Урок № 70. Тема: Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся должны уметь определять, где находится орфограмма;
- запомнить написание некоторых приставок и суффиксов;
- уметь проверять орфограммы по словарю;
- усвоить алгоритм написания суффиксов -ик, -ек.
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану; оценивают правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; учатся классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные: учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.
Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.
III. Чистописание.
Составьте из данных слов предложение:
Морозище, ударил середина, в, декабрь
- Это предложение? Докажите.
-Что необходимо помнить, составляя предложение? (Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов)
В середине декабря ударил морозище.
-Каким был мороз? Как поняли? (Суффикс -ищ-)
- Что такое окончание?
- Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания.
- Дайте характеристику предложения.
- Выделите в предложении основу: подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, составьте схему и выпишите словосочетания.
Словарная работа:
Запишите слова- отгадки:
Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход. (карандаш)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.(огурец)
- поставьте над словами ударение и подчеркните безударные гласные. Подберите к словам однокоренные слова, обозначающие маленький предмет и запишите: огурчик , карандашик. Обозначьте орфограммы.
III. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте слова:
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
-В каких частях слова могут быть орфограммы?
-Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
-А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
—Катится клубок из одной сказки в другую. И вот мы в сказке «Вовка в тридевятом царстве», а нас
встречают двое из ларца, одинаковы с лица. В руках у них таблица:
Единственное число | Множественное число | Надо писать |
Кузнеч...к | Кузнечики | Кузнечик |
Сыноч...к | Сыночки | Сыночек |
Шалаш...к | Шалашики | Шалашик |
Клубоч...к | Клубочки | Клубочек |
а) А сейчас клубок привел нас в сказку «Красная Шапочка».
Здесь нас ждёт такое задание: запишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Пон ... сла Красная Шапо..ка бабушке пир...жок и горшоч..к масла.
Объясните написание пропущенных букв. В каком слове пропущена гласная в суффиксе? Как проверить его написание? Слово пирожок разберите по составу.
б) А сейчас мы оказались в сказке «Про двух жадных медвежат».
Они нашли головку сыра и никак не могут разделить пополам. Всё время говорят:
Твой кусоч...к больше.
Запишите это предложение. Вставьте пропущенную гласную. Какой суффикс в этом слове?
А как лисичка помогла им разделить сыр? (Всё съела сама). За что наказаны медвежата?
2.-Какая ещё часть речи служит для образования новых слов?
- Вспомните, на прошлом уроке (Открывается предложение)
Мы отыскали секретик и замочек на ларчике открыли.
- Почему же мы в одних словах пишем - ик- , а в других пишем -ек-?( Было слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.)
- Достаточно ли наших знаний, чтобы объяснить
Попытайтесь сформулировать тему урока и предположить чему мы должны научиться?
-Верно, сегодня на уроке будем продолжать учиться правильно писать суффиксы –ик- и –ек- в именах существительных.
- Определим, сумеете ли вы воспользоваться умением правильно выбирать суффикс для имени существительного.
3.. Работа по учебнику
Найдите упр. 243на стр.125. Прочитайте. Как вы поняли задание?
-Что может помочь в выполнении этого задания?
Работа в паре. Проверка по цепочке.
-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?
Алгоритм
1.Изменить форму слова.
2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,
Если гласный сохраняется пиши –ИК-.
3.Чтоб ошибок избежать будем зоркость развивать.
И проверить сможешь сам свое внимание к словам.
Один ученик предложил такую проверку для слова птенчик
На доске: птенчик – птенцы
- Согласны ли вы с ним? Почему?
4.Редактирование слов.
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и списать правильно. На доске:
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
– Каким правилом следует руководствоваться при написании приставок и суффиксов?
VI Рефлексия.
***ЗПР
Карточка
От основ данных слов образуйте новые однокоренные слова с суффиксами -ек, - ик.
Рот, клубок, нож, шалаш, дождь, огурец, кот.
Запишите однокоренные слова вместе с проверочными.
Образец: рот - ротики - ротик.
Карточки ( Приложение)
- Как правильно обозначить безударный гласный в приставке?
- Когда в слове пишется суффикс –ек, а когда –ик?
VII-Чему научились на уроке?
-Дополните предложения: Я теперь знаю… .
