СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание НЕ с разными частями речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание НЕ с разными частями речи. Типичный урок повторения орфографии в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Правописание НЕ с разными частями речи.»

 ТЕМА УРОКА: Правописание НЕ с разными частями речи

ТЕМА УРОКА:

Правописание НЕ с разными частями речи

У Урок-повторение  Место в системе уроков:    13 урок раздела  «Синтаксис и пунктуация». Типичный урок повторения орфографии.  Урок направлен на предотвращение забывания усвоенного материала, углубление сведений о ранее изученном, на развитие орфографических навыков и умений.

У Урок-повторение

Место в системе уроков:

13 урок раздела «Синтаксис и пунктуация». Типичный урок повторения орфографии.

Урок направлен на предотвращение забывания усвоенного материала, углубление сведений о ранее изученном, на развитие орфографических навыков и умений.

 Триединая цель урока  Образовательный компонент: 1.Повторить и обобщить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи; отработать правила и алгоритм действия. 2.Повторить различие НЕ как частицы, приставки и части корня. 3.Предупредить речевые недочеты учащихся.  Развивающий компонент 1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать. 2. Развивать орфографические навыки написания НЕ с разными частями речи. 3. Обогащать речь учащихся, расширять словарный запас. 4. Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения. 5. Совершенствовать навыки целеполагания и рефлексии.  Воспитывающий компонент 1. Воспитывать внимание к устной речи, ее интонационной окрашенности. 2. Воспитывать нравственные качества ответственность,  дисциплинированность, взаимопомощь. 3. Расширять кругозор учащихся. 4. Формировать коммуникативные качества.

Триединая цель урока

  • Образовательный компонент:
  • 1.Повторить и обобщить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи; отработать правила и алгоритм действия.
  • 2.Повторить различие НЕ как частицы, приставки и части корня.
  • 3.Предупредить речевые недочеты учащихся.
  • Развивающий компонент
  • 1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
  • 2. Развивать орфографические навыки написания НЕ с разными частями речи.
  • 3. Обогащать речь учащихся, расширять словарный запас.
  • 4. Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.
  • 5. Совершенствовать навыки целеполагания и рефлексии.
  • Воспитывающий компонент
  • 1. Воспитывать внимание к устной речи, ее интонационной окрашенности.
  • 2. Воспитывать нравственные качества ответственность,
  • дисциплинированность, взаимопомощь.
  • 3. Расширять кругозор учащихся.
  • 4. Формировать коммуникативные качества.
  методы:    репродуктивный;  словесно-наглядно-практический;  частично-поисковый;  частично-алгоритмический метод контроля и самоконтроля  формы организации деятельности учащихся: коллективная; индивидуальная; приемы опроса: работа в парах устный с комментированием групповая (по уровню сложности) устный фронтальный  формы организации обучения : письменный (в тетрадях и  урок у доски)  формы урока: устный и письменный диалог (вопрос-ответ) с опорой на алгоритм самостоятельная работа практическая работа

методы:

репродуктивный;

  • словесно-наглядно-практический;
  • частично-поисковый;
  • частично-алгоритмический
  • метод контроля и самоконтроля

формы организации деятельности учащихся:

  • коллективная;
  • индивидуальная; приемы опроса:
  • работа в парах устный с комментированием
  • групповая (по уровню сложности) устный фронтальный

формы организации обучения : письменный (в тетрадях и

  • урок у доски)

формы урока: устный и письменный

  • диалог (вопрос-ответ) с опорой на алгоритм
  • самостоятельная работа
  • практическая работа
    Учащиеся знают:   условия слитного и раздельного  написания НЕ с разными частями  речи.   Учащиеся умеют:  различать НЕ как частицу, приставку, часть корня; использовать усвоенные ранее знания в стандартной и нестандартной ситуации;  самостоятельно работать с учебником.  Комментируют примеры

Учащиеся знают:

условия слитного и раздельного

написания НЕ с разными частями

речи.

Учащиеся умеют:

различать НЕ как частицу, приставку,

  • часть корня;
  • использовать усвоенные ранее знания в
  • стандартной и нестандартной ситуации;

самостоятельно работать с учебником.

