Русский язык, 6 класс
Тема урока: Правописание приставок пре-, при-
Цель: Освоение алгоритма действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
Уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание” «основа»; создать условия для формирования умения разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью морфем.
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
Повторить морфемный разбор слов;
Развить умение формулировать определение понятий;
Обогащать словарный запас учащихся;
Совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
Осуществление системно-деятельностного подхода;
Развитие внимания;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
5. развивать умение применять новые знания;
6. развитие творческих, речевых способностей учащихся;
7. развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
8. развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
3. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: естественного обучения
Ход урока:
1.Мотивационно - ориентировочный этап.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем уроке. Я уверена, что он будет для вас интересным и продуктивным, а те знания, которые вы получите, пригодятся вам в жизни. Итак, начинаем. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу удачи, успехов.
Эпиграф: Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать и я пойму.
Китайская пословица
2. Актуализация знаний. Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес– из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей очень важна.
Включиться в работу нам поможет “ Разминка для ума”. Отвечаем быстро.
1. Морфема – это… (наименьшая часть слова)
2. На какие группы делятся морфемы? (Словообразовательные и формообразовательные)
3. Назовите словообразовательные морфемы и их функции. (Приставка, суффикс. Образовывают новые слова)
4. Назовите формообразовательные морфемы и их функцию. (Окончание частей речи, суффикс инфинитива, суффикс глаголов прошедшего времени)
5. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…
6. Что еще мы должны помнить об окончании?
7. В каких словах нет окончания?
8. Что такое нулевое окончание? (Не выражено звуками)
9. Общая часть родственных слов называется …
10. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется …. (Приставка)
11. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов. (Суффикс)
12. Часть слова без окончания называется…(Основа)
13. Что еще не входит в основу? (формообразовательные суффиксы)
- Молодцы. С теорией вы справились, чем меня очень порадовали. Надеюсь, что и практические навыки у вас тоже хорошо развиты. Я предлагаю вам сделать разбор слов, записанных на доске, по составу:
Морской, бежала, играть, лунный, медвежонок, пароход, рассмешить, перелетный.
3. Определение темы. Постановка цели и задач урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как.
- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).
- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.
4. Изучение новой темы
Теоретический материал (Изучается учащимися самостоятельно)
Приставки пре-, при-. Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка пре- пишется: 1. если употребляется в значении «очень, весьма» | прекрасный – очень красивый пребольшой – очень большой |
2. если ее можно заменить приставкой пере- | прервать – перервать, преломить – переломить |
Приставка при- употребляется в значении: 1. приближения 2. присоединения 3. близости чему-либо 4. неполноты действия | приблизиться, прибытие, приехавший приклеенный, придавить, присоединение пришкольный, приморье, прибрежный прилечь, приподняться |
Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.
А. Значение приставки пре- | Б. Значение приставки при- |
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать. 2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение. 3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования | 1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный. 2. Приближение: приехать, придвигать. 3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный. 4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый. 5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать. 6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать. 7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться |
5. Первичное усвоение новых знаний. Самостоятельная работа с
карточками.
- Сейчас вам предстоит самостоятельно изучить алгоритм дальнейших действий и строго следовать ему. (алгоритм находится на столе каждого учащегося). Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.
Алгоритм работы
1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.
2.Закончив работу с карточкой №1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.
3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.
4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом (группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.
5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.
6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.
Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.
7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.
8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость
Карточка №1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".
Прочитайте стихотворение.
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «Очень» проверяем
Или Пере- заменяем.
Вот такой ПРЕлестный стих,
ПРЕподносит вам успех.
Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.
ПРЕ- | ПРЕ- |
Значение приставки | Примеры |
= очень | |
=пере | |
ПРИ- | ПРИ- |
Значение приставки | Примеры |
ПРИближение | ПРИбежать |
ПРИсоединение | ПРИклеить |
Близость | ПРИморский |
Неполное действие | ПРИгореть |
Проверь свою работу: посоветуйся с соседом (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)
Карточка № 2. Учимся применять правило.
1. Найди «Четвертое лишнее» и подчеркни. Устно объясни соседу почему.
Прекрасный, превосходный, приморский, премилый;
приклеить, приналечь, притягивать, препятствовать;
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Ответы:
Приморский.
Препятствовать;
Беспрекословный.
Прицелиться
2. Распределите словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при | пре | | | | |
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
| | | | | |
| | | | | |
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке или обратись к учитиелю).
Ответы:
при | пре | | | | |
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
приехать на автомобиле | пришить пуговицу | привокзальная гостиница | придерживаться за край стола | преинтересный рассказ | неожиданная преграда |
примчаться сломя голову | приклеить на картон | пришкольный участок | приподнять тяжелый шкаф | премиленький ребенок | преодолевать препятствия |
3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ- Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
Расположенный у берега.
Задуматься на некоторое время.
Участок около школы.
Гнаться за кем-нибудь.
Слегка задеть что-либо.
Вызывающий восхищение, красивый.
Немного открыть окно.
Расположенный у дороги
Спуститься с неба на землю.
Очень длинный.
Ответы:
Расположенный у берега. (Прибрежный).
Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
Участок около школы. (Пришкольный).
Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
Немного открыть окно. (Приоткрыть).
Расположенный у дороги (Придорожный).
Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
Очень длинный. (Предлинный).
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке или обратись к учителю).
Карточка № 3. Проверяем свои знания
Творческий диктант. Задание дифференцированное.
Выбери одну карточку для работы.
Карточка с красным заголовком – трудная.
Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.
Карточка с синим заголовком – простая.
Карточка красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы ( ) два ( ) удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась ( ): её плохо ( ). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их ( ) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ( ) в помещение – никаких ( ) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. ( ) тёплой воды – удавы
( ), ожили.
Карточка зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
Карточка синего цвета
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы ( ) два ( ) удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась ( ): её плохо ( ). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их ( ) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. ( ) в помещение – никаких ( ) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. ( ) тёплой воды – удавы ( ), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
6. Рефлексия. Оценочный лист
Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)
№ задания | баллы | Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или -) | примечания |
Карточка№1 | | | Продолжи фразу: Сегодня на уроке я понял(а) . |
Карточка №2 | | | Продолжи фразу: Сегодня на уроке я понял(а) |
Карточка №3 | | | Продолжи фразу: Сегодня на уроке я понял(а) … |