СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с разделительным твердым знаком

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным твердым знаком»

Урок 79
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВЕРДЫМ ЗНАКОМ

Педагогические
цели

Способствовать развитию умения распознавать слова с разделительными твердым и мягким знаками; создать условия для ознакомления с орфограммой «Правописание слов с разделительным твердым знаком»

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Применяют изученные орфограммы; различают предлоги и приставки, правильно оформляют их на письме;
знают о месте в слове и роли разделительных мягкого и твердого знаков; знают правило, регулирующее написание разделительного твердого знака

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, сверстниками; учитывают правило в планировании и контроле способа
решения.

Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию; находят
языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление,
обобщение по самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают собственное мнение и аргументируют его

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Написание слов с разделительным твердым знаком»; приставка, корень, окончание; разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак, мягкий знак для обозначения
мягкости согласного

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Разделительный твердый знак»


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать?
(Да.)

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

Прочитайте поговорку, объясните ее смысл и запишите.

На доске:

Ждать у моря погоды

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания.

1. Проверка
выполнения
домашнего упражнения.

Фронтальная. Словесный.

Беседа. Практический. Комментированное письмо

– Если ждать у моря погоды,
никогда ничего не добьешься.
Поэтому мы не будем ничего ждать и прямо сейчас проверим домашнее задание.

– Запишите слова, выделите при-ставки, подчеркните предлоги.

Материал к заданию:
сбежать с лестницы, написать

Слушают учителя, представляют вниманию учителя и одно-классников домашнее задание. Записывают слова, предложенные учителем. Комментируют выбор написания слов

Пр. – применяют изученные орфограммы; различают предлоги и приставки, правильно оформляют их на письме.

П – ориентируются на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами.

Фрон-
тальный
(устный опрос), индивидуальный
(проверка правиль-ности пись-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Словарно-орфографическая минутка


на листке, позвонить по телефону, прочитал про птиц, вошел
в комнату, осмотреть местность


Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, сверстниками.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

менного выполнения упражнения).

Правильная запись слов из словарно-орфографического диктанта

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, сообщение учителя

Было «сели» – стало «съели».

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

– Почему одно слово превратилось в другое? (Всё дело в разде-
лительном твердом знаке.)

– Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Слушают учителя, ищут ответ на поставленный в шуточном стихотворении вопрос. Высказывают свои предположения о целях работы
на уроке

Пр. – знают сигналы орфо-граммы, выделяют в словах приставку, корень,
окончание; знают о месте
в слове разделительных
мягкого и твердого знаков.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Фронтальный (беседа по вопросам, монологические высказы-
вания)

V. Актуализация знаний

Фронтальный. Словесный. Чтение, слушание, беседа

– Послушайте стихотворение
о мягком и твердом знаке
(см. Приложение). Какое же место для мягкого и твердого знаков можно считать правильным?
Прочитайте слова (пень, вьюга)
и ответьте, какую роль выполняет

Слушают стихотво-
рение, отвечают
на вопросы учителя, анализируют слова, предложенные
для наблюдения.

Делают выводы

Пр. – знают о месте в слове разделительных мягкого и твердого знаков.

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную инфор-
мацию; находят языковые

Устные ответы на поставленный учителем вопрос


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



мягкий знак. (Смягчает согласный или служит для разделения звуков.)

о роли мягкого
и твердого знаков

примеры для иллюстрации изучаемых понятий.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают собственное


VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий

Фронтальный. Словесный. Чтение, беседа. Работа с теоретическим материалом учеб-ника

– Выполните упражнение 264
и ответьте на вопрос: какую роль играет твердый знак?

– Попробуйте определить два
обязательных условия, при соблюдении которых пишется твердый знак.

– Прочитайте правило на с. 134
и проверьте правильность своего предположения

Выполняют упражне-ние. Анализируют данный материал
и делают вывод о необходимых для написания разделительного твердого знака условиях (приставка, оканчивающаяся
на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня). Читают
правило

Пр. – знают правило, регулирующее написание разделительного твердого знака.

П – осуществляют анализ, сопоставление, обобщение по самостоятельно выделенным основаниям.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают собственное

Правильное выполнение упражнения в тет-
ради.

Знание формулировки изучаемого орфографического
правила

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 266,

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

Объясняет задание, контролирует правильность выполнения
работы

Отрабатывают
умения читать тран-скрипцию слова
и грамотно записывать слово по тран-скрипции (упр. 266), образовывать слова

Пр. – знают правило, регулирующее написание разделительного твердого знака.

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.

Правильное выполнение письменных упражнений. Монологический


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

267, 268)



с разделительным твердым знаком
(упр. 267, 268)

Р – учитывают правило
в планировании и контроле способа решения

развернутый ответ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там,

Он сейчас расскажет нам

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

2. Работа
по учебнику
(сопоставление слов с разделительными мягким и твердым знаками,
упр. 269)

Коллективная. Практический. Письмо.
Словесный. Чтение. Беседа по вопросам

Объясняет задание, контролирует правильность выполнения
работы.

– Что общего между разделительными твердым и мягким знаками? Прочитайте, что сказано об этом в учебнике (с. 136)

Произносят слова
с учетом транскрипции, сравнивают
слова с разделительными твердым
и мягким знаками, проводят опыт по произношению данных слов без разделительных знаков

Пр. – знают правило,
регулирующее написание разделительного твердого знака.

П – воспринимают смысл читаемых текстов.

К – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают собственное

Правильное выполнение упраж-
нения

3. Упражнение

в правописании слов с разделительным твердым знаком

Индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните упражнение 270.
Почему в одних словах нужен
разделительный твердый знак,
а в других – нет? Какие два обязательных условия должны соблю-

Устно отвечают
на вопросы учителя. Повторяют правило, регулирующее напи-сание разделитель-

Пр. – знают правило,
регулирующее написание разделительного твердого знака; выделяют приставку, корень слова; знают

Индивидуальный.

Правильное выполнение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

(учебник,
упр. 270)


даться для постановки разделительного твердого знака?

Контролирует правильность
выполнения работы

ного твердого знака.
Самостоятельно выполняют упражнение

сигналы изучаемой орфо-граммы и условия выбора написания.

Р – учитывают правило
в планировании и контроле способа решения

упраж-
нения

4. Устная орфо-графическая
минутка
упр. 270, игра «Найди слово»)

Коллективная. Игровая.

Словесный. Устные ответы

– Прочитайте выразительно стихотворение (учебник, упр. 270). Объясните написание слов
с пропущенными буквами.

– Найдите слова с разделительным твердым знаком в шуточном тексте (см. ресурсный материал
к уроку: стихотворение
«Людоед»)

Устно выполняют
упражнение 270.

Слушают стихотво-
рение, называют услышанные слова
с разделительным твердым и мягким знаками

П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную инфор-
мацию; находят языковые примеры для иллюстра-ции изучаемых языковых понятий.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

Фрон-
тальный
(устное выполнение условий
игры)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какая задача стояла перед нами?

– Что нужно знать о написании разделительного твердого знака?

– Удалось ли достичь поставленных целей?

– Кто справился с задачей

– Кто испытывал затруднения?
Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Домашнее
задание (учебник, упр. 272)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития



Приложение

МЯГКИЙ ЗНАК И ТВЕРДЫЙ ЗНАК

– Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак. –

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –

– Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –

Услыша этот спор, сказала буква А. –

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

ЛЮДОЕД

Все кругом объято страхом

Разъяренный людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверье уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съежился от страха тоже.

Разъяренный людоед

Мигом съел мешок конфет.

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей.

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.

С. Бондаренко



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!