Комментируют примеры

 Результат урока:   повторить слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Результат урока:

повторить слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Структура урока: Организационный момент Проверка домашнего задания Цель Актуализация знаний Повторение изученного ранее материала Здоровьесберегающая пауза (проводится в середине этапа повторения изученного ранее материала) Итог урока Домашнее задание Рефлексия

Структура урока:

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Цель
  • Актуализация знаний
  • Повторение изученного ранее материала
  • Здоровьесберегающая пауза (проводится в середине этапа повторения изученного ранее материала)
  • Итог урока
  • Домашнее задание
  • Рефлексия
 Словарная диктовка:  Нечем удивить; не терпит неправды; не преследовал неприятеля; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; неширокая, а рыбная река; невысокий дом; непрочитанная книга, говорил не правду, а ложь, не слышит шороха, орех не расколот.  - Объяснение написания НЕ с разными частями речи    АЛГОРИТМ   1) Употребляется слово с НЕ или нет?  2) Определить часть речи.  3) Вспомнить правило.

Словарная диктовка:

Нечем удивить; не терпит неправды; не преследовал неприятеля; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; неширокая, а рыбная река; невысокий дом; непрочитанная книга, говорил не правду, а ложь, не слышит шороха, орех не расколот.

- Объяснение написания НЕ с разными частями речи

АЛГОРИТМ

  • 1) Употребляется слово с НЕ или нет?
  • 2) Определить часть речи.
  • 3) Вспомнить правило.

 Выборочный диктант   (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).   1 . Я полюбил ненастный шум вечерний,  Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов) 2. В местности этой невзрачной  Сладко мне спится  На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов) 3. Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица) 4. И волны и суша покорны тебе;  Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин) 5. Нелюдимо наше море,  День и ночь шумит оно;  В роковом его просторе  Много бед погребено. (Н.Языков) 6. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш.  А кругом на полях (не)пробудная тишь. 7.И ударил своего ненавистника  Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)  Делают вывод

Выборочный диктант (выписать слова с НЕ и определить, какому орфографическому правилу подчинено их написание).

1 . Я полюбил ненастный шум вечерний,

Огни в реке и Вологду во мгле. (Н. Рубцов)

2. В местности этой невзрачной

Сладко мне спится

На сене под крышей чердачной. (Н.Рубцов)

3. Потчевать велено, а неволить нельзя. (Пословица)

4. И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе. (А.Пушкин)

5. Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено. (Н.Языков)

6. Над рекой, наклонясь, что-то шепчет камыш.

А кругом на полях (не)пробудная тишь.

7.И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча. (М. Лермонтов)

Делают вывод

 Продолжите строчку   1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден… 2).Без труда… и рыбки из пруда. 3). После драки кулаками … 4). Кто…, тот… 5).Книга в счастье украшает, а в… утешает.   Вопросы:  Какой общей темой объединены?  О чем эти пословицы?  Как пишется Не с глаголами?  НЕ выучил, не делал,  НЕ знаешь - не спеши!  С глаголами раздельно  Частицу НЕ пиши.

Продолжите строчку

1). Кто мать сыру землю любит, тот голоден…

2).Без труда… и рыбки из пруда.

3). После драки кулаками …

4). Кто…, тот…

5).Книга в счастье украшает, а в… утешает.

Вопросы:

  • Какой общей темой объединены?
  • О чем эти пословицы?
  • Как пишется Не с глаголами?
  • НЕ выучил, не делал, НЕ знаешь - не спеши! С глаголами раздельно Частицу НЕ пиши.
 Конструирование  предложений   (перестройте предложения так, чтобы в них были деепричастные обороты)   1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы. 2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли. 3. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи. Вопросы:  Как пишется НЕ с деепричастиями?  Всегда ли НЕ с деепричастиями и глаголами пишется раздельно? Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?   Одно всем твердо нужно знать,  Ошибок чтоб не допускать:  Неволить, недоумевать,  Несдобровать, негодовать,  Неистовствовать, ненавидеть,  Неможется и невзлюбить.  Неймется и глагол невзвидеть  Без «не» никак не могут жить.

