Работа над лексическим значением слов.
- Прочитайте данные слова и покажите стрелочками верные значения слов. (Работа у доски.)
буря ветер необычайной силы
ураган ураган огромной разрушительной силы
тайфун буря на море, в океане
шторм ненастье с сильным разрушительным ветром
- Составьте предложение со словарным словом ураган.
- От каких из данных слов можно образовать глагол? {Шторм -штормить.)
- Составьте сложное предложение, используя глагол штормить в прошедшем времени.
Запись предложений под диктовку.
Буран швыряет снегом и заливается жутким воем. Ветер дул порывисто и сыпал брызги с зелёных деревьев. Свежий ветер дул с моря, где в темноте сверкали далёкие маяки.
Ветер спит, птица дремлет, не колышется ни одна ветка.
- Укажите время и спряжение глаголов.
- Выполните синтаксический разбор предложений. Проверка.
Обобщение по вопросам.
- Выберите правильное утверждение.
1. а) Глагол - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
б) Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? Запишите три словосочетания со связью управление.
2. а) Глаголы изменяются по временам и лицам.
б) Глаголы не изменяются по временам и лицам. Приведите примеры из упражнения 167.
3. а) К 1 -му спряжению относятся глаголы на -атъ, -отъ, -уть, - ытъ, -ять, -ть.
б) К 1-му спряжению относятся глаголы на -атъ, -отъ, -уть, -ытъ, -ять, -ть и ещё глаголы брить, стелить. Приведите примеры из упражнения 173.
4. а) У глаголов 2-го спряжения 2-го лица окончания -ешь, -ете. б) У глаголов 2-го спряжения 2-го лица окончания -ишь, -ите. Приведите примеры из упражнения .
- Выпишите глаголы, в которых пишется окончание -ет.
гон..т леч..т стел..т сине..т вид..т бре..т