УМК: Школа «России» |
Предмет: Русский язык |
Класс: 1 |
Тема урока: Закрепление правописания сочетаний ЖИ- ШИ, ЧА,ЧУ. |
Тип урока: Урок закрепления изученного материала |
Цель урока: Формирование навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, чу. |
Задачи: Отработать практические навыки в написании слов с сочетаниями. Развивать навык грамотного письма учащихся, развивать их речь, внимание, мышление. Воспитывать интерес к русскому языку, расширять кругозор учащихся. |
Планируемые результаты |
Предметные: - обосновывать написание выбранной буквы в слове; - находить и исправлять ошибки при написании слов. | Метапредметные: познавательные: планировать свою работу по закреплению изученного материала; самостоятельно предполагать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе пары, договариваться друг с другом; | Личностные: Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению |
Ресурсы урока: |
Тема: Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЧУ. (1 класс)
Технологическая карта урока
Урок письма( 1 класс)
Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча, чу.
Цели:1. Обобщить и закрепить знания детей о произношении и правописании сочетаний жи-ши, ча-чу. Формировать навык правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча, чу. Формировать орфографическую зоркость.
2. Упражнять в правописании слов с этими сочетаниями, способствовать развитию логического мышления, внимания , самостоятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать развитию интереса учащихся к урокам русского языка, аккуратности, способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Планируемые результаты (предметные): закрепят правила написания сочетаний жи-ши, ча- чу.
Познавательные УУД:
Обучение работе с разными видами информации
а) формирование умения поиска информации и применения её на практике
б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
Универсальные логические действия.
а) Подведение под понятие;
б) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД:
Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.
Личностные УУД:
Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи
Контроль процесса и результатов деятельности.
Оборудование табличка с жи-ши, ча- чу; карточки с заданиями , плакат «Маша и Медведь», карточки со словами: внимательность, аккуратность, умение считать наблюдательность, умение решать примеры; маршрутные листы,; картинки с текстами, заданиями, карточки со словами; «звуковые окошечки», компьютер;
Индивидуальная работа по карточкам, детям не умеющим писать на слух.
Ход урока
1.Организационный момент
-Сегодня в классе у нас гости. Поздоровайтесь. Теперь внимание только на меня. Мы начинаем урок русского языка. Ребята, к нам на урок пришла гостья. Кто она, попробуйте угадать. Живёт она в лесу, смешная, озорная, любопытная девчонка с зелёными глазами, как и вы пошла в1 класс; у неё много лесных друзей (Маша) . Она решила стать настоящим грамотеем. Чтобы стать грамотной, ей предстоит выполнить много трудных заданий. Поможем, ребята? Научим её всему тому, что сами знаете?(плакат «Маша и Медведь»; входит девочка в маске «Маша»:-Здравствуйте, я слышала, здесь учат грамоте, можно мне с вами?»)
Как вы думаете, какие качества понадобятся Маше и нам в путешествии?
На доске написаны карточки : внимательность, наблюдательность, аккуратность, старание , умение решать задачи , знание правил, умение считать.
Дети выбирают качества ( внимательность, наблюдательность, аккуратность, старание)
- Будьте внимательными , наблюдательными, вспоминайте правила. А чтобы вам в конце урока было проще вспомнить ваше настроение, предлагаю по мере продвижения делать отметку в маршрутных листах.(Выдаются маршрутные листы)
- И так, чтобы отправиться в путешествие нам необходимо удобно и правильно сесть, подготовить руку для письма.
Гимнастика для рук.-Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Змейка», «Волна», потереть ладони друг о друга( 5-7р), «Качелька», «Лесенка».
2 Минутка чистописания.
На доске выставлены буквы Ж,Ч,Ш,И,А,У.-попробуйте из букв составить слоги, в которых могут быть «опасные места» (жи,ши,ча, чу)
- Что можете сказать о звуках , которые обозначают буквы ж, ш? Какие всегда мягкие звуки знаете?
Открываем мы тетрадь
Начинаем все писать!
Прописываем вместе со мной с комментарием
- Покажите Маше как вы хорошо все написали!
- Молодцы. Все справились, а значит Маша продолжает своё путешествие.
3. Актуализация опорных знаний.
