Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе.
Тема: " Правописание ЧК-ЧН".
Цели урока: Учить правописанию буквосочетаний чк-чн; формировать мотивацию к изучению орфограмм;
развивать орфографическую память, мышление, интеллект;
воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Оборудование, наглядность: таблица с кроссвордами, карточки с заданиями, картинки.
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок
Уж очень важный.
2. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока называется: "Правописание чк-чн".
(на доске вывесить карточку с сочетанием чк-чн)
-Прочитайте слова: ночь, дочь.
-Что общего в этих словах?
(они оканчиваются на мягкий шипящий и ь знак)
-Посмотрите на слова: ноч(?)ка, доч(?)ка. Как вы думаете должен ли стоять в этих словах мягкий знак?
-Сегодня на уроке мы будем об этом говорить, а так же учиться писать слова с сочетаниями -чк,чн.
1. Чистописание, словарная работа.
Игра "Доскажи словечко".
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскач,
А зовётся птица...(грач).
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный белый ...(гусь).
-Какой звук вы слышали в начале отгадок? Какой буквой обозначается этот звук на письме?
-Сегодня на уроке мы будем работать над заглавной и строчной буквами Г, г.
-Запишем число: 21 октября; классная работа.
- Спишите с доски следующие буквосочетания:
Гг, Гж, Га, Ги, Ге, ги, га, ге, гл.
2. Запишите предложение под диктовку.
Юрий Алексеевич Гагарин- первый космонавт.
- Назовите космонавтов Республики Казахстан.
Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев.
-Почему в предложении столько слов написано с заглавной буквы?
3. Работа по теме урока.
1). Наблюдение над сочетаниями чк-чн.
-Как вы думаете, какая буква пропущена в следующих словах? Надо ли писать ь знак?
ноч*ка , поч*ка, доч*ка,
ноч*ной, печ*ной, улич*ный.
( ответы детей)
-ПРОБЛЕМА: - Почему в этих словах не надо писать мягкий знак?
-Звук ч - всегда мягкий и не требует смягчения!
2). Употребление слов с этими сочетаниями.
-Выделенные слова изменить так, чтобы в них появились сочетания -чк-чн.
кормить белку выпить молока низкая гора
красивая свеча нарисовать собаку быстрая река
серая курица расцвели цветы пушистая кошка
3). Работа по учебнику.
Упражнение №165 - устно
Прочитаем правило на странице 63.
(работа в парах)
4).Письмо с комментированием.
Упражнение №166
5).Разгадать ребусы, записать отгадки.
( Грибочки. Уточка. Ниточка.)
6. Словарно-орфографическая работа.
-Подберите близкое по значению слово к слову друг
(Товарищ).
-Запишите это слово, обозначте ударную и безударные гласные, обратите внимание на шипящий согласный в конце слова, который пишется без мягкого знака. Придумайте предложение с этим словом.
-Закончите моё предложение: " Все дети делятся на мальчиков и ....".-
-Запишите слово девочка. Обозначьте ударный и безударный гласный. Какая ещё орфограмма вам встретилась? (сочетание чк, чн). Придумайте предложение с этим словом.
Работа над фразеологическим оборотом.
"Голова идёт кругом".
"Свалиться с луны".
- "Голова идёт кругом"-говорится в том случае, если человек перестаёт от множества забот и хлопот ясно соображать, чувствует растерянность. Это выражение можно услышать и в том случае, если у человека болит голова.
- "Свалиться с луны"- говорят в шутливом тоне в том случае, если человек не понимает очевидного, удивлён какким-то обычным явлением.
Что случилось? Что случилось?
Может, я с Луны свалилась
Пёс на дереве сидит,
Мышка по небу летит,
Кот танцует и поёт-
Кругом голова идёт!
Что случилось? Что случилось?
Просто это мне приснилось...
7. Итог урока.
(Считаем жетоны полученные детьми за ответы на вопросы учителя).
-Что нового узнали на уроке?
8. Объяснение домашнего задания упр. №170.
9. Рефлексия.
-С какими новыми сочетаниями познакомились на уроке? Как они пишутся?
-Я прочту весёлые стихи Б.Заходера, а вы на слух определите слова с сочетаниями -чк,чн.
Колючки, как известно, злючки.
А кто же любит их- колючки?
Один верблюд. Ведь у верблюда
Колючки- фирменное блюдо.