Правописание НЕ с существительными
Урок русского языка
в 6 классе
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание.
- 1 группа 2 группа 3 группа
- Пр…лестный оз…рить сл…гать
- К…снуться сверх…нтересный под..грать
- Заг...рать пр…градить з..рница
- Под…тожить пут…шествие без…дейный
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание.
- 1 группа 2 группа 3 группа
- Пр е лестный оз а рить сл а гать
- К о снуться сверх и нтересный под ы грать
- Заг о рать пр е градить з а рница
- Под ы тожить пут е шествие без ы дейный
Мобилизующий этап
1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.
2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье помогло.
3. (Не)пером пишут, а умом.
- Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл. Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.
- Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.
- Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.
Формирование темы и цели урока
1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.
2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
3. (Не)пером пишут, а умом.
- Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Не с существительными
1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе.
2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
3. (Не)пером пишут, а умом.
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
- Познакомиться с …; Учиться …
- Познакомиться с …;
- Учиться …
Не с существительными
Цель урока:
1) познакомиться с правилом написания не с существительными;
2) учиться правильно писать не с именами существительными.
- Цель урока: 1) познакомиться с правилом написания не с существительными; 2) учиться правильно писать не с именами существительными.
Весеннее ( не)настье – семь погод на дворе.
- Весеннее ( не)настье – семь погод на дворе.
Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье . Употребляется ли слово (не)настье без не ? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.
Не с существительными
- Чем в этом случае является не в слове?
- Чем в этом случае является не в слове?
(не)настье
Не с существительными
- В этом случае не является частью корня.
- В этом случае не является частью корня.
ненастье
- На письме мы будем обозначать это так:
- На письме мы будем обозначать это так:
Не с существительными
Эти существительные без НЕ не употребляются
невежа
невеличка
небрежность
невзгода
незнайка
неверие
ЗАПОМНИТЬ!
неряха
ненастье
нелепица
неистовство
неурядица
нехватка
негодник
недовес
невольник
недоделка
недоросль
недотёпа
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица «НЕ».
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы «НЕ
Не с существительными
- Назовите существительное с не из второй пословицы.
- Назовите существительное с не из второй пословицы.
Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.
- Сравните слова счастье и (не)счастье . Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.
- Сравните слова счастье и (не)счастье . Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.
Не с существительными
Несчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное.
горе
беда
(не)счастье
Счастье
Не придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является?
Не является в слове приставкой
Как пишется не с существительными в этом случае?
Не с существительными
горе
беда
Счастье
несчастье
Сделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения.
Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.
Не с существительными
Если слово без
не
не употребляется.
Итак,
НЕ с существительными пишется
слитно:
Ненастье
Несчастье
Если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением
Не с существительными
- Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное?
- Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное?
3. (Не)пером пишут, а умом.
Не вносит отрицательный смысл.
- Не вносит отрицательный смысл.
Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.
- Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.
Не с существительными
- Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.
- Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.
Не пером пишут, а умом.
Не с существительными
Далеко не
Отнюдь не
Вовсе не
Совсем не
Нисколько не
Ничуть не
Слова-«магниты»
Не с существительными
Если есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а).
Не пером, а умом.
Вовсе не брат
Итак,
Не с существительными пишется
раздельно:
Если есть слова- «магниты»
далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не
Не с существительными
Слитно
Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением
Без не не употребляется
НЕ с существи-тельными
далеко не,
вовсе не,
ничуть не,
отнюдь не, нисколько не, совсем не
Есть скрытое или явное противопоставление
(с союзом а)
Раздельно
Не с существительными
парная работа
Схемы
(Не)работа сушит, а з..бота.
1. не
(Не)печ.. кормит, а руки.
2. не
Чу..ствовать (не)пр..язнь.
Рас..казывать (не)былицы.
3. слово-«магнит» не…
Слезы (не)г..д..вания.
(Не)р..ш..тельность действий.
4. не , а
(Не)точность в ..твете.
Отнюдь (не)дурак.
Раскрыть скобки , вставить пропущенные буквы. Внимательно рассмотрите схемы и подобрать их к каждому предложению
Не с существительными
Схемы
Упражнение 1
1. Чувствовать неприязнь.
1. не
Слезы негодования.
2. не
Рассказывать небылицы.
2. Нерешительность действий.
3. слово-«магнит» не…
Неточность в ответе.
3. Отнюдь не дурак.
4. не , а
4. Не печь кормит, а руки.
Не работа сушит, а забота.
Итог урока
Скажите, над чем мы сегодня работали?
Мы познакомились с правописанием НЕ с именами существи- тельными, учились правильно писать существительные с НЕ.
Расскажите правило правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры.
Домашнее задание
Спасибо за урок!
Ваш КАВ