- Объясните смысл этой пословицы: Не говори-не умею,говори-научусь!
Как вы думаете, какая тема урока будет? Чему вы должны научиться?
1) Станция «Шипящие»
Игра «Угадайка»
- Угадайте слово,сделайте звуко-буквенный анализ
- Первое слово пишем с большой буквы, затем с маленькой через запятую
Ни автобус, ни … (машина)
На снегу видны полоски.
Подошла лиса поближе: здесь бежали чьи-то …(лыжи)
Никогда не устают. Монотонно шепчут в такт:
Тик-так,тик-так, тик-так. (часы)
Чу-чу-чу,чу-чу-чу, я уроки …(учу)
-Какими правилами вы воспользовались, чтобы правильно записать слова?
2) Станция «Помогай-ка»
-Помогите Маше правильно составить из слов предложения( задания на карточках).
3) Станция «Здоровье» Физкультминутка: гимнастика для глаз.
4) Станция «Почтовая». (Работа в группе.)
Нам пришло письмо от Маши. Давайте его прочитаем.
Летом я с Мишкой была на рыбалке. Он поймал большую щюку. Я вытащила старый чяйник. Пришёл рыжый кот и унёс щюку.
Маша в своём письме допустила ошибки. Давайте поможем ей найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы она больше не допускала ошибок.
Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните. Скажите, почему Маша допустила много ошибок? Зачем надо на уроке быть внимательным?
Вывод.
8. Станция «Итоговая»
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву А
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву У.(Настя Савицкая)
Слова на чу и щу учу: чулок и чудо,и чугун,
Чудак, и чудо , и ворчун.
Чумазый, чучело, чурбан,чудесный,чувство и чулан,
Кричу,ворчу,ищу,тащу-
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ! (Наташа Карпова)
Ча и Ща, ЧА и ЩА- роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча- с буквой А и ЧА и ЩА.
Пища, чаща, роща,куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча- все слова на ЧА и ЩА.( Диана Урбаева)
Лыжи, мыши и ужи, шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ с буквой И всегда пиши.
Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши, машины и карандаши. (Саша Санников)
7.Рефлексия и оценивание.
-Чему мы учились на уроке?
-Какие задания показались вам трудными?
-Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?
За работу на уроке вам Маша приготовила сюрприз…(вручение детям сладких призов)
-Возьмите маршрутные листы и оцените своё настроение от урока
Задание в парах: Прочитайте . Составьте из слов предложения, текст.
КРУЖИЛИСЬ ЧАЙКИ ДАЧА ЕЖИ
РОЩА РЕКА ЩУКА
Задание в парах: Прочитайте. Составьте из слов предложения, текст.
БЕРЁЗОВАЯ РОЩА ЧИЖИ ЦВЕТУТ ЛАНДЫШИ
ТУЧА МЫШИ ЕЖИ
Задание в парах: Прочитайте . Составьте из слов предложения, текст.
БЕРЁЗОВАЯ РОЩА ЧИЖИ ЦВЕТУТ ЛАНДЫШИ
ТУЧА МЫШИ ЕЖИ
Задание в парах: Прочитайте. Составьте из слов предложения, текст.
КРУЖИЛИСЬ ЧАЙКИ ДАЧА ЕЖИ
РОЩА РЕКА ЩУКА
Задание в парах : Прочитайте. Составьте из слов предложения, текст.
КРУЖИЛИСЬ ЧАЙКИ ДАЧА ЕЖИ
РОЩА РЕКА ЩУКА
Задание в парах: Прочитайте, Составьте из слов предложения,текст.
КРУЖИЛИСЬ ЧАЙКИ ДАЧА ЕЖИ
РОЩА РЕКА ЩУКА
Задание в парах: Прочитайте, составьте из слов предложения, текст.
БЕРЁЗОВАЯ РОЩА ЧИЖИ ЦВЕТУТ ЛАНДЫШИ
ТУЧА МЫШИ ЕЖИ
Задание в парах: Прочитайте, составьте из слов предложения, текст.
БЕРЁЗОВАЯ РОЩА ЧИЖИ ЦВЕТУТ ЛАНДЫШИ
ТУЧА МЫШИ ЕЖИ