СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание -Н- и –НН- в разных частях речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Темаурока  направлена на подготовку задания №5 тестовой части ОГЭ.

Цель: обобщение и систематизация знаний

Просмотр содержимого документа
«Правописание -Н- и –НН- в разных частях речи»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе



Тема: Правописание -Н- и –НН- в разных частях речи


Цель: обобщение и систематизация изученного

Задачи урока:

  • формировать навыки по практической реализации изучаемых орфографических закономерностей на тематически подобранном материале («гастрономическая» лексика);

  • сформировать навык правильного написания слов на изучаемые орфограммы;

  • развивать творческие способности детей, связную речь обучающихся;

  • развивать умение аргументировать, доказывать, логически излагать свои мысли;

  • развивать умение задавать уточняющие вопросы, расширять кругозор и мировоззрение, развивать познавательную активность и самостоятельность;

  • воспитывать любовь к русскому языку.




























Ход урока

1 стадия – Вызов

1.Оргмомент.
2. Мотивация.

 - Сегодняшний урок посвящён разбору задания № 5 тестовой части ОГЭ. Просмотрите задания №5 в пяти вариантах, сформулируйте тему урока….(Слайд)

Эта тема очень серьёзная, показатель грамотности

- Это новая тема урока или мы будем повторять?

- Какова цель нашего урока? Повторить и систематизировать знания

- Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была продуктивной

1.Части речи.

2. Суффиксы разных частей речи

3. Отличать отглагольные прилагательные и причастия

- Составим план

1. Повторить теорию.

2. Составить алгоритм.

3. Выполнить и проверить задания слайд

- Сегодня урок русского языка будет необычный - кулинарный. Мы не только повторим правописание –Н- и –НН- в разных частях речи , но научимся правильно писать названия блюд, даже поговорим о том, как их готовить.

Слайд Минутка орфоэпии, лексики

На этом уроке нам придётся часто употреблять слова: кулинария (ранее – кулинария), блюда (Мн. ч.). ( слайд). Запомните их произношение. Запишите слова в тетрадь.

- Какое лексическое значение имеет слово кулинария? Обратимся к словарю

- Какое ваше любимое горячее блюдо на второе?

- Из одного и того же продукта можно приготовить множество разнообразных блюд. Что, например, можно приготовить из мяса? (составление кластера на доске)

Вареное (прил.),  тушеное(прил.), копчёное (прил.),тушённое с овощами(прич), 

маринованное (прич), жареное ( прил), кручёное (прил), солёное (прил), запечённое (прич)

2 стадия – Осмысление

Усвоение содержания учебного материала. 

«Толстые вопросы»

– Объясните, почему именно так написаны слова. К какой части речи они относятся?

слайд
Мясо тушеное с овощами

Мясо, тушенное с овощами

Грибы, тушенные в сметане.

Макароны, запеченные с сыром.

Тетерев шпигованный, в сметане.

Ставрида рубленая с морской капустой.


(Разница в написании слов, как ни странно, зависит от «способа» приготовления блюда: в первом случае мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду (поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна буква Н); в другом – мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет зависимое слово, то в нем пишется – НН.)

Работа со схемой- алгоритмом

Вспомним, когда пишется н или нн прием «Текст с дырками»

слайд

Учимся писать названия кулинарных блюд , работа у доски.

Бульон куриный, лимонный пирог, фаршированные помидоры, жареная рыба,

некипячёное молоко, печённый в духовке яблочный пирог, суп грибной по-старинному, вишнёвое мороженое, вареники по – домашнему, сваренный борщ.

- Молодцы! Правила повторили и верно написали Н и НН в суффиксах

Работа в парах

-У вас на партах лежат кулинарные журналы. В названиях кулинарных рецептов найдите правописание н и нн в суффиксах разных частей речи. Устно объясним.

Запись под диктовку рецепта.

- Очень много причастий и отглагольных прилагательных мы можем встретить и в кулинарных рецептах. Запишите рецепт, графически объясняя орфограммы.

Прием «Инсерт» (маркировка текста, ставим « - » над словом, в написании которого сомневаемся. Используем алгоритм. Самопроверка. Оцените себя Критерии оценок: нет ошибок – «5»;1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3».

Смешанный салат.

Вареный картофель, невареную морковь, моченые яблоки, соленые огурцы нарежьте и добавьте квашеную шинкованную капусту, разные пряности. Заправьте соусом, приготовленным из горчицы, масла и уксуса. Подавать порционно.


- Следующий этап нашего «вкусного» урока –

работа с прилагательным  масляный и отглагольным прилагательным  масленый.

В каком случае мы употребляем то или иное слово? Давайте разберемся сначала в значении этих слов.

Приём «Соответствие» слайд

Масляный – Состоящий из масла (Масляное пятно);

- работающий на масле (масляный двигатель);

- сделанный на основе масла (Масляные краски).

! Прилагательное (образовано от существительного Масло).

Масленый – запачканный маслом (масленые руки);

- смазанные маслом (масленая каша);

- пропитанный маслом (Масленый лист).

! Отглагольное прилагательное (образовано от глагола Маслить).

- Запишите и запомните слова, которые употребляются в переносном значении: Масленые глаза, Масленая неделя.

3 стадия – Рефлексия

  1. Творческая работа в группе. «Званый обед».( Повышенный уровень)

- А теперь я вас приглашаю к адмиралу Рожественскому на званый обед тех, у кого самое большое количество смайликов, который описал А. С. Новиков-Прибой в романе «Цусима».

Приём «Фантастическая добавка»

Званый обед.

Сначала были поданы закуски: иссиня-чёрная икра, разрисованная сливочным маслом, разделанным под цветы; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком; омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный; прожаренная темно-коричневая глухарка.

Весь стол был похож на яркую разноцветную клумбу.

Затем по традиции шел куриный бульон со слоеными пирожками.

2. Самостоятельная работа по карточкам,(средний)

тестовая работа,(высокий уровень) упражнение «Верно- неверно» (низкий уровень)

Итоги урока

Обращаю ваше внимание на алгоритм

-Сколько букв н пишется в прилагательных, образованных о существительных?

-Назовите слова- исключения

-Сколько букв н пишется в отглагольных прилагательных?

-Назовите слова- исключения

-Когда в причастиях пишется нн, а когда н?

-Сколько н пишется в наречиях и существительных?

Что нового узнали на уроке?

Рефлексия

- Итак, наш с вами урок подходит к завершению, и мне бы хотелось, чтобы вывод по сегодняшнему уроку вы сделали творчески, употребив причастия и прилагательные,наречия: “Наш урок был...”

Интересный, насыщен разными заданиями, демонстрационный, жизненный, мы были увлечены, заинтересованы, полезный, кулинарный, организованный,

- Спасибо вам за работу, надеюсь, что после сегодняшнего урока вы все будете правильно писать н –нн в именах прилагательных и причастиях, наречиях,существительных,вспоминая схему-алгоритм, выполняя задание №5 ОГЭ

Оцените себя по количеству смайликов

Домашнее задание:

1) индивидуальные задания: Составить рецепт , меню с использованием причастий, прилагательных. 

2) По кулинарным книгам: найти 15-20 словосочетаний с прилагательными и причастиями, наречиями, сушествительными, где пишется –Н- или –НН-, и графически объяснить правописание.

3). Выучить алгоритм