СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка.

3 класс. УМК «Начальная школа XXI века.

 

Тема: Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа.

Цель: Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного 

           числа.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями склонения имен существительных в форме

              множественного числа;

  • Показать  особенности правописания безударных падежных  окончаний имен существительных в форме множественного числа;
  • Учить применять алгоритм написания падежных окончаний имен существительных множественного числа,
  • Познакомить с особенностями написания окончаний имен существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с  шипящими на конце.

 

Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок русского языка.

3 класс. УМК «Начальная школа XXI века.


Тема: Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа.

Цель: Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного

числа.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями склонения имен существительных в форме

множественного числа;

  • Показать особенности правописания безударных падежных окончаний имен существительных в форме множественного числа;

  • Учить применять алгоритм написания падежных окончаний имен существительных множественного числа,

  • Познакомить с особенностями написания окончаний имен существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящими на конце.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте слова на доске. Что о них можете сказать? Постарайтесь разделить слова на группы и найти «лишнее» слово.

(«Лишнее» слово – столы, т.к. имеет форму множественного числа, остальные в форме единственного числа). Слайд 1

Колесо, столы, дерево, мышь, школа, земля, слон, лиса, любовь, весна, ложь. (Слова можно разделить по склонениям, по родам, одушевленные и неодушевленные)

- Определим склонение имен существительных. (Фронтальная работа с классом)

- Вспомните, чем являются некоторые слова. (Являются проверочными для определения безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений).

- Слайд 2 Определите окончание имен существительных: встретиться с человек…, в берлог.., в рощ.., о молодеж…, помогать бабушк…, скакать на лошад…, мечтать о мор… .

- Молодцы!

3. Сообщение темы урока.

- Сейчас мы работали со словами в форме единственного числа. А как определить безударное падежное окончание имен существительных в форме множественного числа?

Можно ли использовать тот же способ определения окончаний?

(Высказывания детей)

- Догадайтесь, о чем будем говорит на уроке, какова теме урока?

4. Работа над темой урока.

1) - Поработайте в парах. Возьмем слова деревья, столы, земли, колёса

Просклоняйте их, выделите окончание.

Во время проверки составим сводную таблицу окончаний имен существительных в форме множественного числа.


И.п.

-ы, -и, -а, -я

Р.п.

- , -ов, -ев, -ей

Д.п.

-ам, - ям

В.п.

-ы, -и, -я

Т.п.

-ами, -ями

П.п.

-ах, -ях


Вывод: мы пронаблюдали над изменением окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений в форме множественного числа.

- Что вы можете сказать? (Окончания совпадают)

- А верно ли предположение, что безударное окончание можно проверить каким-то словом? Вспомните слова всех групп. Какое слово можно использовать для проверки? (Столы)

Упр.1 с.25 (Р/т) Взаимопроверка.

-Какое слово также является проверочным для формы множественного числа?

-Мы познакомились с первой особенностью склонения имен существительных в форме множественного числа.


2) - О 2-й особенности склонения имен существительных в форме множественного числа уже говорили. Речь пойдет о родительном падеже.

-На уроках математики нередко вам и мне приходится поправлять ошибки в речи наших одноклассников. Может быть, кто-то вспомнит такие слова?

- Упр. 1 с. 77 (учебник) (Вспомогательное слово для родительного падежа) Поработайте в парах.

Игра «найди свой дом». Слайд 4

Места килограммы

Куры помидоры

Яблоки апельсины

Ботинки облака

Сапоги носки

Стекла метры.

Вывод: мы рассмотрели слова, определили окончание, а как мы это делали? Как определить окончание имен существительных в форме множественного числа родительного падежа?

- Правописание слов необходимо запомнить, если забыли то … (посмотреть в словаре).

Упр.2 с. 26 (Р/т)

Проверка фронтально.


3) –Понаблюдаем за словами: туча, лужа, удача, чаща, задача, чаша. Слайд 5

- Какую особенность в словах увидели? (ед.ч., ж.р., 1-е скл.)

-Поставьте эти слова в форму множественного числа родительного падежа. Записать в тетрадь, выделить окончание.

- Вы задумались? О чем? Правило с 77 (учебник)

Туча – туч, лужа- луж, удача – удач, задача – задач, чаша – чаш.

Проверка. Какое правило применяли?


5. Рефлексия.

- Что узнали нового?

- Какие слова является проверочным для формы множественного числа?

- О чем еще надо помнить?


6. Д/З. упр.4 с.78 (Учебник)


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Двадцать девятое марта. Классная работа. Колесо, столы, дерево, мышь, школа, земля, слон, лиса, любовь, весна, ложь.

Двадцать девятое марта.

Классная работа.

Колесо, столы, дерево, мышь, школа, земля, слон, лиса, любовь, весна, ложь.

ом е Встретиться с человек….., в берлог….., в рощ…., о молодеж…, помогать бабушк…,  скакать на лошад…, мечтать о мор… . е и е и е

ом

е

Встретиться с человек….., в берлог…..,

в рощ…., о молодеж…, помогать бабушк…,

скакать на лошад…, мечтать о мор… .

е

и

е

и

е

деревья, столы, земли, колёса -ы, -и, -а, -я  И.п. что?  деревья, столы, земли, колёса деревьев, столов, земли, колёс Р.п. чего?  - , -ов, -ев, -ей  -ам, - ям  деревьям, столам, землям колёсам Д.п. чему?  деревья, столы, земли, колёса В.п. что?  -ы, -и, -я  деревьями, столами, землями, колёсами Т.п. чем?  -ами, -ями  П.п.о чём?  деревьях, столах, землях, колёсах -ах, -ях

деревья, столы, земли, колёса

-ы, -и, -а, -я

И.п. что?

деревья, столы, земли, колёса

деревьев, столов, земли, колёс

Р.п. чего?

- , -ов, -ев, -ей

-ам, - ям

деревьям, столам, землям колёсам

Д.п. чему?

деревья, столы, земли, колёса

В.п. что?

-ы, -и, -я

деревьями, столами, землями, колёсами

Т.п. чем?

-ами, -ями

П.п.о чём?

деревьях, столах, землях, колёсах

-ах, -ях

- мест - килограммов Места килограммы Куры помидоры Яблоки апельсины Ботинки облака Сапоги носки Стекла метры - кур - помидоров - яблок - апельсинов - ботинок - облаков - сапог - носков - стёкол - метров

- мест

- килограммов

Места килограммы

Куры помидоры

Яблоки апельсины

Ботинки облака

Сапоги носки

Стекла метры

- кур

- помидоров

- яблок

- апельсинов

- ботинок

- облаков

- сапог

- носков

- стёкол

- метров

Туча, лужа, удача, чаща, задача, чаша. Туч, луж, удач, чащ, задач, чаш. Тучам, лужам, удачам, чащам, задачам, чашам. Тучи, лужи, удачи, чащи, задачи, чаши. Тучами, лужами, удачами, чащами, задачами, чашами. Тучах, лужах, удачах, чащах, задачах, чашах.

Туча, лужа, удача, чаща, задача, чаша.

Туч, луж, удач, чащ, задач, чаш.

Тучам, лужам, удачам, чащам, задачам, чашам.

Тучи, лужи, удачи, чащи, задачи, чаши.

Тучами, лужами, удачами, чащами, задачами, чашами.

Тучах, лужах, удачах, чащах, задачах, чашах.