СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок. Урок русского языка. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данный урок по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской 5 класс в разделе курса «Морфемика» связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, умения детей, приобретенные при изучении темы «Правописание приставок».

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок. Урок русского языка. 5 класс.»

МБОУ СОШ № 11















Методическая разработка урока в 5 классе по теме:

Правописание приставок.










.

Автор учебника: Т.А. Ладыженская.

Технология: ИКТ



Учитель русского языка и литературы

Прокопьева Алина Николаевна














2013






Тема урока:

Правописание приставок


Цель урока:

  • Повторить и систематизировать все правила правописания приставок

  • Отработать правильное написание приставок, входящих в основные группы, Ъ и Ь знаков, И-Ы после приставок на согласный.

  • Научить детей правильно пользоваться алгоритмом

  • Повторить и закрепить темы « Состав слова и словообразование» и « Фонетика»

  • Повторить орфографические и пунктуационные правила, изученные в начальной школе

  • Используя художественный текст, вспомнить раздел « Сказки», изучаемый в рамках предмета « Литература»

  • Продолжить нравственное воспитание детей, обсудив проблемы отношения людей к природе и взаимоотношений между детьми


Дидактические материалы:

  • Опорная карта « Правописание приставок»

  • Алгоритм « Правописание приставок»

  • Листы формата А4, содержащие распечатанный текст, с которым учащиеся работают на уроке.

Оборудование:

Мультимедийный проектор




























Методическое обоснование


Данный урок по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской 5 класс в разделе курса «Морфемика» связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, умения детей, приобретенные при изучении темы «Правописание приставок».

С темой « Приставки» ученики знакомятся в начальной школе: отличают приставки от предлогов, почти не путают их слитное и раздельное написание. В 5 классе дети осваивают неизменяемые приставки, и приставки на З-, а приставки ПРИ_ и ПРЕ_, замену в слове гласной « И» на «Ы» после приставки на согласный и другие аспекты темы – уже в 6 классе. Таким образом, в 5 классе ученики будут делать ошибки в написании слов с приставкой ПРИ_ и ПРЕ_, так как орфограмма №29 не изучена, а к 6 классу они могут забыть об изученных год назад особенностях правописания приставок на З- и т.д. На своем уроке я объединила материал по теме « Правописание приставок» в блок. Благодаря объединению материала в блоки возможно годичное опережение существующей программы. Для того чтобы учащиеся не нуждались в учебниках предшествующих лет, целесообразно использовать опорные карты. Опорная карта систематизирует материал по каждой теме, обобщает информацию из различных разделов курса

При планировании урока были учтены особенности развития учащихся: умение обосновывать тему, осознание цели, умение планировать работу с помощью учителя, контролировать свои действия и оценивать индивидуальные особенности детей. Образовательные, воспитательные и задачи развития решались в комплексности и взаимосвязи, учитывались особенности класса. Выбранная мной структура и тип урока, распределение времени на всех этапах урока были рациональны для решения поставленных целей. Ведущими формами, методами и приемами были вопросно – ответная форма, индивидуальная работа, контроль и самоконтроль, обратная связь, наглядность, поисковый метод. Их сочетание помогло мне раскрыть новый материал, обеспечить работоспособность, общение, а детям сделать открытие и оценить свою деятельность на протяжении всего урока.


























Ход урока

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Действия

Учащихся

1.

Организационный

момент

  1. Приветствие учителем учащихся

  2. Вступительное слово учителя

Подготовка учащихся к работе

2.

Повторение пройденного

Фронтальный опрос:

- Какую тему мы закончили изучать?



- Какой раздел грамматики изучает приставки?


- Почему нужно очень хорошо знать состав слова?

- Из каких частей состоит слово? Дайте определение.


Ответы:

- Приставка. Правописание приставок

- Морфемика



Учащиеся думают, предлагают варианты, отвечают на вопросы

3.

Целеполагание.

Мотивация деятельности

Сегодня на уроке мы займемся научной работой. Попробуем собрать « На одну полочку» все правила, так или иначе связанные с темой « Приставка» Слайд 1. Научимся пользоваться правилами правописания приставок. Для разминки разберем слово по составу : зашумели


Учащиеся разбирают слово « зашумели», взятое из текста, который находится на Слайде 2

Все задания, предлагаемые детям в течение урока, основаны на этом тексте





4.

Работа с текстом

- Ребята, любите ли вы сказки?


- А какие сказки вы знаете?




