Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г.Микашевичи»
Правописание и, ы после ц (урок-практикум)
урок русского языка в 5 классе
Подготовила
Л.Д.Вивденко,
учитель
русского языка и литературы
2015 г.
СЛАЙД №1-2
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Правописание и - ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы ;
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Задачи урока:
Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Правописание И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Оборудование: учебное пособие по русскому языку для 5 класса, рабочие листы (для распределительного и буквенного диктанта), рабочие тетради, мультимедийная установка, компьютер.
Методический комментарий:
Данный урок – урок закрепления изученного материала. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.
Литература :
1. Русский язык: учеб.пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений с белорус.и рус. яз. обучения. В 2 ч.Ч2/ Л.А.Мурина, ФМ.Литвинко, Г.И.Николаенко.-Минск:Нац.ин-т образования,2009.-144с.:ил.
Ход урока
Оргмомент
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
Лингвистическая разминка СЛАЙД № 3- 6
Учитель:
- Свой урок мы начнём с лингвистической разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами.
1.Лицо, руководящее оркестром или хором.
2.Опытный, бывалый, испытанный в боях воин.
3.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира.
- Запишите эти слова в свою тетрадь и запомните, как они пишутся. Устно составьте с ними предложения.
Проверка домашнего задания (упражнение 144)
1.Задание 1 выполняется двумя учениками на доске:
1 учащийся выписывает слова с И, 2 учащийся —с Ы . Назвать слова-исключения.
2. Задание 2 проверяется коллективно.(составить простые предложения с данными словами).
Например: Акация зацветает в мае. Зайцы собрались на поляне. Девочка пересчитала цыплят. Мы выращиваем огурцы.
-Почему в корне слов ( и в словах на –ция) может возникнуть ошибка? (Произносим ы)
Немного истории СЛАЙД № 8
В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами».
Обобщение и закрепление изученного материала СЛАЙД № 7
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
- Вспомните и расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц.
-Вспомните слова-исключения . СЛАЙД №9
- Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.
Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»
VI. Практическое закрепление изученного материала
Учитель:
- Пришло время закрепить на практике полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы.
Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания
1.Распределительный диктант СЛАЙД №10
2.Отгадайте загадки и в отгадках обозначьте орфограмму СЛАЙД № 11
3. Физминутка для глаз «Маятник» СЛАЙД № 12
4. Буквенный диктант СЛАЙД № 13 – 14
Ц..ферблат Проказниц..
Ц..тировать Революц..я
Ц..плячий Ц..клон
Лекц..я Ц..ганские
Синиц..н Акц..я
5. Проверь себя СЛАЙД № 15
6. Задание « Четвёртое лишнее» СЛАЙД № 16
А)Ра..писание
Бе..болезненный
Во..стание
И..парение
Б)Р..стение
Прор..сли
Отр..сль
Выр..щенный
В)Ра..брелись
Ра..таял
Бе..полезно
..делать
Г)Ц..тата
Ц..плячий
Лекц..я
Ц..клоп
7. Игра «Эрудит» СЛАЙД №17
Составьте слово
Прилетел (приставка)
Земля (корень)
Вилять (суффикс)
Решаешь (окончание)
Светится (постфикс) (приземлишься)
- Составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.
/Например: На арену цирка приземляется воздушный акробат./
8. Вставьте нужную букву , графически обозначьте изучаемую (по вариантам)
СЛАЙД № 18
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.
9. Тестовый контроль СЛАЙД № 19
1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть; Б) ц..новка;
В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
-Проверь себя СЛАЙД № 20
VII. Домашнее задание СЛАЙД № 21
Составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.
VIII. Рефлексия «Давайте пошушукаемся» СЛАЙД № 22
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Особенно понравилось…
-Вызвало затруднение…
-Нужно выучить…
IX. Подведение итогов урока. Выставление отметок СЛАЙД № 22