СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание несклоняемых имен существительных . (Урок в 6 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием несклоняемых имен существительных, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

Просмотр содержимого документа
«Правописание несклоняемых имен существительных . (Урок в 6 классе)»

Правописание несклоняемых имен существительных . Урок в 6 классе

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с правописанием несклоняемых имен существительных, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

  2. развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять словарный запас.

  3. воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к природе.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием

«Имя существительное».

- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план:

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

III. Орфографическая разминка

Отгадать загадки. Записать отгадки. Определить склонение.

Назвать правило правописания данных слов.

  1. К каким склонениям относятся слова – отгадки?

Растет на суше, голова на суше. (камыш)

  1. Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки. (мышь)

  1. Ползун ползёт, иголки везёт. (ёж)

  2. Шевельнул бороздкой гном,

И вошел хозяин в дом. (ключ)

  1. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)

  2. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (мяч)

  1. Я – антоним слову смех

Не от радости утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды неудач

Догадались? Это (плач)

  1. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (печь)

  1. Что за весенняя первая птица

Любит за плугом ходить и кормиться? (грач)

  1. Он признался ножу:

«Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог» (карандаш)

IV. Синтаксическая минутка.

Солнце сверкнуло последним лучом и спряталось.

Поставьте существительные из данных предложений в предложный падеж. Какие у них будут окончания? Как называется изменение имен существительных по падежам?

Пунктуационный разбор предложения.

Облеклось в безразличный лиловый цвет всё: лес, деревни, акации, трава

Составить схему предложения.


V.Знакомство с правописанием несклоняемых имен существительных.

Ребята, давайте просклоняем с вами слова песня, пальто.

- Выделите окончание.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

- А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение?

- Сформулируйте тему и цель урока.

- Тема (Запись в тетрадях и на доске).

«Правописание несклоняемых имен существительных»

Цель – научиться употреблять несклоняемые имена существительные в косвенных

падежах, научиться определять их род.

VI. Актуализация знаний.

а) Чтение сведений в учебнике.

- Какие существительные ещё не склоняются?

- Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные).

- А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

В русском языке таких слов много. Вот некоторые из них.

Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

Прочитайте их. Лексическое значение каких слов вам не понятно?

- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. (Выставка словарей)

Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

б) Выполнение упражнений учебника.

в) Практическая работа

1. Спишите, исправляя ошибки.

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе.

2. Игра « Замените одним словом» — несклоняемым существительным:

1. теплая верхняя одежда (пальто)

2. Ансамбль из трех исполнителей (трио)

3. Судьи конкурса (жюри)

4. Подземный вид транспорта (метро)

5. большой клавишный музыкальный инструмент (пианино или фортепьяно)

С данными существительными составьте словосочетания глагол + существительное с предлогом, где глагол является главным словом.

3.Тест

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) воздух б) солнышко в) пальто г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио б) земля в) кино г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии б) тетрадь Сухова Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка б) завхоз в) запчасти г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз б) мопед в) табло г) МГУ

Ключ: в, б, г, г, б

VII. Рефлексия

- Итак, с какими словами познакомились на уроке?

- Почему он так называются?

Я узнал... Было интересно... Я понял... Вызвало затруднение...

VIII. Домашнее задание: