-
| Предмет | Русский язык |
-
| Класс | 6 |
-
| Базовый учебник | Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. |
-
| Тема урока | Правописание гласных в приставках пре-и при - |
-
| Тип урока | Изучение нового материала. |
-
| Планируемые результаты | Предметные: создать условия, способствующие изучению темы « Правописание гласных в приставках пре-и при-» и применению их в нестандартных учебных ситуациях; повторить и обобщить знания по теме "Правописание приставок» "; видеть орфограмму и объяснять ее графически. Метапредметные: : содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре; формировать активную жизненную позицию. |
-
| Технологии | Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. |
-
| Формы работы | Коллективная, групповая , проектная, игровой прием. |
-
| Межпредметные связи | Литература |
-
| Внутрипредметные связи | Лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить сложное предложение), текстоведение (определить тему, стиль, тип текста), морфемика (найти слова, соответствующие заданной схеме). |
-
| Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. |
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Если дождь стучит по крыше, Если в жизни всё не так. Улыбнитесь, рассмешитесь, Ведь улыбка – это клад!!! Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1) | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. | Актуализа-ция знаний | Слайд 2 | 1.Организует проведение игры «Четвертый лишний». -Объясните, по какому признаку вы отбирали «лишние» слова? -Вспомните правила написания приставок на з-с. -Можно ли без ошибок написать гласные в приставках «лишних» слов ? Почему? -Хотели ли вы узнать, когда пишется И, а когда Е в приставках? | Находят «лишнее» слово. Повторяют правила написания приставок на з-с. Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы. Записывают тему в тетради. Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради составляют опорную схему. (по мере определения значения) | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества Коллективное построение схемы. |
3. | Целеполагание | | Задает вопросы: - Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. | Формулируют тему урока: Правописание гласных в приставках пре-и при - | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. |
4. | Мотивация к учебной деятель-ности | | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Сегодня у нас будет необычный урок... | Узнают о сюжетной линии урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Целеполага-ние. | Слайд 3 | Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока). - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? (Закрепить орфограмму «Гласные в приставках пре- и при-; научиться применять правило при написании слов)? А что нам нужно для достижения цели? В ходе дискуссии уч-ся выделяют основные задачи. Задачи: 1. Уметь видеть орфограмму в приставке 2. Знать группы приставок 3. Уметь применять правила написания приставок | Под руководством учителя формулируют гипотезы. | Познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность |
6. | Открытие новых знаний | Слайд 4-20 | Предлагается материал для наблюдений и анализа. 1.На доске записаны слова: Приехать, прилететь, приплыть Пришить, приклеить, прибить Пришкольный, придорожный, привокзальный Приоткрыть, пригореть Предобрый, премилый Преградить, прервать -Давайте подумаем над значением каждого слова. ? (на доске постепенно открывается опорная схема: ПРИ Приближение=близко Присоединение=друг к другу Расположение вблизи=около Неполное действие=чуть-чуть ПРЕ ПРЕ=очень ПРЕ=пере 2. Обращает внимание ребят на слова, в которых ПРИ –ПРЕ –часть корня.(привет, природа, препятствие, приключение, пример, презрение, прилежный, президент, президиум) | Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради составляют опорную схему. (по мере определения значения).По опорной схеме делают выводы о правилах написания гласных в приставках ПРИ - ПРЕ. Ребята делают вывод, что такие слова нужно проверять по словарю. | Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: коллективное построение схемы. |
7. | Этап первичного закрепления темы | Слайд 21-24 | 1.Предлагает учащимся самостоятельно прочитать слова на полях учебника и ответить на вопрос : можно ли написание этих слов проверять по изученному на уроке правилу? Как быть в такой ситуации? Работа в парах. Упр. 210. Работа со словарями. 2). Работа с учебником (Чтение текста и обсуждение вопросов упр. 208.) — Определите значения приставок.
2. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Задание по группам: замените словосочетания словом с приставкой пре-при. Какое значение имеют слова? 1 задание: с помощью молотка и гвоздей – с помощью молотка и гвоздей –(прибить) с помощью иголки с ниткой –(пришить) с помощью клея –(приклеить) с помощью винтов и шурупов –(привинтить) 2 задание: Участок при школе-(пришкольный) полоса около моря-(прибрежная) город на Волге –(приволжский) Посёлок при городе – (пригородный) 3 задание: чуть-чуть открыть окно-(приоткрыть) умолкнуть на короткое время-(приумолкнуть) Лечь ненадолго - (прилечь) Сесть на краешек стула - (присесть) 4 задание: очень добрый –(предобрый) очень скверный –(прескверный) очень светлый –(пресветлый) очень мудрый –(премудрый)
| Ученики анализируют слова, делают вывод, что данные слова нужно проверить по словарю и запомнить их написание. Работают в парах, используют словари Работают с материалом учебника. Ребята работают в группах по карточкам. Каждая группа подбирает слова в соответствии с заданием) После выполнения задания каждая группа озвучивает результат своей деятельности. | Регулятивные: самост. заучив. Самоопределение Познавательные: выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль Познавательные: классификация Коммуникативные: построение речевого высказывания. Работа в группах . |
8. | Физминутка | | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения. Проводит ФИЗМИНУТКУ. Приставка ПРИ – встаём Приставка ПРЕ- сидим ПРЕ-ПРИ входит в корень – покачать головой. | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную работу в группах. | |
9. | Закрепление изученного материала | Слайд 25 | Предлагает исследовать языковой материал, объяснить разное значение слов, привести примеры словосочетаний. Предать – придать Пребывать – прибывать Претворить – притворить Упр 210 (устно) Слово учителя Действительно, далеко не во всех случаях значение приставки при- или пре- прозрачно, Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в словах природа, приятель, присутствие. Иногда можно определить это значение с помощью этимологического словаря, а порой оно остается неразгаданным. Слова с приставками пре-, при- бывают омофоничными (звучат одинаково). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл слова, например: приходящая няня - преходящие ценности. приступить к работе - преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чужой стране, придел храма — предел возможностей, придать новую форму - предать забвению, притворить окно - претворить планы в жизнь, призреть стариков - презреть опасность. Бывает и так: приставка прирастает к корню так, что становится со временем его частью, и состав слова упрощается. К таким словам относятся, например, существительные привет, приятель, причина, прилагательные прилежные, прелестный и др. При желании мы можем узнать древний состав слова с помощью этимологических словарей. 3. Работа с учебником (Чтение и обсуждение теоретического материала: § 40, с.115-116.) | Записывают слова с омофоничными приставками. | Коммуникативные: построение речевого высказывания. Работа в группах Познавательные: классификация |
10. | Контроль усвоения материала | | 1. Предлагает провести игру «Корректор» (исправление ошибок в словах на изученную тему) | Выполнение действий по алгоритму Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: понимать учебные задачи. |
11. | Подведение итогов урока | | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. | Анализируют свою работу и работу группы на уроке. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
12. | Дифферен-цированное домашнее задание | | Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор). | Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
13. | Рефлексия | Слайд 26 | Предлагает закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда… Всем спасибо за урок! | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Если дождь стучит по крыше, Если в жизни всё не так. Улыбнитесь, рассмешитесь, Ведь улыбка – это клад!!! Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1) | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. | Актуализа-ция знаний | Слайд 2 | 1.Организует проведение игры «Четвертый лишний». -Объясните, по какому признаку вы отбирали «лишние» слова? -Вспомните правила написания приставок на з-с. -Можно ли без ошибок написать гласные в приставках «лишних» слов ? Почему? -Хотели ли вы узнать, когда пишется И, а когда Е в приставках? | Находят «лишнее» слово. Повторяют правила написания приставок на з-с. Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы. Записывают тему в тетради. Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради составляют опорную схему. (по мере определения значения) | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества Коллективное построение схемы. |
3. | Целеполага-ние | | Задает вопросы: - Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. | Формулируют тему урока: Правописание гласных в приставках пре-и при - | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. |
4. | Мотивация к учебной деятель-ности | | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Сегодня у нас будет необычный урок... | Узнают о сюжетной линии урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Целеполага-ние. | Слайд 3 | Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока). - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? (Закрепить орфограмму «Гласные в приставках пре- и при-; научиться применять правило при написании слов)? А что нам нужно для достижения цели? В ходе дискуссии уч-ся выделяют основные задачи. Задачи: 1. Уметь видеть орфограмму в приставке 2. Знать группы приставок 3. Уметь применять правила написания приставок | Под руководством учителя формулируют гипотезы. | Познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность |
