Русский язык. Правописание гласных в корнях с чередованием.
Цель: вырабатывать устойчивый навык грамотного письма.
Состав слова. Однокоренные слова.
1.Подбери как можно больше однокоренных слов. Выдели корень.
1 ряд – «лист» 2 ряд – «гриб» 3 ряд – «дом»
2.Разбери слова по составу, определи способ образования слов:
1: перелесок, журавлиный, слесарничать 2: прадед, бесшумный, прилечь
3: березка, весенний, видит 4: тракторист, стеклянный, шагнуть
3.Составьте слово:
Прийти (приставка) + школа (корень) + каменный (суффикс) + осенний (окончание)
Правописание корней с чередованием.
1.Указать, какие гласные чередуются в словах.
Слагать – сложить Прилагать – приложить Возлагать – возложить
2. Вспомни правило.
3.Объяснительный диктант. Записать предложения, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.
1.Пушкин всегда был скуп на прил..гательные.
2.Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.
3.Мысли пол..гается изл..гать последовательно и четко.
4.Высказанные пол..жения вам предл..гается доказать примерами.
4.Составить из слов предложение и выполнить его синтаксический разбор.
На, берег, река, распол..житься, юные, рыб..ловы.
5.Диагностический набор со взаимопроверкой.
1 вариант 2 вариант
1.предл..гать 1.предл..жить
2.прил..гать 2.сл..гаемое
3.сл..жение 3.пол..жение
4.изл..жение 4.прил..гательное
5.отл..жить 5.распол..жились
6.возл..жить 6.прил..жить
7.прил..жение 7.пол..гаться
8.безотл..гательный 8.изл..гать
9.ул..жить 9.низл..жить
10.изл..жить 10.сл..жить
6.Вспомним правописание чередующихся гласных в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-, -РАСТ-, -РАЩ- - -РОС-.
Вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму. Выделенные слова разобрать по составу.
Изл..жение, изл..гать, прил..гательное, возл..жить, пол..гается, предпол..жение, сл..гаемое, сл..жение, выр..щенный, Р..стов, р..стение, р..сток, отр..сль, пор..сль, водор..сли, подр..стающий.
7.Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Прик..снуться к стеклу, к..саться этого вопроса, к..снуться горячей плиты, к..сательная линия, неосторожное прик..сновение, к..снись воды, прик..саться осторожно.
8.Записать предложения, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
1.Молодые деревья р..сли очень тесно, ничей топор не к..снулся их стройных стволов.
2.Мы шли сквозь зар..сли лозняка, и молодые пор..сли к..сались нашего лица.
3.Легкий ветерок к..снулся к..мышей, и они зашевелились и зашелестели.
9.Игра «Четвертый лишний».
1) легкое прик..сновение 1) слегка к..саться
2) неприк..сновенный запас 2) к..сающийся реформы
3) к..сательная линия 3) прик..саться к утюгу
4) точки соприк..сновения 4) соприк..сновение с врагом
10.Синтаксический разбор предложения.
Прикосновение к природе неизбежно возбуждает чувства и порождает мысли.