Урок письма и развитии речи
Тема урока: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными
на конце и в середине слова» 4 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.
Цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова ».
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания учащихся в правописании слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.
Коррекционно-развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, интеллектуальную и познавательную активность;
Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление,
Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету, к ценностным ориентирам, правила пользования столовыми приборами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь.
Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И с хорошим настроением начнем наш урок.
-Какой у нас сейчас урок? (Письмо и развитие речи)
- Чему мы учимся на уроке письма?
( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
- Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики.
2. Физ. Минутка для мелкой моторики-
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка
Это пальчик я, Вместе дружная семья!
Запись числа .
- Откройте тетради, запишите число
3. Актуализация знаний.
а). Минутка чистописания. На доске: б п в ф г к о д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (о – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные) что значит парные?( пара)
Сколько пар у парных согласны?- посчитайте
- Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
( Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ )
б). Какая буква лишняя – О
Назовите словарные слова на букву О ( огород, огурец, обед) запишите словарные слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Какие гласные называют ударными, безударными.
Назовите те слова в которых еще спряталась орфограмма?( огород, обед) парная согласная на конце слова.
-Как вы считаете, что необходимо знать при написании этих слов? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными на конце и в середине слова.)
4. Обобщение и систематизация знаний.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме “Правописание парных согласных на конце и в середине слова ”
Слайд 2. Игра « Четвертый лишний»
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»
- Назовите предметы. ( молоко, хлеб, сыр, мороженое ) молочные продукты
Какой предмет будет лишним? ( хлеб) мучной продукт.
Хлеб может быть каким по своим качествам? ( свежим, черствым, мягким, белым, черным , серым)
-Ребята, как надо относится к хлебу?
-Давайте составим предложение со словом хлеб (В магазин привезли свежий хлеб)
Какую орфограмму в слове хлеб – надо проверить (хлеба)
- Назовите предметы. ( Сковорода, ложка, стакан, тарелка) кухонная посуда
Какой предмет здесь лишний? Ложка- столовый прибор
- Ребята по размеру ложка может быть какая? ( большая, маленькая- показать ).
-А это ложка как называется? ( десертная – этой ложкой кушают - торты, мороженое) - Как вы думаете из какого материала могут быть сделаны ложки? ( железные, деревянные, алюминиевые, серебряные, пластиковые)
Где вы видели деревянные ложки? ( на уроке – музыки)
-Давайте устно составим предложение со словом –ложка.( На уроках музыки мы играли на деревянных ложках)
- Какая орфограмма встречается в этом слове? (Парные согласные на конце и в середине слова.)
- Запишите эти слова на доске и в тетрадях вместе с проверочными словами. Как мы можем проверить правильно ли мы, подобрали проверочное слово.
Есть несколько способов подбора проверочных слов.
А)Называем много предметов.
Один много
лес леса
Б) Называем ласково предмет
лес - лесок
В) Не соглашаемся, говорим нет.
Лес - нет леса
Слайд 3.
В каких случаях проверка сделана верно?
Сторож – сторожка
Столб - столбы
Сладкий – сладость
Дуб – дубки
5. Физминутка.
Слад . - Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы приседаете, а если начинается на звонкий согласный -прыгаете
Зайка, сойка, трава, дрова,
Жить, шить, тень, пень,
Дверь, зверь, пеньки, деньки. Молодцы.
6. Работа с учебником.
Прочтите задания к упражнению.
Что нужно сделать, при выполнении этого упражнения
Повторите правило
Парные согласные – самые опасные.
Слово смело изменяй
Рядом гласный подставляй. На доске алгоритм
Выполните самостоятельно упражнение.
Витя, Андрей – выполняют 3 предложения, а остальные полностью выполняют.
Проверка цепочкой.
Алгоритм :
1.Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву
Слайд .
8. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Взглядом следить за движением солнышка на слайде.
Слайд .
Самостоятельная работа.
Ребята посмотрите на следующее задание.
- Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова Одно разобрать, а остальное – самостоятельно
Река широкая, а ручей…узкий……… ( узенький ).
Камень тяжёлый, а пух…легкий……( легенький ).
Редька горькая, а груша……сладкая…( сладенькая ).
- Как называются слова с противоположным значением?(антонимы)
Взаимопроверка передайте тетрадь своему соседу и проверьте его работу. Оценка на поля
Слайд .
На слайде правильные ответы.
Самопроверка и оценивание.
- У кого допущены ошибки? (исправьте- Коррекция).
9. Подведение итога урока.
Чему учились на уроке? (Учились писать слова с парными согласными)
– Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? (Проверять)
– Кто назовёт способы проверки?
– Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.
10. Рефлексия с помощью смайликов.
Слайд .
- Выберите и поднимите смайлик с соответствующим настроением.
ü На сегодняшнем уроке мне всё понятно. ( с улыбкой)
ü Мне ещё надо поупражняться. ( без улыбки)
Оценки!!