Конструирование предложений (перестройте предложения так, чтобы в них были деепричастные обороты)

  • 1. Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
  • 2. Дождь прошел стороной и даже не замочил дорожной пыли.
  • 3. Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
  • Вопросы:
  • Как пишется НЕ с деепричастиями?
  • Всегда ли НЕ с деепричастиями и глаголами пишется раздельно?
  • Чем является НЕ в глаголах и деепричастиях?
  • Одно всем твердо нужно знать,
  • Ошибок чтоб не допускать:
  • Неволить, недоумевать,
  • Несдобровать, негодовать,
  • Неистовствовать, ненавидеть,
  • Неможется и невзлюбить.
  • Неймется и глагол невзвидеть
  • Без «не» никак не могут жить.
 Игра “Четвертое лишнее”   (какое слово лишнее в каждом ряду?)     а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.   б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, (не)приятная весть, ответы (не)подготовлены.   в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)записанное учеником задание. Вопросы: -  Какой частью речи являются слова с НЕ? - Как пишется НЕ с причастиями?

Игра “Четвертое лишнее” (какое слово лишнее в каждом ряду?)

  •  
  • а) (Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.
  •  
  • б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, (не)приятная весть, ответы (не)подготовлены.
  •  
  • в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)записанное учеником задание.
  • Вопросы:
  • - Какой частью речи являются слова с НЕ?
  • - Как пишется НЕ с причастиями?
 Работа в парах  (з амените развёрнутое описание  одним словом с НЕ-) 1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка ( небылица ) 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька ( неваляшка ) 3. Грубый, невоспитанный человек ( невежа ) 4. Необразованный, малосведущий человек ( невежда ) 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то ( невезение ) 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды) 7. Раб, обычно из пленников ( невольник ) 8. Отсутствие свободы, рабство. ( неволя ) 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте ( непоседа ) 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо ( неумеха ) 11. Военный противник, враг ( неприятель)

Работа в парах амените развёрнутое описание одним словом с НЕ-)

  • 1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка ( небылица )
  • 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька ( неваляшка )
  • 3. Грубый, невоспитанный человек ( невежа )
  • 4. Необразованный, малосведущий человек ( невежда )
  • 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то ( невезение )
  • 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
  • 7. Раб, обычно из пленников ( невольник )
  • 8. Отсутствие свободы, рабство. ( неволя )
  • 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте ( непоседа )
  • 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо ( неумеха )
  • 11. Военный противник, враг ( неприятель)
Самостоятельная работа (карточки) (Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)откуда ждать помощи.  Вопросы: - К каким частям речи относятся выделенные слова? - Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ?

Самостоятельная работа (карточки)

  • (Не)кому доверить ответственное выступление. (Не)кого винить в произошедшем. Опоздал на (не)сколько минут. (Не)когда отдохнуть. (Не)чего сказать в оправдание. (Не)откуда ждать помощи.
  • Вопросы:
  • - К каким частям речи относятся выделенные слова?
  • - Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения и наречия с НЕ?
 Итоги урока   слитно 1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется. 2) С существ., прилагат. и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению. 3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.  4) С отрицательными и неопределенными местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями.    РАЗДЕЛЬНО  1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление. 2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. 3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова. 4) С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога. 5) В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не,  ничуть не, чуть не

Итоги урока слитно

  • 1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется.
  • 2) С существ., прилагат. и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.
  • 3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов. 
  • 4) С отрицательными и неопределенными местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями.
  • РАЗДЕЛЬНО

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

  • 2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.
  • 3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.
  • 4) С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога.
  • 5) В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, чуть не
 Домашнее задание:  Сочинить сказку «НЕ в стране Частей Речи».

Домашнее задание:

Сочинить сказку «НЕ в стране Частей Речи».

 Итак, сегодня на уроке  (рефлексия)    1. На уроке я работал  (активно / пассивно)  2. Своей работой я  (доволен / не доволен)  3. Урок для меня показался  (коротким/длинным)  4. За урок я  (не устал / устал)  5. Мое настроение  (стало лучше / стало хуже)  6. Материал урока мне был  (понятен/непонятен )

Итак, сегодня на уроке (рефлексия)

1. На уроке я работал

(активно / пассивно)

2. Своей работой я

(доволен / не доволен)

3. Урок для меня показался

(коротким/длинным)

4. За урок я

(не устал / устал)

5. Мое настроение

(стало лучше / стало хуже)

6. Материал урока мне был

(понятен/непонятен )