Урок 69. Правописание суффиксов и приставок
Цель: развивать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ок, -еньк и -оньк.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
- Прочитайте свои рассказы о растениях.
IIl. Актуализация знаний
(Запись под диктовку.)
Дубочек, слоник, носочек, карандашик, домик, ручеёк, садик, столик.
Выделите в словах суффиксы.
Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?
IV. Самоопределение к деятельности
Жуч..к, стульч..к, Маш..нька.
В какой части слов находятся орфограммы?
Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.
Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 244 (с. 126).
Прочитайте. Это текст? Почему?
Составьте предложения из слов.
Какой заголовок можно подобрать к тексту?
Запишите текст.
Назовите слова, в которых есть суффикс -ик. (Дождик, ёжик, зайчик.)
Когда в словах пишется суффикс -ик?
А в каких словах -ик - это часть корня? (Рябчик, зяблик.)
Упр. 245 (с. 127).
(Письмо по памяти. Выполнение задания.)
Что вы заметили? (Во всех словах ударение падает на суффикс -ок.)
А после каких букв стоит этот суффикс?
Сформулируйте правило.
Прочитайте ниже сведения о языке.
Расскажите о правописании суффикса -ок.
Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 246 (с. 127).
Прочитайте.
Образуйте слова по образцу. Запишите.
Выполните задания.
Прочитайте пары слов, назовите корни. Что вы заметили? (В корнях слов каждой пары чередуются согласные звуки.)
Назовите суффиксы в словах.
Как пишется суффикс -ок?
Упр. 248 (с. 128).
Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделенных слов. (Разгулялась - дала себе волю, начала действовать без ограничений. Принакрылась — накрылась, но не полностью (неполнота действия).)
Пользуясь памяткой 6 на с. 146-147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Взаимопроверка.)
Прочитайте слова с приставками, назовите их.
Назовите слово с двумя приставками. (Принакрылась.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
Подберите пять слов с суффиксом -ок.
Расскажите о правописании слов с этим суффиксом.
Оцените свою работу на уроке.
Работа в тетради на П.О.
№169, 170, 171
IX. Итог урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
С.128 №247, правило с.127