Я теперь умею… .
Мне было трудно. но я понял… .
-Для чего нам это необходимо правильно писать суффиксы –ик-, -ек?
Обобщение
-Верно, мы учимся быть грамотными. Ведь грамотность - показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными и культурными.
Домашнее задание
Приложение
Карточка № 1 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Кармаш…к______________________ слон…к_________________________ хвост…к - _______________________ луч…к - _________________________ кузнеч…к - ______________________ мяч…к - _________________________ уголоч…к - ______________________ звоноч…к - ______________________ корабл…к -______________________ вечероч…к - ____________________ букет…к - ______________________ дожд … к -_____________________ ящ…к - _______________________ прыщ…к - _____________________ | Карточка № 2 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Клещ…к - ______________________ блокнот…к - ____________________ супч…к - _______________________ укропч…к - _____________________ помидорч…к - ___________________ салат…к - _______________________ клубоч…к - _____________________ паркет…к - _____________________ комоч…к - _____________________ рисуноч…к - ____________________ песоч…к - ______________________ молоточ…к - ___________________ бубенч…к - ____________________ карандаш…к - __________________ |
Карточка № 3 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Чертёжн…к -___________________ звоноч…к -____________________ денёч…к -_____________________ калач…к -_____________________ ножич…к-____________________ кузнеч…к -___________________ горшоч…к -___________________ ореш…к - ______________________ ключ…к -_______________________ чулоч…к -_____________________ шалаш…к -____________________ веноч…к -_____________________ кирпич…к -____________________ кружоч…к -____________________ винт…к -______________________ | Карточка № 4 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Пароход..к - ___________________ сыноч…к -_____________________ корабл…к - ____________________ дождич…к - ___________________ кот…к - _______________________ топор…к -_____________________ молоточ…к - __________________ пёс…к - ______________________ дубоч…к - ____________________ двор…к - _____________________ гвозд…к - ____________________ цветоч…к - ___________________ грибоч…к - __________________ букет…к - ___________________ хвост…к - ___________________ |
Карточка От основ данных слов образуйте новые однокоренные слова с суффиксами -ек, - ик. Рот, клубок, нож, шалаш, дождь, огурец, кот. Запишите однокоренные слова вместе с проверочными. Образец: рот - ротики - ротик. |
Карточка № 5 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Рот…к - _______________________ нос…к - _______________________ луч…к - _______________________ пакет…к - _____________________ халат…к - _____________________ огурч…к - _____________________ канч…к - ______________________ крол…к - ______________________ пальч…к - _____________________ ноготоч…к - ___________________ платоч…к _____________________ грузч…к -______________________ переплётч…к -_________________ дворн…к -_____________________ извозч…к -____________________ | Карточка № 6 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Монтажн…к - __________________ бетонщ…к -____________________ кармаш…к -____________________ козл..к -________________________ копч…к -_______________________ носильщ…к -___________________ бараш…к -____________________ гном…к -______________________ футлярч…к -___________________ перч…к -______________________ клубоч…к -_____________________ осл..к -_________________________ хлебуш…к -____________________ ситч…к -______________________ личточ…к -____________________ |
Карточка № 1 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Кармаш…к______________________ слон…к_________________________ хвост…к - _______________________ луч…к - _________________________ кузнеч…к - ______________________ мяч…к - _________________________ уголоч…к - ______________________ звоноч…к - ______________________ корабл…к -______________________ вечероч…к - ____________________ букет…к - ______________________ дожд … к -_____________________ ящ…к - _______________________ прыщ…к - _____________________ | Карточка № 2 Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово Клещ…к - ______________________ блокнот…к - ____________________ супч…к - _______________________ укропч…к - _____________________ помидорч…к - ___________________ салат…к - _______________________ клубоч…к - _____________________ паркет…к - _____________________ комоч…к - _____________________ рисуноч…к - ____________________ песоч…к - ______________________ молоточ…к - ___________________ бубенч…к - ____________________ карандаш…к - __________________ |
Карточка От основ данных слов образуйте новые однокоренные слова с суффиксами -ек, - ик. Рот, клубок, нож, шалаш, дождь, огурец, кот. Запишите однокоренные слова вместе с проверочными. Образец: рот - ротики - ротик. |