не и ни в наречиях
Цель: закрепление знаний, навыков, умений правильно писать не и ни в наречиях.
Задачи:
формирование умения самостоятельно работать с перфокартой;
воспитание у учащихся способности правильно оценивать свои возможности для предъявляемых требований (имеющиеся знания, умения, навыки; возможность получения помощи от товарищей).
воспитание нравственных качеств личности учащихся через изучение данной темы урока.
Коррекционная цель: коррекция слухового и зрительного восприятия через работу с сигнальными перфокартами.
Ход урока
Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания. Время работы 10 минут.
Задание: проверить с записями на доске.
Графически обозначьте условия выбора слитных и раздельных написаний не и ни в разных частях речи.
Небезынтересно (нар); не мог (ч гл ); неблаговидный поступок (прил); не вымощена (кр. прич); неблагодарность (сущ); небрежность (нар о/д); невзрачный; небьющееся стекло (прич); не большой, а маленький; невыполненное задание; невежа; не вежливо, а грустно; невежливо (грубо); недоверие (подозрение); невзлюбить; невежливость; не взирая на лица; не считаясь ни с кем; невкусный (пресный); не вооружённый знаниями человек; незаслуженно (несправедливо); не высоко, а низко; не был; негодовать; недобрый; не добрый, а злой; не вымощенная, а асфальтированная дорожка; не считая; неестественная; не дочитана; неисчислимый; ненадёжность машины; не приветливость, а грубость.
Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.
1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость).
2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).
3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).
4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа).
5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда).
6) Простодушие, наивность – это (невинность).
7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель).
8) Слабость, болезнь – (немощь)
Фронтальная беседа. Вопросы учащимся:
Какие виды орфограмм повторили?
Как пишутся приставки не и ни?
Работа с деформированным (изменённым) текстом.
Задание: самостоятельно вставьте пропущенные буквы е или и.
На доске учащимся предлагается текст из произведения Б. Полевого «Поветь о настоящем человеке».
Обе ноги у Алексея н...куда не годились, боль становилась н...стерпимой.
Лётчик пробовал ползти на локтях, но это было н...удобно.
Помощи ждать было н...откуда и н... от кого.
И Алексей полз, н...взирая на боль, н...жалея сил, н...сколько н...отдыхая.
По окончанию работы учащиеся вместе с учителем проверяют выполненную работу, комментируя свой выбор и оценивают себя. За каждый правильный ответ учащиеся выставляют «+», за неверный ответ «-».
III. Закрепление нового материала.
Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?
Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.
Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.
Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?
Негде – нигде.
Некуда – никуда.
Неоткуда – ниоткуда.
Некогда – никогда.
Незачем – …
… – никак.
… – нисколько.
Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?
Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.
IV.
1. Запоминаем правило.
Задание. Закончите предложения.
1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).
2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).
VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.