8 класс Русский язык
Урок №_2 Дата_________
Тема: «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»
Цель: повторить изученное о частях речи и правилах их написания; закрепить на практике.
Развивать навыки устной речи, умение работать в команде, умение анализировать, сопоставлять.
Воспитывать толерантность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: задания для работы на уроке; учебник , мультимедийная установка
Ход урока
I.Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Словарный диктант
Жюри, искусство. Территория, массаж, хр..нитель, дин..мический, мет..орология) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
уб..диться, с..мпатия, изб..гающий,девчонка, шорох, шепот,
) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель предлагает разгадать лингвистическую задачу.
После корня он стоит Перед окончанием.
Его я если заменю,Другое слово получу. (Суффикс)
Учитель задаёт вопрос:в какой части слова пропущены буквы в данных словосочетаниях?
Кожа…ая курткаСеребря…ые часыГуси…ое пероКлюкве…ый сокТума…ая даль Ко…ый завод Искусстве…ый мех Дли…ая ночь
Учитель задаёт вопрос: таким образом, над какой частью слова мы будем сегодня работать?
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
Упражнение 1. Распределительный диктант. Записать слова в соответствующие колонки. Объяснить написание.
Имя прилагательное | Причастие |
| |
Отварной картофель – отваренный картофель; ветреный мальчик – безветренный день, обветренное лицо; сушёные – высушенные; жареный – поджаренный, жаренный в масле; писаный красавец – записанный разговор; писанный художником.
Упражнение 2. Образовать от поданных существительных имена прилагательные. Выделить характерные суффиксы.Указать способ словообразования.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.
Упражнение 3. Самостоятельно выполнить упр.21 с.22.
Упражнение 4. Записать фразеологизмы. Объяснить их значение и употребление в них н и нн.
Бабушкины сказки; бессонная ночь; высосанный из пальца; длинный язык; единственный и неповторимый; земля обетованная; пристать как банный лист; котиться по наклонной; медленно, но уверенно.
Упражнение 5. Записать предложение, трансформировав в нём прилагательные и причастия в полной форме в короткую.
В собаке всё собранное лучшее из того, что может быть в человеке. - В собаке собрано все лучшее, что может быть в человеке. (Этьен Шарле)
Только верная собака является верной нам до конца. - "Только верная СОБАКА верна нам до конца". Конрад Ц. Лоренц
V.Итог урока
VI.Домашнее задание: читать в учебнике §4, упр.23 с.19 (списать, найти наречия, прилагательные, причастия, определить их