- Давайте послушаем сказку ( чтение учителем сказки (Слайд 2))

Однажды п…ссорились цв…ты (с) гр…бами. Л…сные ф…алки об…яснили всем, что гр…бы сами себе пищи (не) д…бывают, только сла…дкие соки д…рев…ев п…ют. З…шумели д…рев…я и травы, …твернулись ( от) грибов.

Во…мутились гр…бы, ра…сердились, ра...обиделись, уб…жали из леса.

Разболелся лес, завалили его сучья, хвоя, сухие листья.В…помнил он о гр…бах, но было поз…но. Пр…красный лес стал умирать.

Пр…летел врач…-грач… и сказал обитателям леса.


Поскольку урок проводится с учащимися 5 класса, упор сделан на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, различие в написании приставок и предлогов. В словах предложенного текста пропущены буквы, которые необходимо вписать, вспомнив при этом орфографические правила ( Слайд 3)



- Да!


- Волшебные, о животных, растениях, бытовые и т.д.


















Ученики проверяют текст самостоятельно и, что очень важно, сами себе выставляют оценки. Учитель предлагает найти в тексте слова, иллюстрирующие правила правописания:

- безударных гласных в корне, проверяемых ударением;

- гласных, не проверяемых ударением;

- парных звонких и глухих согласных в корне слова;

- непроизносимых согласных.

5

Наблюдение над новым материалом



Работа с опорной картой

1. Беседа по вопросам.

- Были ли в тексте слова с приставками?

- Как написаны в тексте предлоги?

- Чем отличается написание приставок от предлогов?






Учитель открывает Слайд 4 на котором находится опорная карта и алгоритм.


-В таблицу выпишите из текста слова с данными приставками( неизменяемые приставки , приставки на З-,С-, приставки При-, ПРЕ-) предварительно прочитываем алгоритм. Перед повторением правил вспомним гласные и согласные звуки.

Слайд 5, 6

Неизменяемые приставки

Приставки на З-,С-

Приставки ПРИ-,ПРЕ-,

Поссорились

Объяснил

Добывают

Зашумели

Отвернулись

сбежали

Возмутились

Рассердились

Разобиделись

Разболелся

вспомнили


Прилетел

прекрасный































2. Работа с текстом.

Послушаем, что же сказал врач-грач. Слайд 7, 8, 9

Пр…кратите спорить! Пр…задумайтесь. Даже пр..брежные воды во…мущаются. Немедленно разыщите грибы и пр…гласите обратно.

Лесные цветы нашли грибы и вернули их в лес. Живут они с той поры пр…во…ходно, помогают друг другу украшать пр…роду.


Учащиеся участвуют в беседе, размышляют, высказывают свою точку зрения






Перед учащимися на партах лежит опорная карта и алгоритм.

Ребята вместе с учителем внимательно рассматривают и обсуждают.

(Слайд 4)

После начинают заполнять таблицу подводят итоги, отвечают, что в русском языке существует три основные группы приставок: неизменяемые, которые надо запомнить, приставки на З-, С-( З – пишется перед гласными и звонкими согласными) и приставки ПРИ-, ПРЕ-( ПРИ – три основных значения: сближение, нахождение около, неполнота действия; ПРЕ- 1. близкая к ПЕРЕ-

2. высокая степень качества, значение « очень» .



Ребята объясняют вставленные буквы, опираясь на алгоритм « Правописание приставок». На этом же тексте учащиеся объясняют разницу в написании Ъ и Ь знаков, замену И на Ы после приставки на согласный.

6

Заключение

Слайд 10


- Чему научил нас этот текст?

- Как нужно относиться к природе, где все взаимосвязано?

- Только ли о грибах и цветах этот текст?

- Касается ли рассказанная сказка только растений или вас тоже?

- Как вы относитесь к природе и своей Родине?

Учащиеся слушают, размышляют, делают выводы.

До окончания урока успевают прочитать любимые стихи о природе.


7

Домашнее задание

Слайд 11

Придумать сказку ( тема не ограничена, но обязательно использование пройденного материала)

Записывают домашнее задание, делятся своими впечатлениями от урока











Литература:


  • Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1973.

  • Ладыженская Н.В. – см. : РЯШ. – 1992 – 1993.

  • Учебник для 5, 6 класса общеобразоват. учреждений / Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 1999 – стр. 155.

  • Цейтлин С.Н. Речевые ошибки их предупреждение. – М., 1982.

  • Чендулаева Е.Г. Таблицы и схемы на уроках русского языка.- М.,2006