ТЕМА УРОКА:
Правописание НЕ с разными частями речи
У Урок-повторение
Место в системе уроков:
13 урок раздела «Синтаксис и пунктуация». Типичный урок повторения орфографии.
Урок направлен на предотвращение забывания усвоенного материала, углубление сведений о ранее изученном, на развитие орфографических навыков и умений.
Триединая цель урока
- Образовательный компонент:
- 1.Повторить и обобщить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи; отработать правила и алгоритм действия.
- 2.Повторить различие НЕ как частицы, приставки и части корня.
- 3.Предупредить речевые недочеты учащихся.
- Развивающий компонент
- 1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- 2. Развивать орфографические навыки написания НЕ с разными частями речи.
- 3. Обогащать речь учащихся, расширять словарный запас.
- 4. Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.
- 5. Совершенствовать навыки целеполагания и рефлексии.
- Воспитывающий компонент
- 1. Воспитывать внимание к устной речи, ее интонационной окрашенности.
- 2. Воспитывать нравственные качества ответственность,
- дисциплинированность, взаимопомощь.
- 3. Расширять кругозор учащихся.
- 4. Формировать коммуникативные качества.
методы:
репродуктивный;
- словесно-наглядно-практический;
- частично-поисковый;
- частично-алгоритмический
- метод контроля и самоконтроля
формы организации деятельности учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная; приемы опроса:
- работа в парах устный с комментированием
- групповая (по уровню сложности) устный фронтальный
формы организации обучения : письменный (в тетрадях и
формы урока: устный и письменный
- диалог (вопрос-ответ) с опорой на алгоритм
- самостоятельная работа
- практическая работа
Учащиеся знают:
условия слитного и раздельного
написания НЕ с разными частями
речи.
Учащиеся умеют:
различать НЕ как частицу, приставку,
- часть корня;
- использовать усвоенные ранее знания в
- стандартной и нестандартной ситуации;
самостоятельно работать с учебником.
Комментируют примеры
Результат урока:
повторить слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Структура урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Цель
- Актуализация знаний
- Повторение изученного ранее материала
- Здоровьесберегающая пауза (проводится в середине этапа повторения изученного ранее материала)
- Итог урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Словарная диктовка:
Нечем удивить; не терпит неправды; не преследовал неприятеля; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; неширокая, а рыбная река; невысокий дом; непрочитанная книга, говорил не правду, а ложь, не слышит шороха, орех не расколот.
- Объяснение написания НЕ с разными частями речи
АЛГОРИТМ
- 1) Употребляется слово с НЕ или нет?
- 2) Определить часть речи.
- 3) Вспомнить правило.
Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).
1 . Я полюбил ненастный шум вечерний,
Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)
2. В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)
3. Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)
4. И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)
5. Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено. (Н.Языков)
6. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш.
А кругом на полях (не)пробудная тишь.
7.И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)
Делают вывод
Продолжите строчку
1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден…
2).Без труда… и рыбки из пруда.
3). После драки кулаками …
4). Кто…, тот…
5).Книга в счастье украшает, а в… утешает.
Вопросы:
- Какой общей темой объединены?
- О чем эти пословицы?
- Как пишется Не с глаголами?
- НЕ выучил, не делал, НЕ знаешь - не спеши! С глаголами раздельно Частицу НЕ пиши.
Конструирование предложений (перестройте предложения так, чтобы в них были деепричастные обороты)
- 1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
- 2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.
- 3. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
- Вопросы:
- Как пишется НЕ с деепричастиями?
- Всегда ли НЕ с деепричастиями и глаголами пишется раздельно?
- Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?
- Одно всем твердо нужно знать,
- Ошибок чтоб не допускать:
- Неволить, недоумевать,
- Несдобровать, негодовать,
- Неистовствовать, ненавидеть,
- Неможется и невзлюбить.
- Неймется и глагол невзвидеть
- Без «не» никак не могут жить.
Игра “Четвертое лишнее” (какое слово лишнее в каждом ряду?)
-
- а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.
-
- б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, (не)приятная весть, ответы (не)подготовлены.
-
- в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)записанное учеником задание.
- Вопросы:
- - Какой частью речи являются слова с НЕ?
- - Как пишется НЕ с причастиями?
Работа в парах (з амените развёрнутое описание одним словом с НЕ-)
- 1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка ( небылица )
- 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька ( неваляшка )
- 3. Грубый, невоспитанный человек ( невежа )
- 4. Необразованный, малосведущий человек ( невежда )
- 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то ( невезение )
- 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
- 7. Раб, обычно из пленников ( невольник )
- 8. Отсутствие свободы, рабство. ( неволя )
- 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте ( непоседа )
- 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо ( неумеха )
- 11. Военный противник, враг ( неприятель)
Самостоятельная работа (карточки)
- (Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)откуда ждать помощи.
- Вопросы:
- - К каким частям речи относятся выделенные слова?
- - Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ?
Итоги урока слитно
- 1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется.
- 2) С существ., прилагат. и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.
- 3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.
- 4) С отрицательными и неопределенными местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями.
- РАЗДЕЛЬНО
1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.
- 2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.
- 3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.
- 4) С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога.
- 5) В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, чуть не
Домашнее задание:
Сочинить сказку «НЕ в стране Частей Речи».
Итак, сегодня на уроке (рефлексия)
1. На уроке я работал
(активно / пассивно)
2. Своей работой я
(доволен / не доволен)
3. Урок для меня показался
(коротким/длинным)
4. За урок я
(не устал / устал)
5. Мое настроение
(стало лучше / стало хуже)
6. Материал урока мне был
(понятен/непонятен )