6. | Открытие новых знаний | Слайд 4-20 | Предлагается материал для наблюдений и анализа. 1.На доске записаны слова: Приехать, прилететь, приплыть Пришить, приклеить, прибить Пришкольный, придорожный, привокзальный Приоткрыть, пригореть Предобрый, премилый Преградить, прервать -Давайте подумаем над значением каждого слова. ? (на доске постепенно открывается опорная схема: ПРИ Приближение=близко Присоединение=друг к другу Расположение вблизи=около Неполное действие=чуть-чуть ПРЕ ПРЕ=очень ПРЕ=пере 2. Обращает внимание ребят на слова, в которых ПРИ –ПРЕ –часть корня.(привет, природа, препятствие, приключение, пример, презрение, прилежный, президент, президиум) | Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради составляют опорную схему. (по мере определения значения).По опорной схеме делают выводы о правилах написания гласных в приставках ПРИ - ПРЕ. Ребята делают вывод, что такие слова нужно проверять по словарю. | Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: коллективное построение схемы. |
7. | Этап первичного закрепления темы | Слайд 21-24 | 1.Предлагает учащимся самостоятельно прочитать слова на полях учебника и ответить на вопрос : можно ли написание этих слов проверять по изученному на уроке правилу? Как быть в такой ситуации? Работа в парах. Упр. 210. Работа со словарями. 2). Работа с учебником (Чтение текста и обсуждение вопросов упр. 208.) — Определите значения приставок.
2. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания. Задание по группам: замените словосочетания словом с приставкой пре-при. Какое значение имеют слова? 1 задание: с помощью молотка и гвоздей – с помощью иголки с ниткой – с помощью клея – с помощью винтов и шурупов – 2 задание: Участок при школе- полоса около моря- город на Волге – Посёлок при городе – 3 задание: чуть-чуть открыть окно- умолкнуть на короткое время- Лечь ненадолго - Сесть на краешек стула - 4 задание: очень добрый – очень скверный – очень светлый – очень мудрый – | Ученики анализируют слова, делают вывод, что данные слова нужно проверить по словарю и запомнить их написание. Работают в парах, используют словари Работают с материалом учебника. Ребята работают в группах по карточкам. Каждая группа подбирает слова в соответствии с заданием) После выполнения задания каждая группа озвучивает результат своей деятельности. | Регулятивные: самост. заучив. Самоопределение Познавательные: выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль Познавательные: классификация Коммуникативные: построение речевого высказывания. Работа в группах . |
8. | Физминутка | | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения. Проводит ФИЗМИНУТКУ. Приставка ПРИ – встаём Приставка ПРЕ- сидим ПРЕ-ПРИ входит в корень – покачать головой. | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную работу в группах. | |
9. | Закрепление изученного материала | Слайд 25 | Предлагает исследовать языковой материал, объяснить разное значение слов, привести примеры словосочетаний. Предать – придать Пребывать – прибывать Претворить – притворить Упр 210 (устно) Слово учителя Действительно, далеко не во всех случаях значение приставки при- или пре- прозрачно, Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в словах природа, приятель, присутствие. Иногда можно определить это значение с помощью этимологического словаря, а порой оно остается неразгаданным. Слова с приставками пре-, при- бывают омофоничными (звучат одинаково). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл слова, например: приходящая няня - преходящие ценности. приступить к работе - преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чужой стране, придел храма — предел возможностей, придать новую форму - предать забвению, притворить окно - претворить планы в жизнь, призреть стариков - презреть опасность. Бывает и так: приставка прирастает к корню так, что становится со временем его частью, и состав слова упрощается. К таким словам относятся, например, существительные привет, приятель, причина, прилагательные прилежные, прелестный и др. При желании мы можем узнать древний состав слова с помощью этимологических словарей. 3. Работа с учебником (Чтение и обсуждение теоретического материала: § 40, с.115-116.) | Записывают слова с омофоничными приставками. | Коммуникативные: построение речевого высказывания. Работа в группах Познавательные: классификация |
10. | Контроль усвоения материала | | 1. Предлагает провести игру «Корректор» (исправление ошибок в словах на изученную тему) | Выполнение действий по алгоритму Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: понимать учебные задачи. |
11. | Подведение итогов урока | | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. | Анализируют свою работу и работу группы на уроке. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
12. | Дифферен-цированное домашнее задание | | Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор). | Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
13. | Рефлексия | Слайд 26 | Предлагает закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда… Всем спасибо за урок! | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |