СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание не с существительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доступной форме объясняется новый материал,используя современные технологии. Учащимся интересно выполнять эти задания.

Просмотр содержимого документа
«Правописание не с существительными»

Правописание НЕ с существительными Урок русского языка  в 6 классе

Правописание НЕ с существительными

Урок русского языка

в 6 классе

 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ    Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание. 1 группа 2 группа 3 группа  Пр…лестный оз…рить сл…гать  К…снуться сверх…нтересный под..грать  Заг...рать пр…градить з..рница  Под…тожить пут…шествие без…дейный

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание.

  • 1 группа 2 группа 3 группа
  • Пр…лестный оз…рить сл…гать
  • К…снуться сверх…нтересный под..грать
  • Заг...рать пр…градить з..рница
  • Под…тожить пут…шествие без…дейный
 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ    Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание. 1 группа 2 группа 3 группа  Пр е лестный оз а рить сл а гать  К о снуться сверх и нтересный под ы грать  Заг о рать пр е градить з а рница  Под ы тожить пут е шествие без ы дейный

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание.

  • 1 группа 2 группа 3 группа
  • Пр е лестный оз а рить сл а гать
  • К о снуться сверх и нтересный под ы грать
  • Заг о рать пр е градить з а рница
  • Под ы тожить пут е шествие без ы дейный
Мобилизующий этап 1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. 2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье помогло. 3. (Не)пером пишут, а умом. Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл. Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо. Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл. Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.

Мобилизующий этап

1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.

2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье помогло.

3. (Не)пером пишут, а умом.

  • Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл. Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.
  • Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.
  • Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.
Формирование темы и цели урока 1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. 2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. 3. (Не)пером пишут, а умом. Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Формирование темы и цели урока

1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.

2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.

3. (Не)пером пишут, а умом.

  • Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
  • Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Не с существительными 1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. 2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. 3. (Не)пером пишут, а умом. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: Познакомиться с …; Учиться … Познакомиться с …; Учиться …

Не с существительными

1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.

2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.

3. (Не)пером пишут, а умом.

  • Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
  • Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
  • Познакомиться с …; Учиться …
  • Познакомиться с …;
  • Учиться …
Не с существительными Цель урока: 1) познакомиться с правилом написания не с существительными; 2) учиться правильно писать не с именами существительными.  Цель урока: 1) познакомиться с правилом написания не с существительными; 2) учиться правильно писать не с именами существительными.  Весеннее ( не)настье – семь погод на дворе.  Весеннее ( не)настье – семь погод на дворе.  Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье . Употребляется ли слово (не)настье без не ? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.

Не с существительными

Цель урока:

1) познакомиться с правилом написания не с существительными;

2) учиться правильно писать не с именами существительными.

  • Цель урока: 1) познакомиться с правилом написания не с существительными; 2) учиться правильно писать не с именами существительными.

Весеннее ( не)настье – семь погод на дворе.

  • Весеннее ( не)настье – семь погод на дворе.

Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье . Употребляется ли слово (не)настье без не ? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.

Не с существительными  Чем в этом случае является не в слове?  Чем в этом случае является не в слове? (не)настье

Не с существительными

  • Чем в этом случае является не в слове?
  • Чем в этом случае является не в слове?

(не)настье

Не с существительными  В этом случае не является частью корня.  В этом случае не является частью корня. ненастье  На письме мы будем обозначать это так:  На письме мы будем обозначать это так:

Не с существительными

  • В этом случае не является частью корня.
  • В этом случае не является частью корня.

ненастье

  • На письме мы будем обозначать это так:
  • На письме мы будем обозначать это так:
Не с существительными Эти существительные без НЕ не употребляются  невежа невеличка небрежность  невзгода незнайка неверие ЗАПОМНИТЬ! неряха ненастье нелепица неистовство неурядица нехватка   негодник недовес невольник недоделка недоросль недотёпа

Не с существительными

Эти существительные без НЕ не употребляются

невежа

невеличка

небрежность

невзгода

незнайка

неверие

ЗАПОМНИТЬ!

неряха

ненастье

нелепица

неистовство

неурядица

нехватка  

негодник

недовес

невольник

недоделка

недоросль

недотёпа

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица «НЕ». Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел несуразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна… Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы «НЕ

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица «НЕ».

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел несуразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна…

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы «НЕ

Не с существительными Назовите существительное с не из второй пословицы. Назовите существительное с не из второй пословицы.  Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. Сравните слова счастье и (не)счастье . Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением. Сравните слова счастье и (не)счастье . Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.

Не с существительными

  • Назовите существительное с не из второй пословицы.
  • Назовите существительное с не из второй пословицы.

Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.

  • Сравните слова счастье и (не)счастье . Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.
  • Сравните слова счастье и (не)счастье . Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.
Не с существительными Несчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное. горе беда (не)счастье Счастье Не  придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является? Не  является в слове приставкой Как пишется  не  с существительными в этом случае?

Не с существительными

Несчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное.

горе

беда

(не)счастье

Счастье

Не придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является?

Не является в слове приставкой

Как пишется не с существительными в этом случае?

Не с существительными горе беда Счастье несчастье Сделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения. Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.

Не с существительными

горе

беда

Счастье

несчастье

Сделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения.

Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.

Не с существительными  Если слово без  не  не употребляется.  Итак, НЕ с существительными пишется слитно: Ненастье Несчастье Если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением

Не с существительными

Если слово без

не

не употребляется.

Итак,

НЕ с существительными пишется

слитно:

Ненастье

Несчастье

Если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением

Не с существительными Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное? Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное? 3. (Не)пером пишут, а умом. Не вносит отрицательный смысл. Не вносит отрицательный смысл. Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление. Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.

Не с существительными

  • Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное?
  • Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное?

3. (Не)пером пишут, а умом.

Не вносит отрицательный смысл.

  • Не вносит отрицательный смысл.

Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.

  • Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.
Не с существительными Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом. Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.  Не пером пишут, а умом.

Не с существительными

  • Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.
  • Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.

Не пером пишут, а умом.

Не с существительными Далеко не Отнюдь не Вовсе не Совсем не Нисколько не Ничуть не Слова-«магниты»

Не с существительными

Далеко не

Отнюдь не

Вовсе не

Совсем не

Нисколько не

Ничуть не

Слова-«магниты»

Не с существительными  Если есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а).  Не пером, а умом. Вовсе не брат Итак, Не с существительными пишется раздельно: Если есть слова- «магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не

Не с существительными

Если есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а).

Не пером, а умом.

Вовсе не брат

Итак,

Не с существительными пишется

раздельно:

Если есть слова- «магниты»

далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не

Не с существительными Слитно  Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением  Без не не употребляется НЕ с существи-тельными далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не  Есть скрытое или явное противопоставление  (с союзом а) Раздельно

Не с существительными

Слитно

Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением

Без не не употребляется

НЕ с существи-тельными

далеко не,

вовсе не,

ничуть не,

отнюдь не, нисколько не, совсем не

Есть скрытое или явное противопоставление

(с союзом а)

Раздельно

Не с существительными парная работа Схемы (Не)работа сушит, а з..бота.  1. не (Не)печ.. кормит, а руки.  2. не Чу..ствовать (не)пр..язнь.  Рас..казывать (не)былицы.  3. слово-«магнит» не… Слезы (не)г..д..вания. (Не)р..ш..тельность действий. 4. не , а (Не)точность в ..твете.  Отнюдь (не)дурак. Раскрыть скобки , вставить пропущенные буквы. Внимательно рассмотрите схемы и подобрать их к каждому предложению

Не с существительными

парная работа

Схемы

(Не)работа сушит, а з..бота.

1. не

(Не)печ.. кормит, а руки.

2. не

Чу..ствовать (не)пр..язнь.

Рас..казывать (не)былицы.

3. слово-«магнит» не…

Слезы (не)г..д..вания.

(Не)р..ш..тельность действий.

4. не , а

(Не)точность в ..твете.

Отнюдь (не)дурак.

Раскрыть скобки , вставить пропущенные буквы. Внимательно рассмотрите схемы и подобрать их к каждому предложению

Не с существительными Схемы Упражнение 1 1. Чувствовать неприязнь.  1. не  Слезы негодования.  2. не  Рассказывать небылицы.  2. Нерешительность действий.  3. слово-«магнит» не…  Неточность в ответе.  3. Отнюдь не дурак. 4. не , а 4. Не печь кормит, а руки.  Не работа сушит, а забота.

Не с существительными

Схемы

Упражнение 1

1. Чувствовать неприязнь.

1. не

Слезы негодования.

2. не

Рассказывать небылицы.

2. Нерешительность действий.

3. слово-«магнит» не…

Неточность в ответе.

3. Отнюдь не дурак.

4. не , а

4. Не печь кормит, а руки.

Не работа сушит, а забота.

Итог урока  Скажите, над чем мы сегодня работали? Мы познакомились с правописанием НЕ с именами существи- тельными, учились правильно писать существительные с НЕ.  Расскажите правило правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры.  Домашнее задание

Итог урока

Скажите, над чем мы сегодня работали?

Мы познакомились с правописанием НЕ с именами существи- тельными, учились правильно писать существительные с НЕ.

Расскажите правило правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры.

Домашнее задание

Спасибо за урок! Ваш КАВ

Спасибо за урок!

Ваш КАВ