Этап урока отводимое время | Методы обучения | Формы взаимодействия | Деятельность учителя и формулировки заданий; варианты детских ответов | Планируемые результаты | Планируемые способы оценивания |
Орг. Момент 1 минута | Словесный - инструктаж | Фронтальная | У: Здравствуйте, проверьте, есть ли у вас все на партах. Рабочая тетрадь, ручка цветные карандаши, простой карандаш, ластик, точилка. У: Тихо садимся. | Слушают и понимают речь других. | Контроль учителем. Самоконтроль |
Актуализация знаний 4 минуты | Словесный - учебный диалог Наглядный - презентация | Фронтальная | У: Какую тему мы с вами сейчас проходим на уроках русского языка? О: Возвратные глаголы. У: Кто может сказать, что такое возвратные глаголы? О: Возвратные глаголы, это глаголы, которые оканчиваются на суффикс –ся. У: На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? О: Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?». У: Что еще вы можете сказать про возвратные глаголы? О: У возвратных глаголов в неопределенной форме всегда ставится мягкий знак. У: На слайде сейчас появится шесть слов с пропущенным мягким знаком, давайте с вами расставим их. Слайд Учит(ь)ся; увидет(ь)ся; скатат(ь)ся, купит(ь)ся; засветит()ся; катит()ся. У: Какие слова у вас вызывают затруднения? О: Засветится и катится. У: Почему они у вас вызывают затруднения? О: Потому, что к ним не подходят вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», значит это не такие глаголы, которые мы проходили. У: И правда, вы верно заметили. Давайте с вами посмотрим, какие темы, связанные с глаголами мы еще не проходили. | Слушают и понимают речь других. Оформляют свои мысли в устной форме. | Контроль учителем. |
Целеполагание 4 минуты | Словесный - диалог Наглядный – раздаточный материал Наглядный - презентация | Фронтальная | У: На партах у вас лежат карточки, где написаны темы, отметьте плюсом те темы, которые вы уже знаете и минусом те, что вы не знаете. Тема | Знаю | Правописание приставок в глаголах | + | Правописание НЕ с глаголами | + | Правописание –ТСЯ, - ТЬСЯ в возвратных глаголах | - | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | + | У: У всех должен был получиться только один минус, на какой теме вы его поставили? О: Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Значит мы сегодня будем изучать эту тему. *Слайд с темой* У: Да, давайте теперь поставим с вами цель на сегодняшний урок. О: Научиться правильно ставить –тся и –ться в возвратных глаголах. У: Теперь поставим с вами задачи, которые помогут нам достичь нашей темы. О: Узнать, от чего зависит правописание –тся и –ться в возвратных глаголах; научиться правильно задавать вопросы к глаголам; научиться правильно определять правописание –тся и –ться. У: Я попытался предугадать, какие задачи вы поставите на этом уроке. *Слайд с задачами* У: Если вы согласны с задачами на слайде, то давайте приступать к работе. | Слушают и понимают речь других. Оформляют свои мысли в устной форме. Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, высказывают своё мнение | Оценка учителем. Контроль учителем. Самоконтроль |
Открытие нового знания 10 минут | Словесный - учебный диалог Наглядный – учебник Наглядный – презентация | Фронтальная | У: Откройте учебник на странице 104. Прочитайте слова под номером 216. Теперь давайте ответим на вопросы после задания. Ученик1, прочитай первый вопрос. О: На какой вопрос отвечает каждый глагол? У: Давайте с вами посмотрим. Глагол «учиться»? О: Что делать? У: Правильно. Глагол «научиться»? О: Что сделать? У: Глагол «учится»? О: Что делает? У: Глагол «научится»? О: Что сделает? У: Что общего у второй пары глаголов? О: У них перед суффиксом –ся не пишется мягкий знак. У: А на какие вопросы они отвечают? О: «Что делает?» и «Что сделает?». У: Теперь давайте прочитаем второй вопрос. О: В какой форме глагол оканчивается на –ться, а в какой на –тся? О: «Учиться» и «научиться» находятся в неопределенной форме, а глаголы «учится» и «научится» находятся в форме третьего лица, потому что к ним можно подставить местоимения третьего лица «он» и «она». У: Давайте теперь с вами попробуем самостоятельно сформулировать правило, после чего прочитаем правило из учебника и посмотрим, правильно ли мы поняли. О: -тся пишется в глаголах формы третьего лица, отвечающих на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?», а –ться пишется в глаголах неопределенной формы и отвечающих на вопросы «Что сделать?» и «Что делать?». У: Давайте теперь прочитаем правило и посмотрим, правильно ли мы поняли, как и когда пишется –ться и –тся. О: Читает правило вслух по поднятой руке. О: Да, мы верно все поняли, все сошлось с правилом из учебника. У: Прекрасно. Давайте теперь вернемся к нашим задачам и посмотрим, выполнили мы их, или нет. *Слайд с выполненными задачами* О: Мы выполнили все поставленные задачи на урок. У: Молодцы. Раз мы выполнили все задачи, поставленные нами на урок, то предлагаю закрепить полученные знания, но для начала нам следует размяться. | Слушают и понимают речь других. Проявляют интерес к новому материалу. Умеют оформлять свои мысли в устной форме. Называют правило написания –тся и –ться в возвратных глаголах. Задают вопросы для определения формы глагола; | Оценка учителем (Ответ полный, верный) Контроль учителем. Самоконтроль. |
Физминутка 1 минута | Словесный - инструктаж | Фронтальная. | У: Встаем у своих парт. Я вам буду читать пословицы, а вы должны внимательно слушать и когда услышите глаголы с –тся, то быстро-быстро топайте ногами, а если услышите глагол с –ться, то подпрыгивайте и хлопайте в ладоши. 1) Волков боят..ся – в лес не ходить. (прыжок с хлопком) 2) За всё брат?ся – ничего не сделать. (прыжок с хлопком) 3) Друзья познают?ся в беде. (топот) 4) Трус своей тени боит?ся. (топот) 5) Всякий человек в деле познаёт?ся. (топот) 6) Не стыдно не знать, стыдно не учит?ся. (прыжок с хлопком) *можно читать в разном порядке* | Слушают и понимают речь учителя. | Контроль учителем. Самоконтроль |
Первичное закрепление 14 минут | Практическое задание. Наглядный – презентация. Наглядный – раздаточный материал. | Фронтальная Индивидуальная Парная | У: Ну вот мы с вами и размялись, теперь предлагаю вам поработать в паре. На партах у вас лежат карточки с транскрипциями, ваша задача в паре написать слова по законам грамматики. На задание вам отводится 2 минуты, после чего на экране появятся ответы, и мы с вами проверим, что вы написали. Карточка с заданием [л 'й' о ц а] - льётся [к у п а й'э ц а] - купается [у м ы в а й' у ц а]- умываются [в а д’и ц а] – водица/водиться У: Как вы думаете, почему последнее слово у всех получилось по-разному? О: Потому, что мы можем прочитать эту транскрипцию как существительное «водица», а можем как глагол «водиться». Это слова омофоны, они имеют одинаковое звучание, но разное написание. У: И так, ваше время вышло, давайте проверять ваши ответы. Поднимите руки домиком те, у кого нет ошибок/ 1 ошибка, 2 ошибки/ 3-4 ошибки. *Если есть ошибки, идет разбор* У: Следующее задание. Я буду диктовать вам слова, а вы должны распределить у себя в тетради их на две группы по теме нашего урока. Вы выполняете его каждый сам в тетради и потом мы с вами зачитаем слова по группам, объясняя, почему вы поместили слово в эту группу. любит учит(ь)ся (что делать?) нужно торопит(ь)ся (что делать?) удивля(т)ся (что делать?) улыбат(ь)ся (что делать?) может случит(ь)ся (что сделать?) начинает готовит(ьс)я (что делать?) удивляет()ся (что делает?) улыбает()ся (что делает?) случает()ся (что делает?) давно готовит()ся (что делает?) *Первая группа - удивляет()ся (что делает?); улыбает()ся (что делает?); случает()ся (что делает?); давно готовит()ся (что делает?). Глаголы, оканчивающиеся на –тся* *Вторая группа - любит учит(ь)ся (что делать?); нужно; торопит(ь)ся (что делать?); удивля(т)ся (что делать?); улыбат(ь)ся (что делать?); может случит(ь)ся (что сделать?); начинает готовит(ьс)я (что делать?). Глаголы, оканчивающиеся на –ться* | Слушают и понимают речь других. Умеют оформлять свои мысли в устной форме. Задают вопросы для определения формы глагола; Договариваются при работе в паре. | Контроль учителем. Взаимоконтроль Самоконтроль Оценка учителем (ответ полный, верный) |
Рефлексия (предметная) 6 минут | Словесный – беседа | Фронтальная | У: Наш урок подходит к концу, поэтому давайте с вами подведем итоги нашего урока и проведем рефлексию собственных действий. У: Чему мы с вами научились на уроке? О: Определять, когда в глаголе ставится –тся, а когда –ться. У: Мы с вами ставили в начале урока цель, мы достигли ее? О: Да, потому что мы научились правильно ставить –тся и –ться в возвратных глаголах, а это и была наша цель. У: Напомните мне, когда мы ставим –тся, а когда –ться? О: -тся пишется в глаголах формы третьего лица, отвечающих на вопросы «Что делает?» и «Что сделает?», а –ться пишется в глаголах неопределенной формы и отвечающих на вопросы «Что сделать?» и «Что делать?». У: Где можно будет применить полученные знания? О: На дальнейших уроках русского языка и в жизни, когда будем что-то писать. У: Остались ли у вас затруднения по сегодняшней теме? О: Примерные ответы детей. У: Над чем бы вы еще хотели поработать на следующих уроках русского языка? О: Примерные ответы детей. У: Урок окончен. | Слушают и понимают речь других. Умеют проводить рефлексию собственных действий. Умеют оформлять свои мысли в устной форме. Называют правило написания –тся и –ться в возвратных глаголах; Задают вопросы для определения формы глагола; | Оценка учителем (ответ полный, верный) Самооценка Отметка |