СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание чередующихся гласных О–А в корнях (-лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях

(-лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-)" с использованием системы интерактивного опроса.

Просмотр содержимого документа
«Правописание чередующихся гласных О–А в корнях (-лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-)»



Правописание чередующихся гласных О–А в корнях

(-лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-)

5 класс

Задачи урока:

углубить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»,

сформировать теоретические знания по новой теме;

способствовать развитию навыка анализа, синтеза, сравнения, коммуникативных качеств у учащихся;

воспитывать стремление к индивидуальной самореализации.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: система интерактивного опроса, интерактивный планшет, компьютерная презентация, задания на карточках.


Ход учебного занятия

I. “Вход” в урок

Доброе утро, ребята, садитесь.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!


II. Вступительное слово. Психологический настрой учащихся.

Чтение стихотворения учителем.

«О грамотее и больной ноге»


Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:

– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...

– Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. –

Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.

– Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт. (В.Гончаров)


Учитель: Что нужно было грамотею для того, чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)


У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)


У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности, мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее ещё на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать чередующиеся гласные в корнях. Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 1


III.Актуализация опорных знаний («Петя Ошибкин»)

Ребята, на перемене заходил мальчик из другого класса, Петя Ошибкин. Он сказал, что хорошо знает правила и пишет без ошибок. Давайте посмотрим, может зря он так собой гордится. Слайды 2-9

1. В слове «соленый» Петя написал гласную а. «Проверочное слово- сало»,- объяснил он. Правильно ли это?

2. «Не был» Петя написал слитно. «Это слово, -сказал он, - можно заменить синонимом без не- отсутствовал». Почему он был неправ?

3. В слове «вьюга» Петя написал ъ, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется ъ. Согласны ли вы?

4. «Шепот». Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», -объяснил он.

5. «Расчитал»: Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «приставки, оканчивающиеся на согласный, на письме не изменяются». Прав ли он?

6. В слове медвежонок Петя написал в суффиксе гласную ё. Он сказал: «После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется ё».

7. Слово заря Петя написал с о. Проверочное слово - зорька.

8. Слово гореть мальчик написал с а. Проверочное слово-гарь.


IV. Мотивационная часть.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Чередующиеся гласные в корнях слов». Слайд 10

Чем мы будем заниматься? Какие задачи поставим перед собой? Ответы учащихся

Сегодня на уроке…..


V. Запись ДЗ. Чтобы правильно и грамотно выполнить ДЗ, нужно на уроке внимательно слушать, не отвлекаться и активно работать. Упр.130 (6 б. ); упр.130 +сост.предложения (8б.); упр.130 +сост. текст

( 10б.) Слайд 11


VI. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя Слайды 12-14

  2. Закрепление (устный подбор слова с корнем -лож-) Слайд 15

Полог - занавеска, закрывающая кровать.

Распределительный диктант- 2 учащихся у доски, остальные - по вариантам. Списать, вставить пропущенные орфограммы, обозначить корень и условие.


Предл…гать ничью

Прил…жение к журналу

Популярное изл…жение

Ул…житься в секунды

Пол…гаться на коллектив

Возл…жить ответственность

Распол…гать данными

Изл…гать программу

Отл…жить визит

Прил…гать усилия


Физкультминутка Слайд 16


3. Открытие нового материала. Списать выделить корни.


Групповая работа.

Вырастают выросло

Зарастет поросли

Выращенный

– Почему в словах 1 столбика пишется в корне гласная а, а в словах 2 столбика – о?

– Как называются такие гласные? Слайд 17


Обратиться к правилу на стр.53- расскажите соседу.


4. Закрепление темы.

Ребята берут карточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток – объясняют правописание слов. Слайд 18

– Возникла проблема: почему в слове росток пишется в корне буква о?

– Запишем в тетрадь – теорию слова – исключения. Слайд 19

Отрасль- отдельная область деятельности.

Ростовщик- человек, который дает деньги под проценты.


5. Работа с учебником.

Упр.128 Проверка - выборочно.

-раст-(-ращ-) -рос-

Выращенный Поросли

Нарастал Заросли

Прорастания

Подвижная физкультминутка


VII. Развитие речи.

Работа с карточками: прочитать, объяснить пословицу, слово записать на доске, графически объяснив орфограмму.

- И камень лежа мхом обр…стает.

- Не сиди сл…жа руки, так не будет и скуки.

- Люди тянутся к знаниям, как р…стение к солнцу.

- Умный надеется на свои дела, а глупый пол…гается на авось.

- Посеяно с лукошко, так и выр…сло немножко.


VIII. Контроль знаний.

Система интерактивного опроса. Слайды 20-29

А, а, а, в,а,в,в,а,а,с.


IX. Подведение итогов урока.


Давайте обратимся к словам выдающегося русского языковеда и педагога Льва Владимировича Щербы. Что же он говорил о грамотном письме?

Читает ученик вслух. В чем основная мысль высказывания?

Выдающийся русский языковед и педагог Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо…»

Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.


- Что мы делали сегодня на уроке? (ответы учащихся).


- Как мы это делали? ( мы находили языковое явление, опознавали его в тексте, классифицировали , применяли изученную орфограмму.)


- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе?


X. Рефлексия.


Учащимся предлагается закончить фразы:

Я могу себя похвалить за…

Я научился, что…

Урок дал мне для жизни…

Я постараюсь…


Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

Но снова ждет нас впереди

Мир увлечений, красоты!


Спасибо за урок!


Слайд 1 Слайд 2



Слайд 3 Слайд 4


Слайд 5 Слайд 6


Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9 Слайд 10


Слайд 11 Слайд 12


Слайд 13 Слайд 14


Слайд 15 Слайд 16



Слайд 17 Слайд 18


Слайд 19 Слайд 20


Слайд 21 Слайд 22


Слайд 23 Слайд 24


Слайд 25 Слайд 26


Слайд 27 Слайд 28


Слайд 29