СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных.»

Предмет: русский язык Тема: Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных.

Класс: 6

Уровень: базовый

Цель: Совершенствовать умения обучающихся распознавать и правильно писать –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных.

Задачи:

  1. Повторить правописание –Н- , -НН- в суффиксах прилагательных, совершенствовать навык словообразования имени прилагательного от имени существительного, правописания прилагательных в краткой форме.

  2. Развивать орфографическую зоркость, умение работать с информацией - анализировать языковой материал, устанавливать закономерности, создавать устное высказывание на лингвистическую тему.

  3. Воспитать уважительное отношение к родному языку, коммуникабельность, критерии нравственно-этического оценивания языкового материала.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Основное содержание:

Имя прилагательное как часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция в предложении. Образование отыменных прилагательных. Краткая форма прилагательных. Правописание -Н- в суффиксах – ИН-, -АН-, - -ЯН- . Правописание –НН- в суффиксах -ЕНН-, -ОНН-. Слова-исключения : оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный.

Термины и понятия:

  • имя прилагательное;

  • отыменные прилагательные;

  • краткая форма имени прилагательного;

  • орфография;

  • суффикс;

  • морфемный разбор;

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;

стремление совершенствовать свою речь, осваивая художественно-выразительные возможности языка;

Метапредметные

Познавательные:

умение работать с информацией – находить учебные материалы в различных информационных ресурсах;

понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

определять основную и второстепенную информацию;

уметь устанавливать аналогии.

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану;

выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение работать с информацией – поиск теоретического и языкового материала, использование данной информации для создания устного и письменного монологического высказывания;

умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;

В ценностно-ориентационной сфере:

понимание важной роли лингвистических знаний как неотъемлемого условия гармоничных социальных и межличностных отношений;

умение взаимодействовать с сетевым пространством, соответствующим требованиям информационной безопасности;

В эстетической сфере:

формирование информационной культуры и эстетического вкуса обучающихся через взаимодействие с ЭОР;

понимание важности соблюдения норм русского языка, их значимости в сетевом пространстве.

Организация образовательного пространства

Инновационное оборудование

    1. Компьютеры, проектор, интерактивная доска.

    2. Документ-камера

Дидактический материал:

  1. Таблица №1. «Постановка учебной цели».

3. Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1.

Ресурсы, в том числе электронные:

1. В. Д. Мошкова. Портрет А. С. Грибоедова (N 205026)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ca70da-fd67-4534-a1bf-980013bfb35c/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

2.Вальс Ми минор (N 21441)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afef261b-bf59-2c4b-39d8-d3b5e938ee18/Griboedoff_Vals_e_moll.htm

3.Таблица "Н и НН в прилагательных" (N 140251)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf

4. Электронное задание "Н и НН". Вариант 1 (N 113464)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399f4d-0a01-0355-0193-18fad5634e84/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_010%5D.html

5.Электронное задание "Н и НН". Вариант 2 (N 113466)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399fb9-0a01-0355-00df-850807594ea4/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_011%5D.html

6. Грамота.ру//

http://www.gramota.ru/slovari/

7. Народные потешные промыслы (N 137031)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000114-1000-4ddd-c711-1500469b3c14/i02_08_01.sw

  • Межпредметные связи: русский язык – литература- музыка

  • Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель: определение темы и цели урока, формирование комфортной психологической среды, способствующей эффективной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Ситуативное(ые) задание(я):

Задание 1: Прослушайте музыкальное произведение.

Учитель: Эта музыка принадлежит А. С. Грибоедову, о творчестве которого мы будем говорить на уроках литературы в старших классах. Один из современников с восторгом восклицал: “Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал Вам талантов: Вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!”

1. В. Д. Мошкова. Портрет А. С. Грибоедова (N 205026)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ca70da-fd67-4534-a1bf-980013bfb35c/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

2.Вальс Ми минор (N 21441)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afef261b-bf59-2c4b-39d8-d3b5e938ee18/Griboedoff_Vals_e_moll.htm

Формы работы: фронтальная (Ф)


Задание 2: Ответьте на вопрос. Чем можно объяснить сильное воздействие этой мелодии на самые сокровенные человеческие чувства?


Примерные ответы обучающихся: Это мелодия нежная, искренняя, романтичная, грустная, душевная и т.д.

