Предмет:
русский язык Тема:
Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных. Класс: 6
Уровень: базовый
Цель: Совершенствовать умения обучающихся распознавать и правильно писать –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных.
Задачи:
Повторить правописание –Н- , -НН- в суффиксах прилагательных, совершенствовать навык словообразования имени прилагательного от имени существительного, правописания прилагательных в краткой форме.
Развивать орфографическую зоркость, умение работать с информацией - анализировать языковой материал, устанавливать закономерности, создавать устное высказывание на лингвистическую тему.
Воспитать уважительное отношение к родному языку, коммуникабельность, критерии нравственно-этического оценивания языкового материала.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Основное содержание:
Имя прилагательное как часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция в предложении. Образование отыменных прилагательных. Краткая форма прилагательных. Правописание -Н- в суффиксах – ИН-, -АН-, - -ЯН- . Правописание –НН- в суффиксах -ЕНН-, -ОНН-. Слова-исключения : оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный.
Термины и понятия:
имя прилагательное;
отыменные прилагательные;
краткая форма имени прилагательного;
орфография;
суффикс;
морфемный разбор;
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление учебно–познавательного интереса и эмоционально– ценностного отношения к теме урока;
стремление совершенствовать свою речь, осваивая художественно-выразительные возможности языка;
Метапредметные
Познавательные:
умение работать с информацией – находить учебные материалы в различных информационных ресурсах;
понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
извлекать необходимую информацию из прослушанного текста;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
определять основную и второстепенную информацию;
уметь устанавливать аналогии.
Регулятивные:
умение работать по предложенному учителем плану;
выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение работать с информацией – поиск теоретического и языкового материала, использование данной информации для создания устного и письменного монологического высказывания;
умение использовать ЭОРы для самостоятельной учебной деятельности;
В ценностно-ориентационной сфере:
понимание важной роли лингвистических знаний как неотъемлемого условия гармоничных социальных и межличностных отношений;
умение взаимодействовать с сетевым пространством, соответствующим требованиям информационной безопасности;
В эстетической сфере:
формирование информационной культуры и эстетического вкуса обучающихся через взаимодействие с ЭОР;
понимание важности соблюдения норм русского языка, их значимости в сетевом пространстве.
Организация образовательного пространства
Инновационное оборудование
Дидактический материал:
Таблица №1. «Постановка учебной цели».
3. Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1.
Ресурсы, в том числе электронные:
1. В. Д. Мошкова. Портрет А. С. Грибоедова (N 205026)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ca70da-fd67-4534-a1bf-980013bfb35c/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BIL_02%5D.htm
2.Вальс Ми минор (N 21441)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afef261b-bf59-2c4b-39d8-d3b5e938ee18/Griboedoff_Vals_e_moll.htm
3.Таблица "Н и НН в прилагательных" (N 140251)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf
4. Электронное задание "Н и НН". Вариант 1 (N 113464)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399f4d-0a01-0355-0193-18fad5634e84/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_010%5D.html
5.Электронное задание "Н и НН". Вариант 2 (N 113466)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399fb9-0a01-0355-00df-850807594ea4/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_011%5D.html
6. Грамота.ру//
http://www.gramota.ru/slovari/
7. Народные потешные промыслы (N 137031)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000114-1000-4ddd-c711-1500469b3c14/i02_08_01.sw
Межпредметные связи: русский язык – литература- музыка
Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: определение темы и цели урока, формирование комфортной психологической среды, способствующей эффективной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Ситуативное(ые) задание(я):
Задание 1: Прослушайте музыкальное произведение.
Учитель: Эта музыка принадлежит А. С. Грибоедову, о творчестве которого мы будем говорить на уроках литературы в старших классах. Один из современников с восторгом восклицал: “Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал Вам талантов: Вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!”
1. В. Д. Мошкова. Портрет А. С. Грибоедова (N 205026)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61ca70da-fd67-4534-a1bf-980013bfb35c/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BIL_02%5D.htm
2.Вальс Ми минор (N 21441)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afef261b-bf59-2c4b-39d8-d3b5e938ee18/Griboedoff_Vals_e_moll.htm
Формы работы: фронтальная (Ф)
Задание 2: Ответьте на вопрос. Чем можно объяснить сильное воздействие этой мелодии на самые сокровенные человеческие чувства?
Примерные ответы обучающихся: Это мелодия нежная, искренняя, романтичная, грустная, душевная и т.д.
Формы работы: фронтальная (Ф)
Задание 3: Ответьте на вопрос. Слова какой части речи помогли вам описать эту музыку? Охарактеризуйте эту часть речи.
