СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний имён прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний имён прилагательных»

Проект урока русского языка в 3 «Д» классе

Составила учитель МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» г. Тамбова:

Ранчина Анна Валерьевна

Тема: «Правописание окончаний имён прилагательных»

Тип урока:

Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий.

 

Планируемые результаты

 

Предметные

Ученик научится:

- проверять безударные окончания имён прилагательных.

 

Познавательные


-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

- Воспроизведение своими словами алгоритмов;  выполнение действий по образцу, алгоритму.

- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.

 

Регулятивные

- Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления.

- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

- Составлять план и последовательность действий.

- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

 

Коммуникативные

- Определять общую цель и пути  её достижения.

- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.

- Соблюдать грамматические нормы речи.

 

Учебно - методическое обеспечение

 

- Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: учебник - М.: Вентана-Граф, 2013;

- Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь№2 - М.:     Вентана-Граф, 2013;

     -  Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам – М.:         Вентана-Граф, 2011.

     - Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Методы и приёмы организации деятельности учащихся:

- наблюдение над языковым материалом;

- сравнение написания окончаний прилагательных с окончаниями вопросов;

- коллективное выведение правила, его обсуждение;

- составление словосочетаний по заданной модели;

- беседа по заданиям учебника с последовательным поэтапным выполнением заданий;

- организация самостоятельного выполнения задания с оказанием индивидуальной помощи тем, кому она необходима;

- организация работы в группах, парах.

 

Учебно-дидактическое обеспечение:

- Учебник «Русский язык» Ч. 2,

- карточка-помощник

- презентация

- сайт «МЭШ», «Учи.ру»

Оборудование: проектор, экран, 6 ноутбуков, четыре цвета мела, рабочие тетради, по три смайлика на каждого, учебник, магнитики на каждого.




 



№ этапа урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I

Мотивация

Прозвенел звонок! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и

пожелайте себе и всем удачи на уроке.


- Руки? (- На месте)

- Ноги? (- На месте)

- Локти? (- У края)

- Спина? (- Прямая)


- Сегодня на уроке нам необходимо :

Быть – внимательными, активными, старательными;

Будем – продолжать учиться красиво и грамотно писать, думать и рассуждать.

- Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы её понимаете?

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.



















- Мы узнаём что-то новое.


Дети сидят группами по 4человека (6 групп)

На каждом столе ноутбук.(6 штук)














Слайд презентации

II

Каллиграфическая минутка


аяяяоеее

ыйойийыеие


Дети после записи «Классная работа» прописывают соединения букв и оценивают себя


Написано на доске




III

Постановка учебной задачи.


- Догадайтесь по описанию, о чём идёт речь?

(использование МЭШ)


Это чёрная?
— Нет, красная.
— А почему белая?
— Потому что зелёная.


- Какой частью речи являются слова, описывающие смородину?

- Конечно же, вы догадались, что описать предмет нам помогают имена прилагательные.

- Давайте вспомним, что это за слова и зачем они употребляются в речи.


МЭШ: задание с определением прилагательного



- Найдите и выделите все имена прилагательные в стихотворении Константина Бальмонта. Обратите внимание, как интересно он применяет имена прилагательные.

Светло–пушистая,

Снежинкабелая,

Какаячистая,

Какаясмелая!

Дорогойбурною

Легкопроносится,

Неввысьлазурную,

Наземлюпросится.

- Что ещё мы знаем об имени прилагательном?

- С какой частью речи связано прилагательное?

- Как изменяются прилагательные?

- Каким членом предложения бывают?


-Вернёмся к каллиграфической минутке. В какой части слова прилагательного может встретиться такое сочетание букв?

- Совершенно верно. И сегодня мы поговорим о правописании окончаний имён прилагательных.

Выясним, как проверить безударную гласную.


С помощью замкнутой линии разделим эти соединения на группы.



- Сколько групп у вас получилось?


- Первая группа окончания имен прилагательных женского рода, вторая окончания имен прилагательных мужского рода, третья окончания имен прилагательных среднего рода, окончания имен прилагательных множественного числа.


- Понаблюдаем, как ведут себя окончания.

- Рассмотрите таблицы.

- Сколько таблиц представлено?(Четыре)

- Почему?

- На какие прилагательные нам предлагают обратить внимание?

- Понаблюдаем за словами мужского рода.

- Что вы можете сказать об окончаниях вопросов и прилагательных?

- Понаблюдаем за словами женского рода.

- Что вы можете сказать об окончаниях вопросов и прилагательных?

Понаблюдаем за словами среднего рода.

- Что вы можете сказать об окончаниях вопросов и прилагательных?

Понаблюдаем за словами множественного числа.

- Что вы можете сказать об окончаниях вопросов и прилагательных?

- Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод:







- Красная смородина





Прилагательными.









Дети выбирают из предложенных вариантов правильный.



























С существительным.



По родам, числам и падежам.


Чаще всего в предложении бывают определением.



В окончании.















ДЕТИ работают у доски, выделяя группы цветным мелом.


Четыре группы.



Дети записывают в тетрадь в столбик:

ж.р. – ая, яя

м.р. – ый, ий, ой

ср.р. –ое, ее

мн.ч. –ые, ие








Учебник стр. 118-119




Мужского, женского, среднего рода и прилагательные мн.ч.





Они почти все совпадают.

(расходятся И.п. и В.п.)






Они все совпадают.







Они все совпадают.






Они все совпадают.





- Чтобы узнать, как пишется окончание, нужно к слову задать вопрос. И по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.



Сайт МЭШ




Запишите словосочетание к себе в тетрадь с маленькой буквы

























Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
































Цветной мел.



























Таблица выведена на экран.






Таблица выведена на экран.





Таблица выведена на экран.






Таблица выведена на экран.







Алгоритм выведен на экран.

Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного (для прилагательных с твердой основой в окончаниях будут писаться гласные -ы-, -о-, -у- с мягкой основой и основой на шипящие – -и-, -е, – -ю-).




IV

Решение частных задач

- Предлагаю закрепить полученные знания, выполнив

упр. 1 стр. 120

(дифференцированное, одним дать упражнение с вопросами)



Дети совместно выполняют задания на тренажёре.



Дополнительное задание:

-Замените словосочетание именем прилагательным, имена прилагательные запишите, определите род и выделите окончание.

-Сок из моркови – морковный

-Варенье из земляники – земляничное

-Кисель из молока – молочный

-Суп из гороха – гороховый

-Салат из капусты - капустный

-Хлеб из пшеницы – пшеничный

-Пюре из картофеля – картофельное

- Печенье из овса – овсяное

- Сок из помидоров – томатный


- Проверка.

Три словосочетания делают совместно, затем самостоятельно.











Запись в тетради.


V

Рефлексия.

Я сегодня вспомнил(ла), что…

Я сегодня узнал(ла), как…

Теперь я буду…

Оцените смайликом свою работу на уроке.


Очень понравилось работать на уроке

Понравилось работать на уроке

Что-то не получилось



Домашнее задание

Дифференцированное

РТ стр. 36-37

Мальчика - м.р.; мн.ч

Девочки -ж.р; ср.р

Дети продолжают фразу.






Выбирают смайлики и прикрепляют на доску.








https://docs.google.com/document/d/1Xr89oh-CUDfTyPe0QJvFEm1wLOmScCgz/edit
































Имя

прилагательное



признак предмета









предмет

действие предмета









КТО? ЧТО?

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?









ЧТО СДЕЛАЕТ?

определением





дополнением





обстоятельством

по родам

по числам

по падежам