СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь в сопоставлении правил обозначения буквой безударных  гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков;  решать орфографические задачи в корне слова; способствовать развитию навыка правописания слов на основе трёх орфограмм; воспитывать любовь к русскому языку; учить видеть и ценить неповторимую красу зимней  природы.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне»



Тема: Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне

Цели:

Помочь в сопоставлении правил обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков; решать орфографические задачи в корне слова; способствовать развитию навыка правописания слов на основе трёх орфограмм; воспитывать любовь к русскому языку; учить видеть и ценить неповторимую красу зимней природы.

Планируемые результаты:

Предметные: применяют ранее изученные правила правописания (правописание безударных гласных в корне, парных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных); определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; проверяют написанное; находят и исправляют орфографические ошибки.

УУД

Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, удовлетворение от осознания своих достижений.

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой работы.

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение средств языка, делают выводы, обобщают изученные тайны русского языка.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, аргументировать его, слушать мнения других, соблюдать правила речевого поведения.

Ход урока

І. Мотивирование к учебной деятельности. Создание эмоционального настроя.

Приветствие. Эмоциональный настрой.

- Ребята! В этот зимний день так хочется тепла! А что может подарить тепло? (Солнышко) Ваши улыбки – как солнышко. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу! А теперь повернитесь ко мне и подарите ваши улыбки. Ведь улыбка украшает человека, дарит окружающим доброе настроение. Только такое настроение нам понадобится для нашего урока.

А поможет сохранить хорошее настроение вот это стихотворение.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные

Лёгкие, несмелые.

- Ребята, к нам на урок пришла необычная гостья. А кто она, вы узнаете, отгадав следующую загадку:

С каждым днём всё холоднее,

Греет солнце всё слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла (зима!)

ІІ. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы постараемся нашей гостье показать наши знания и свою любовь к зиме. Зима – необычайное время года. За что вы её любите? Правильно, зимой можно на санях покататься, в снежки играть. А ещё зимой много праздников. Но самый любимый у ребят – Новый год.

- Ребята, я предлагаю составить калейдоскоп зимних мероприятий, и попутно будем закреплять свои знания. А какие? Догадайтесь сами.

Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

- Ребята, предлагаю вам игру. Начнём составление зимнего калейдоскопа с «зимних» слов. Я приготовила такие слова, но одно из них лишнее. Какое и почему? На этот вопрос нам придётся ответить.

снежок, шубка, снежинка

морозцы, праздник, варежки

солнце, снега, звёздная

лишнее слово« шубка», потому что 2 слова на орфограмму безударная гласная;

лишнее слово «праздник», так как 2 других - это орфограмма парные согласные;

лишнее слово «снега», так как 2 слова на орфограмму непроизносимые согласные.

- Запишите слова в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.

- Что интересного вы заметили? Да, именно эти орфограммы есть в словах.

- В какой части слова они находятся? Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать эти орфограммы?

- 1. Написание безударных гласных в корне слова .

- 2. Написание парных по глухости – звонкости согласных.

- 3. Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

- Молодцы! Вы всё верно подметили. А теперь, я думаю, пришло время физкультминутки. И её мы проведём вместе с нашей гостьей под замечательную песню « Кабы не было зимы!» (видеоролик из мультфильма). ІІІ. Постановка проблемы.

- Ребята, как вы полагаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- О безударных гласных.

- О парных по глухости – звонкости согласных.

- Об однокоренных согласных.

- О написании непроизносимых согласных.

- Молодцы! Что мы по данным проблемам уже знаем?

- Мы умеем проверять эти орфограммы.

- А что можем ещё исследовать по этим проблемам? Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Как проверить безударную гласную в корне слова?

Как проверить сомнительную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимую согласную в корне слова? Нельзя ли попробовать найти одно общее правило для всех трёх случаев?

- Нет, потому что эти правила разные.

- А я предлагаю попробовать, потому что эти правила связаны с корнем слова.

- Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно.

- Попробуйте поставить перед собой цели.

- Закрепить способы проверки слов.

- Решить орфографическую задачу: сформулировать общее правило для безударных гласных, парных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных. Для проверки букв в корне слова.

- Какие вы молодцы! Сегодня мы попытаемся создать общее правило для всех трёх случаев.

ІV. Поиски решения поставленной орфографической задачи.

- Ребята, а теперь мы предложим нашей гостье Зиме послушать зимние частушки.

Возле дома у катка

Я лепил снеговика,

Из морковки сделал нос,

Получился Дед мороз

Задание – выписать из частушки слова с безударной гласной, и подобрать к ним проверочные.

В Новый год, в Новый год,

Никому не спится.

В каждом доме стар и млад

Ночью веселится!

Задание – выписать из частушки слова с парными по глухости-звонкости согласными, и подобрать к ним проверочные слова.

Дети водят хоровод,

Хлопают в ладоши.

Здравствуй, здравствуй,

Новый год! Ты такой хороший!

Задание: из частушки выписать слова с непроизносимой согласной, и проверить их написание.

- Вернёмся к словам из первой частушки. Что их объединяет?

- Верно, безударная гласная в корне.

- Что объединяет слова из второй частушки?

- Да, в этих словах в корне парные по глухости - звонкости согласные.

- Что объединяет слова третьего столбика?

- Конечно же, во всех словах в корне непроизносимые согласные.

- Ребята, какое правило помогло проверить все эти разные орфограммы?

В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.

- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.

- Вспомним цель нашего исследования. Какую орфографическую задачу мы решали? (Создать общее правило для трёх случаев).

- Как оно будет звучать?

Чтобы проверить орфограммы, нужно придумать проверочные однокоренные слова.

- Молодцы!

V. Создание проблемы и её решение.

- Ребята, посмотрите на эти 3 слова:

Мороз, айсберг, праздник.

- На какую орфограмму первое слово?

- Верно, безударная гласная в корне слова.

- Можно к нему подобрать проверочное слово? (Нет, его написание нужно посмотреть по словарю и запомнить).

- Как называются такие слова? (Словарные).

- На какую орфограмму второе слово? (Парная по глухости – звонкости согласная. Орфограмму «с» проверить нельзя. Значит, данное слово нужно проверить по словарю и запомнить).

- Молодцы! А что скажете про третье слово? (Слово «праздник» на орфограмму непроизносимая согласная в корне слова. Его тоже нужно посмотреть по словарю и запомнить написание).

- Так что общее мы ещё можем добавить к трём разным орфограммам? Какой вывод сделаем из наших наблюдений за словами? (Непроверяемые орфограммы в корне слова или словарные слова проверяются по словарю и их написание нужно запомнить).

- Молодцы!

VІ. Закрепление.

Самостоятельная работа с. 111, упр.219

VІІ. Рефлексия.

- Ребята, пришло время подвести итог урока.

- Что нового каждый из вас взял в свой багаж знаний? (ответы детей).

- Какие трудности возникли? (ответы детей).

- Кто сможет ещё раз повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, парной и непроизносимой согласной в корне слова? (ответы детей).

- Молодцы! Спасибо за труд. Вы были активны, дружно работали, помогали друг другу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!