Цели: • Ввести правило написания глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. • Научить школьников: - определять глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени и обосновывать свое мнение; - преобразовать глаголы неопределенной формы в форму 2 лица единственного числа настоящего времени; - подбирать синонимы к глаголам 2 лица единственного числа настоящего времени; - писать зрительно – слуховой выборочный диктант с глаголами 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. - выполнять учебное действие в соответствии с правилом; - формулировать высказывание, используя термины. | Задание 1 (З) Учебник с 76, № 428. Прочитайте стихотворение и назовите дерево, которое поэт называет «родным». Деревьев разных не сочтёшь - Одно другого краше. Но где ты дерево найдёшь Родней берёзки нашей! (В. Алексеев) Назовите в данном тексте глаголы 2 лица единственного числа. Назовите окончание глаголов 2 лица единственного числа в стихотворении. Расскажите, как определить глаголы 2 лица единственного числа. Задание 2 (П) Можно ли по личному окончанию глаголов: шьёшь, спешишь,играешь, определить лицо и число? Обоснуйте свое мнение. Определите общее в написании личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. Задание 3 (У) Сформулируйте правило написания личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. (* В том случае, если дети затрудняются в формулировке, они могут использовать правило в учебнике.) Задание 4(У) Подберите к каждому глаголу синонимы в том же лице и числе, используя слова для справок. Видишь - …………… , Обманываешь - ……… , Шагаешь - …………… , Орёшь - …………….. . Слова для справок: кричать, идти, врать, готовить, глядеть. Задание 5(У) Спиши текст, заменяя в нём глаголы 1 лица глаголами 2 лица единственного числа. Выделите окончание глагола. Жалобы зайца. Живу в лесу. Встаю рано утром. Вдруг шорох! Выпрыгну из куста да и попаду охотнику под ноги. Хитрю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, нет ли кого на берегу. Всё время трясусь. Задание 6(У) Прочитайте текст, определите ошибки и обоснуйте свою точку зрения. Какая бывает роса на траве. Когда в солнечное утро, летом, пойдёш в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёш ближе и разглядиш, что это такое, то увидеш, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (Л. Толстой) Спишите только те предложения, которые имеют глаголы 2 лица единственного числа. Выделите окончания глаголов. Задание 7(У) Составьте и запишите словосочетания из данных слов с глаголами 2 лица единственного числа. … беседу, … на солнышке, …. пироги, … к берегу, … багаж, … по телефону, … в деревне. Задание 8(У) Зрительно – слуховой выборочный диктант Прочитайте текст стихотворения И. Сурикова «Детство» и определите глаголы. Запишите только глаголы 2 лица единственного числа и выделите окончание. Весь ты перезябнешь,- Руки не согнёшь, - И домой тихонько нехотя бредёшь. Ветхую шубёнку Скинешь с плеч долой; | Заберёшься на печь К бабушке седой. И сидишь, ни слова … Тихо всё кругом; Только слышишь - воет вьюга за окном … | * Текст закрывается, учитель диктует его, дети записывают только глаголы, выделяя окончания. | Диагностические задания 1.Прочитайте пословицы. 2. Спишите пословицы, употребив глаголы, данные в скобках, в форме 2 лица единственного числа. Родину на чужбине (не) (найти). Шила в мешке (не) (утаить). (Поспешить) – людей (насмешить). Словом комара (не) (убить). 3. К выделенным глаголам подберите и запишите синонимы. Познавательные умения: - определять глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени и обосновывать свое мнение; - преобразовать глаголы неопределенной формы в форму 2 лица единственного числа настоящего времени. Регулятивные умения: - выполнять задание, используя правило. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины. - выполнять задание в рамках учебного диалога Предметные умения: - определять лицо и число глагола; - подбирать синонимы к глаголам 2 лица единственного числа настоящего времени; - писать зрительно – слуховой выборочный диктант с глаголами 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени. |