СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вариант проведения урока по теме «Правописание О-Е  после шипящих и ц в окончаниях существительных», в котором были использованы и материалы из Интернета

Просмотр содержимого документа
«Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»»

Тема: «Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

основная цель: усвоение правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

задачи:

обучающая - формирование навыков правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, умения применять нужное правило, видеть орфограмму и её опознавательные признаки

развивающая - развитие познавательных и творческих способностей учащихся через разнообразные виды деятельности

воспитательная -повышение мотивации к процессу обучения и взаимодействия друг с другом

Оргмомент. приветствие учащихся. запись темы урока.

постановка целей. Чему мы должны научиться на уроке? (правильно писать окончания имен существительных после шипящих и ц)

назовите шипящие звуки. ж,ш,ч,щ

Какое пресмыкающееся издает такие звуки? Змея ещё и является символом мудрости. Нам надо сегодня хорошенько поработать, чтобы она осталась нами довольна. А за ошибки змейка жалит больно.

Какую орфограмму вы уже изучили, в которой опознавательным признаком тоже был шипящий?

Вспомните и расскажите правило правописания о-ё после шипящих в корне слова.

Словарная работа. Сейчас два факира у доски будут услаждать слух змеи прекрасной музыкой знаний. Правописание слов объясняют по очереди.

Шепот шофера, скоростное шоссе, горячий шоколад, расчетливый хозяин, зашел за решетку, ночные шорохи, черная щётка.

Индивидуально в это время работает ученик с ОМС Слайд 2(интерактивная доска)

Подготовка к восприятию темы:

Прочитайте стихотворные строки. Что в них общего? Какое настроение они создают? светлое, весеннее.

Найдите имена существительные с орфограммой после шипящего. Работа с интерактивной доской. Двумя чертами подчеркиваем шипящую, одной – последующую гласную.

душой, ландышей, межой, карандашом, пейзажем, вернисажем.

Выделим морфему, в которой встречается эта орфограмма.

Почему в одних словах после шипящей пишется Е, а в других – о? (подсказка: поставьте ударения)

Сформулируйте правило правописания о-е после шипящих в окончаниях имен существительных.

Работа с учебником. Откройте §101. Сравните свои выводы с правилом на с221. Прочитаем его.

Закрепление изученного.

Выпишите из стихотворения слова с пропущенными буквами, обозначьте условия орфограммы

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м,
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м,
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

Из скольких слов составилась наша змейка?

Творческое задание (устно). Змейка ползает быстро, вам тоже придется быстро соображать. Закончите предложение подходящим по смыслу словом, объяснив его правописание.

Дверь открывалась огромным … ключом.

Бабушка потчевала нас украинским … борщом.

Большое белое облако плывет над березовой …рощей

На уроке я рисовал простым … карандашом.

Я закончу медицинский институт и стану хорошим … врачом.

Выборочно-распределительный диктант. Из пословиц выпишите только слова с изучаемой орфограммой. Распределите слова в два столбика.

инд у доски – ОМС №3

  • Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо.

  • Не чванься отцом, хвались сыном-молодцом. (Чванься – важничай, кичись)

  • Под каждой крышей свои мыши.

  • Не рад и блину, как кирпичом в спину.

  • Долг платежом красен.

  • Не ломай каравай, а ножом режь да ешь.

  • Красна речь пословицей.

  • Всякое дело концом хорошо.

  • Где горшок с кашей, там и мы ваши.

  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. (Вьется ужом, а топорщится ежом)

Физкультминутка: если о – встаете, е – садитесь

шалашом, грушей, огурцом, горчицей, свечой, стражем, лапшой, стрижом, со сверстницей, овцой, экипажем, сердцем, храбрецом, умельцем.

Буквенный диктант: записываете только букву.

Удальцом, морозцем, вереницей, скворцом, баржей, кожей, отцов, камышом, неудачей, сторожем, рощей, с малышом, продавщицей, зайцем, калачом.

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадками, правильный ответ – плюс, ошибка – минус. Ни одного минуса - 5, 1-2 минуса -4, 3-4 минуса – 3, больше -2. Рядом поставьте свою подпись, фамилию того, кто проверял.

Работа с упр.558 ? (если успеваем)

Самостоятельная работа упр556

Итоги: чему научились на сегодняшнем уроке?

д\з: сл, п101, упр560 ( 4-5 по заданию, для 3 – списать и обозначить условия орфограмм)

Рефлексия: как вы думаете, довольна змейка вашими знаниями? Хорошо ли вы сегодня поработали на уроке? Интересно ли вам было на уроке? (руки поднимите)