2. | Повторение пройденного | Фронтальный опрос: - Какую тему мы закончили изучать? - Какой раздел грамматики изучает приставки? - Почему нужно очень хорошо знать состав слова? - Из каких частей состоит слово? Дайте определение. | Ответы: - Приставка. Правописание приставок - Морфемика Учащиеся думают, предлагают варианты, отвечают на вопросы |
3. | Целеполагание. Мотивация деятельности | Сегодня на уроке мы займемся научной работой. Попробуем собрать « На одну полочку» все правила, так или иначе связанные с темой « Приставка» Слайд 1. Научимся пользоваться правилами правописания приставок. Для разминки разберем слово по составу : зашумели | Учащиеся разбирают слово « зашумели», взятое из текста, который находится на Слайде 2 Все задания, предлагаемые детям в течение урока, основаны на этом тексте |
4. | Работа с текстом | - Ребята, любите ли вы сказки? - А какие сказки вы знаете? - Давайте послушаем сказку ( чтение учителем сказки (Слайд 2)) Однажды п…ссорились цв…ты (с) гр…бами. Л…сные ф…алки об…яснили всем, что гр…бы сами себе пищи (не) д…бывают, только сла…дкие соки д…рев…ев п…ют. З…шумели д…рев…я и травы, …твернулись ( от) грибов. Во…мутились гр…бы, ра…сердились, ра...обиделись, уб…жали из леса. Разболелся лес, завалили его сучья, хвоя, сухие листья.В…помнил он о гр…бах, но было поз…но. Пр…красный лес стал умирать. Пр…летел врач…-грач… и сказал обитателям леса. Поскольку урок проводится с учащимися 5 класса, упор сделан на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, различие в написании приставок и предлогов. В словах предложенного текста пропущены буквы, которые необходимо вписать, вспомнив при этом орфографические правила ( Слайд 3) | - Да! - Волшебные, о животных, растениях, бытовые и т.д. Ученики проверяют текст самостоятельно и, что очень важно, сами себе выставляют оценки. Учитель предлагает найти в тексте слова, иллюстрирующие правила правописания: - безударных гласных в корне, проверяемых ударением; - гласных, не проверяемых ударением; - парных звонких и глухих согласных в корне слова; - непроизносимых согласных. |
5 | Наблюдение над новым материалом Работа с опорной картой | 1. Беседа по вопросам. - Были ли в тексте слова с приставками? - Как написаны в тексте предлоги? - Чем отличается написание приставок от предлогов? Учитель открывает Слайд 4 на котором находится опорная карта и алгоритм. -В таблицу выпишите из текста слова с данными приставками( неизменяемые приставки , приставки на З-,С-, приставки При-, ПРЕ-) предварительно прочитываем алгоритм. Перед повторением правил вспомним гласные и согласные звуки. Слайд 5, 6 Неизменяемые приставки | Приставки на З-,С- | Приставки ПРИ-,ПРЕ-, | Поссорились Объяснил Добывают Зашумели Отвернулись сбежали | Возмутились Рассердились Разобиделись Разболелся вспомнили | Прилетел прекрасный | 2. Работа с текстом. Послушаем, что же сказал врач-грач. Слайд 7, 8, 9 Пр…кратите спорить! Пр…задумайтесь. Даже пр..брежные воды во…мущаются. Немедленно разыщите грибы и пр…гласите обратно. Лесные цветы нашли грибы и вернули их в лес. Живут они с той поры пр…во…ходно, помогают друг другу украшать пр…роду. | Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, высказывают свою точку зрения Перед учащимися на партах лежит опорная карта и алгоритм. Ребята вместе с учителем внимательно рассматривают и обсуждают. (Слайд 4) После начинают заполнять таблицу подводят итоги, отвечают, что в русском языке существует три основные группы приставок: неизменяемые, которые надо запомнить, приставки на З-, С-( З – пишется перед гласными и звонкими согласными) и приставки ПРИ-, ПРЕ-( ПРИ – три основных значения: сближение, нахождение около, неполнота действия; ПРЕ- 1. близкая к ПЕРЕ- 2. высокая степень качества, значение « очень» . Ребята объясняют вставленные буквы, опираясь на алгоритм « Правописание приставок». На этом же тексте учащиеся объясняют разницу в написании Ъ и Ь знаков, замену И на Ы после приставки на согласный. |
6 | Заключение | Слайд 10 - Чему научил нас этот текст? - Как нужно относиться к природе, где все взаимосвязано? - Только ли о грибах и цветах этот текст? - Касается ли рассказанная сказка только растений или вас тоже? - Как вы относитесь к природе и своей Родине? | Учащиеся слушают, размышляют, делают выводы. До окончания урока успевают прочитать любимые стихи о природе. |