +

  3. Ударение падает на 1 слог –

  4. В слове 3 гласных звука +

  5. В слове 5 согласных +

Взаимопроверка Лесенка успеха со снежинками.


Ребята, смотрите, а на наших снежинках написаны какие – то слова: чудо, пушыстый, лыжы, чяща, пищят, спешыт, щука, чюдесный.

Как вы считаете, все ли правильно написано на снежинках? Какие сочетания букв вы увидели в словах?

Сформулируйте тему урока. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься?

Используйте слова - помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Закреплять (умение писать слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Итак, какое правило поможет достичь нам цели урока и расчистить от снега дорогу к знаниям в школу? Зачем нам нужно знать это правило?

В сочетаниях с жи-ши

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ча-ща

Пишем только букву А.

В сочетании чу-щу

Пишем только букву У!

Молодцы. А теперь используя эти правила, спишите только те слова со снежинок, в которых есть ошибки, исправив их и подчеркнув буквосочетания.

Взаимопроверка Лесенка успеха со снежинками.


Ребята, а что еще вы можете сказать про эти слова? К каким частям речи они относятся. Давайте сверху укажем части речи. Задайте вопросы. Скажите, а для чего нам нужно знать части речи. (Чтобы строить предложение, находить в нем главные члены и второстепенные, разбирать слова по составу и т.д.)


Вот мы и расчистили первую часть пути.

А снежинки принесли нам новое задание. Посмотрите на доску. На доске записан текст.

Зимний лес

В зимнем лесу тишина. Но не останавливается жизнь. Вот убегает от лисы заяц. Стучат дятлы. Они ищут жучков под корой. В чаще рыщут волки. В роще бродит лось.

Что можно сделать с этим текстом? (можно выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу).

А можем мы разделить слова на группы? (можем в три столбика). А для чего мы выполняем это задание, какой навык мы отрабатываем? (учимся находить слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и грамотно их писать)

Выполняем. По цепочке дети выходят к доске и записывают слова. Подчеркивают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Физминутка.

Отлично. Мы убрали еще один сугроб на пути к знаниям.

Но снегопад не прекращается, и снежинки прислали новое задание. Теперь они хотят, чтобы вы выполнили задание в парах.

На столах у вас снежинки – со словами. К каждому слову вы должны подобрать слово синоним с изученными буквосочетаниями. Что такое синонимы? Автомобиль- машина, волшебник - чародей, до свидания – прощай, душевный – чуткий, тяну- тащу. Запишите пары слов.

Для чего нам необходимо знать слова – синонимы. (Чтобы наша речь была красивой, разнообразной, интересной, мы могли выражать свои мысли). Какое правило поможет грамотно написать эти слова?

Самопроверка с лесенкой успеха.

Наконец, нам осталось сделать последний рывок, убрать последний сугроб на пути к знаниям. А сделать мы это сможем дружно и быстро, выполнив задание от снежинки в группах.

Составить из разбросанных слов - снежинок предложение.

Чудесная школьная жизнь ожидает ребят после зимних каникул!

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (Что слова в предложении связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль).

А теперь давайте запишем это предложение в тетрадь. И подчеркнем грамматическую основу.

Что такое грамматическая основа? Что нам нужно знать, чтобы ее найти? (на какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое).

Вот и подошел к концу наш урок. Домашнее задание каждый получит на карточке. А сейчас я предлагаю подвести итог нашего урока.

На столах у вас лежат снежинки. Давайте мы покажем на них ваши эмоции. Если у вас все получилось, урок понравился, то нарисуйте у снежинки веселое лицо, если было трудновато и нужно еще над чем–то поработать - нейтральное лицо, если вам было грустно, скучно, многие задания непонятны - то грустное лицо. И на доске составим свой учебный сугроб из ваших снежинок.



Спасибо за урок.