Формы работы: фронтальная (Ф)


Задание 3: Ответьте на вопрос. Слова какой части речи помогли вам описать эту музыку? Охарактеризуйте эту часть речи.

Примерные ответы обучающихся:

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.

Начальная форма имен прилагательных – И.п в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной форме. Краткую формумогут образовывать только качественные прилагательные. В предложении прилагательные в полной форме являются определениями, в краткой форме – сказуемыми.

Формы работы: фронтальная (Ф)

Задание 4: Прочитайте фрагмент стихотворения И.С.Тургенева «Цветок». Назовите отыменные прилагательные, то есть прилагательные, образованные от имени существительного.


Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождём
И был заеден пылью знойной,
Спалён полуденным лучом.
И.С. Тургенев «Цветок»


Примерные ответы обучающихся: спокойной – покой, утренним – утро, знойной – зной, полуденным – полдень.

Формы работы: фронтальная (Ф)


Задание 5: Ответьте на вопрос.

Какая орфограмма встретилась в этих словах?

Примерные ответы обучающихся: правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных.

Формы работы: фронтальная (Ф)


Задание 6: Сформулируйте и запишите тему урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель, заполнив таблицу.

Таблица №1. Постановка учебной цели.

Знаю

Хочу знать



Формы работы: индивидуальная (И).


II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: актуализировать знания обучающихся о правописании –Н- и –НН – в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание 1: Проанализируйте таблицу. Повторите правила правописания –Н- и –НН – в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

1.Таблица "Н и НН в прилагательных" (N 140251)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf

Формы работы: индивидуальная (И).

Задание 2:Выполните тест. Электронное задание "Н и НН".

Задание для первой группы:

Электронное задание "Н и НН". Вариант 1 (N 113464)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399f4d-0a01-0355-0193-18fad5634e84/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_010%5D.html


Задание для второй группы:

Электронное задание "Н и НН". Вариант 2 (N 113466)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399fb9-0a01-0355-00df-850807594ea4/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_011%5D.html

Задание 3: Используя толковый словарь, определите лексическое значение следующих слов: масляной-масленый, соляной-соленый, ветреный-ветряная. Составьте предложения.

Задание для первой группы: масляной-масленый

Задание для второй группы: соляной-соленый

Задание для третьей группы: ветреный-ветряная

1. Грамота.ру//

http://www.gramota.ru/slovari/

Формы работы: групповая (Г)

Задание 4:

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: совершенствовать умение правописания суффиксов прилагательных. Учебные задания и методы работы с информацией.

Задание 1: Прочитайте текст. Выпишите отыменные прилагательные с –Н-, -НН- в суффиксах. Выделите орфограммы.

Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1. Текст.

Матрёшка – это деревянная кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрёшек, располагая их по росту.
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.
(По К. Паустовскому)

Примерные ответы обучающихся: деревянная, письменном, стеклянная, соболиными, длинными

Формы работы: индивидуальная (И).

Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Отвечающий демонстрируют с помощью документ-камеры тетрадь с выполненным заданием, поясняя и комментируя орфограммы.

Задание 2: Напишите сочинение – миниатюру «Народные игрушки»

1.Народные потешные промыслы (N 137031)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000114-1000-4ddd-c711-1500469b3c14/i02_08_01.sw

Формы работы: индивидуальная (И).


IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных»

Варианты заданий:

Задание 1: Составьте словарный диктант «Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных».

Задание 2: Составьте развернутое монологическое высказывание на тему «Правописание имен прилагательных»


VI этап. Рефлексивная деятельность

Цель: организация самоанализа обучающимися своей деятельности и её результатов, а также степени удовлетворенности уроком.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самооценка своей деятельности). Посмотрите свои записи в таблице № «Постановка учебной цели». Ответьте на вопросы:

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Расположите на лестнице успеха смайлик на той ступеньке, которая соответствует вашему уровню усвоению темы.

Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...


Использованные информационные источники.


Сайты

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

http://school-collection.edu.ru/

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

3. «Аудиохрестоматия» //

http://аудиохрестоматия.рф/pages/about/

4. Ярус. Портал русского языка//

http://yarus.aspu.ru/

5.Светозар: открытая международная олимпиада школьников по русскому языку//

http://www.svetozar.ru/olympiada/index.html

6. Грамота.ру//

http://www.gramota.ru/slovari/