Примерные ответы обучающихся:
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.
Начальная форма имен прилагательных – И.п в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной форме. Краткую формумогут образовывать только качественные прилагательные. В предложении прилагательные в полной форме являются определениями, в краткой форме – сказуемыми.
Формы работы: фронтальная (Ф)
Задание 4: Прочитайте фрагмент стихотворения И.С.Тургенева «Цветок». Назовите отыменные прилагательные, то есть прилагательные, образованные от имени существительного.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождём
И был заеден пылью знойной,
Спалён полуденным лучом.
И.С. Тургенев «Цветок»
Примерные ответы обучающихся: спокойной – покой, утренним – утро, знойной – зной, полуденным – полдень.
Формы работы: фронтальная (Ф)
Задание 5: Ответьте на вопрос.
Какая орфограмма встретилась в этих словах?
Примерные ответы обучающихся: правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных.
Формы работы: фронтальная (Ф)
Задание 6: Сформулируйте и запишите тему урока. Исходя из темы, поставьте перед собой цель, заполнив таблицу.
Таблица №1. Постановка учебной цели.
Формы работы: индивидуальная (И).
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цель: актуализировать знания обучающихся о правописании –Н- и –НН – в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Задание 1: Проанализируйте таблицу. Повторите правила правописания –Н- и –НН – в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
1.Таблица "Н и НН в прилагательных" (N 140251)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf
Формы работы: индивидуальная (И).
Задание 2:Выполните тест. Электронное задание "Н и НН".
Задание для первой группы:
Электронное задание "Н и НН". Вариант 1 (N 113464)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399f4d-0a01-0355-0193-18fad5634e84/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_010%5D.html
Задание для второй группы:
Электронное задание "Н и НН". Вариант 2 (N 113466)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a399fb9-0a01-0355-00df-850807594ea4/%5BRUS6_105%5D_%5BQS_011%5D.html
Задание 3: Используя толковый словарь, определите лексическое значение следующих слов: масляной-масленый, соляной-соленый, ветреный-ветряная. Составьте предложения.
Задание для первой группы: масляной-масленый
Задание для второй группы: соляной-соленый
Задание для третьей группы: ветреный-ветряная
1. Грамота.ру//
http://www.gramota.ru/slovari/
Формы работы: групповая (Г)
Задание 4:
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: совершенствовать умение правописания суффиксов прилагательных. Учебные задания и методы работы с информацией.
Задание 1: Прочитайте текст. Выпишите отыменные прилагательные с –Н-, -НН- в суффиксах. Выделите орфограммы.
Индивидуальная карточка для самостоятельной работы №1. Текст.
Матрёшка – это деревянная кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрёшек, располагая их по росту.
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с наперсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.
(По К. Паустовскому)
Примерные ответы обучающихся: деревянная, письменном, стеклянная, соболиными, длинными
Формы работы: индивидуальная (И).
Для проверки задания рекомендуем использовать документ-камеру. Отвечающий демонстрируют с помощью документ-камеры тетрадь с выполненным заданием, поясняя и комментируя орфограммы.
Задание 2: Напишите сочинение – миниатюру «Народные игрушки»
1.Народные потешные промыслы (N 137031)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000114-1000-4ddd-c711-1500469b3c14/i02_08_01.sw
Формы работы: индивидуальная (И).
IV этап. Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных»
Варианты заданий:
Задание 1: Составьте словарный диктант «Правописание –Н- или –НН- в суффиксах прилагательных».
Задание 2: Составьте развернутое монологическое высказывание на тему «Правописание имен прилагательных»
VI этап. Рефлексивная деятельность
Цель: организация самоанализа обучающимися своей деятельности и её результатов, а также степени удовлетворенности уроком.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самооценка своей деятельности). Посмотрите свои записи в таблице № «Постановка учебной цели». Ответьте на вопросы:
Что я успел сделать на уроке?
Чего достиг?
Что осталось для меня нерешенным?
Расположите на лестнице успеха смайлик на той ступеньке, которая соответствует вашему уровню усвоению темы.
Задание 2 (самоанализ): Продолжите фразу:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Использованные информационные источники.
Сайты
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //
http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
3. «Аудиохрестоматия» //
http://аудиохрестоматия.рф/pages/about/
4. Ярус. Портал русского языка//
http://yarus.aspu.ru/
5.Светозар: открытая международная олимпиада школьников по русскому языку//
http://www.svetozar.ru/olympiada/index.html
6. Грамота.ру//
http://www.gramota.ru/slovari/