Учитель: Зайцева М.А.
Урок № 24
Дата: 12.10.2021
Класс: 5-Г
Тема. Правописание суффиксов
Цели урока:
- познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
- способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
-развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД:
- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: учебник, карточки, таблицы
Ход урока
Организационный этап
- Ребята, здравствуйте!
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Работу на уроке вы оцениваете сами, используя лист самооценки. На этом листе после выполнения каждого задания, вы должны поставить плюс или минус. Плюс, если справились, и минус, если нет.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация опорных знаний.
- Напомните, пожалуйста, ребята, а какой раздел русского языка мы изучаем?
+ «Морфемика»
- Давайте вспомним, с какими важными понятиями мы познакомились на предыдущих уроках.
1. Раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы -...?
2. Корень, приставка, суффикс, окончание - это…?
3. Значимая часть слова, которая образует формы слов - …?
4. Часть слова без окончания …?
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов -…?
2. Работа в парах.
- Следующее задание мы будем работать в парах. Взаимопроверка.
- У вас на столах есть листочек, на котором напечатано предложение. Выполните задания, которые идут после предложения
Девочка собирает сладкие ягодки и складывает их в корзинку.
– Выделите грамматическую основу;
- Составьте схему предложения.
– Разберите по составу слова: сладкие, ягодки.
- А теперь обменяйтесь листочками и проверьте с помощью ключа
- Молодцы. Если правильно выполнены все задания, ставим плюс, если нет – ставим минус
– Понаблюдайте, что общего в составе этих слов? (Есть корень, суффикс, окончание.)
Первичное усвоение новых знаний
Изучение теоретического материала учебника § 11стр.50
- Как вы думаете, сегодня на уроке предметом нашего рассмотрения будет какая морфема?
+ Суффикс
– Что вы знаете об этой морфеме?
+ Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- Ребята, как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
+ Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова
- Молодцы, ребята!
- Где в слове расположена морфема суффикс?
- Для чего служит суффикс?
+ с его помощью образуются новые слова
- Таким образом.суффикс - это какая морфема?
+ словообразовательная
-У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию?
+ приставка
- Вывод: суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Физкультминутка
Первичная проверка понимания
Работа по теме урока
- Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов - ИК, -ЕК,- ОК,
-ЕНЬК, - ОНЬК, запишите в тетради.
Стол, орешек, сын, дочь, берёза.
- Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как?
+ ласково называем, указывает на маленькие размеры
- Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?
+ Уменьшительно-ласкательное значение
- Попробуем выяснить значение других суффиксов, обращая внимание на их правописание.
- Посмотрите на экран и назовите одним словом. Как мы называем того, кто:
а) учит детей; (учитель)
б) спасает людей; (спасатель)
в) строит дома; (строитель)
г) чинит водопровод; (водопроводчик)
д) строит дома из камня; (каменщик)
- Назовите суффиксы при помощи которых образовались слова?
+ -тель, - чик, -щик
- Какое значение имеют эти суффиксы?
+ Суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц, людей по роду их занятий, по профессии.
- Посмотрите на слайд. Продолжите предложение: на Сахалине живёт сахалинец, в Петербурге …, в Москве …, в Сибири …, в России …, в Уфе…, в Благовещенске…
- Назовите суффиксы в словах, выделите их. Какое они имеют значение?
+ - ец, - ич, - як, - анин, - янин. Название лица по месту жительства
- Сделайте вывод
+….
- Суффиксы имеют разные значения.
1. Суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц, людей по роду их занятий, по профессии).
2. Название лица по месту жительства
3. Уменьшительно - ласкательное значение.
- Какие же еще значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос, мы найдем, выполнив следующее задание.
Работа с учебником
Задание 1.
- стр.50, выполняем упражнение 106
- Так какое же еще значение имеют суффиксы?
(увеличительное)
- Для какой части речи характерны данные суффиксы?
+ Имя существительное (лист самооценки)
Задание 2.
Обозначьте суффиксы в словах.
Баянист, барабанщик, скрипач, переписчик, учитель, охотник, волгоградец, москвич, туляк, кошечка, собачка, бельчонок, бабушка, листик, водичка, крылышки, стульчик
Первичное закрепление
Работа с учебником.
Выполняем упр. 110. Озаглавить текст, ответить на вопросы по тексту.
Переписать 1,2 абзацы, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить суффиксы в выделенных словах.
Оценивание
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
1. § 50
2. Упр. 110, напишите небольшое сочинение, обозначьте суффиксы.
Рефлексия(подведение итогов )
- Продолжите предложение:
1. Сегодня я узнал, что…
2. Сегодня я научился…
3. Я не совсем понял….
4. Самым интересным мне показался тот момент, когда …