СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умение видеть орфограмму;

  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать внимание, мышление, речь;
  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Просмотр содержимого документа
««Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»»

«Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

Цель: формировать умение видеть орфограмму;

  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать внимание, мышление, речь;

  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Ход урока.

I. Организационный момент:

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.


2. Минутка чистописания.

Откройте ваши тетради.  Запишите число, классная работа.

Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (слайд 1)

- Прочитайте предложение, что это? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (Устно. Не дорог-буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс ОК.)
- А теперь напишите эту пословицу.

- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
-Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш, з-с)  

 Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Как проверить парные согласные  в слове? (Дети говорят правило с примерами).

3. Определение темы и задач урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Правописание слов с парными согласными на конце.)- (слайд 2)
- Какие задачи можете поставить себе на урок?  (слайд 3)

                    У – упражняться в написание парных согласных;

                    Р – развивать внимание;

                    О - объяснять написание слов;

                    К - коллективно, дружно работать.

- В течение урока мы ответим на вопросы: (слайд 4)

Что

Где         надо проверять?

Как

Чем

- На какие вопросы мы уже можем  дать ответы?

 - Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)

 - Где надо проверять? (на конце слова)

 - Как надо проверять? (правило)

-Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом.(слайд 5)

            Алгоритм:

1.        Читаю слово ….

2.        Слышу звук ….

3.        Изменяю слово….

4.        Проверяю…

5.        Пишу букву….

4.  Физкультминутка. (Слайд 6)

5. Работа по теме урока. Работа в парах.

-Урок мы продолжим. Запишите отгадки:

1) Сердитый недотрога                                        

 Живёт в глуши лесной.

 Иголок очень много,

 А ниток ни одной.  (ёж)

2) Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

3) Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

4) Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он ...(Жираф)

6) Он рогат и близорук,

Плохо видит он вокруг.

Зато может крепкий бок

Продырявить … (Носорог)

7) Только с виду я хороший.

 Состою в родстве я с кошкой.

 Бегаю быстрее ветра,

 В Африке меня ты встретишь.

 Я на солнышке лежу,

 И добычу сторожу.

 Если грозно посмотрел,

 Убегай, опасен – (Лев).

(слайды 7, 8)

5.1   Письмо по памяти. (карточка)

Белый снег пушистый

 В воздухе кружится.

 И на землю тихо

 Падает, ложится.

5.2 Работа у доски.

Ястре_, ено_, пиро.., малы_, сне.., утю_, сторо.., отря_, глобу_.

- Какое правило помогло написать правильно букву? ( Правописание слов с парными согласными на конце.)
- Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?

Правило.

Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

6. Работа с сигнальными карточками.

Игра «Будь внимательным»

-Я буду называть слова с парной согласной , а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Мёд, чиж, уж, краб, кит, хлеб, ковш, глаз, шарф, карниз.

7. Самостоятельная работа. По карточкам.

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание:  - вставить пропущенные буквы,

               - записать рассказ

Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …

 Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …

8. Итог урока. (слайд 9)

- Что надо проверять? (парную согласную на конце слова)

-Где надо проверять? (на конце слова)

-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

Что   надо проверять?  б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с        

Где   надо проверять?          в корне, на конце слова