Тема: Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне
Цели:
Помочь в сопоставлении правил обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков; решать орфографические задачи в корне слова; способствовать развитию навыка правописания слов на основе трёх орфограмм; воспитывать любовь к русскому языку; учить видеть и ценить неповторимую красу зимней природы.
Планируемые результаты:
Предметные: применяют ранее изученные правила правописания (правописание безударных гласных в корне, парных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных); определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; проверяют написанное; находят и исправляют орфографические ошибки.
УУД
Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой работы.
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение средств языка, делают выводы, обобщают изученные тайны русского языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, аргументировать его, слушать мнения других, соблюдать правила речевого поведения.
Ход урока
І. Мотивирование к учебной деятельности. Создание эмоционального настроя.
Приветствие. Эмоциональный настрой.
- Ребята! В этот зимний день так хочется тепла! А что может подарить тепло? (Солнышко) Ваши улыбки – как солнышко. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу! А теперь повернитесь ко мне и подарите ваши улыбки. Ведь улыбка украшает человека, дарит окружающим доброе настроение. Только такое настроение нам понадобится для нашего урока.
А поможет сохранить хорошее настроение вот это стихотворение.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные
Лёгкие, несмелые.
- Ребята, к нам на урок пришла необычная гостья. А кто она, вы узнаете, отгадав следующую загадку:
С каждым днём всё холоднее,
Греет солнце всё слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла (зима!)
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы постараемся нашей гостье показать наши знания и свою любовь к зиме. Зима – необычайное время года. За что вы её любите? Правильно, зимой можно на санях покататься, в снежки играть. А ещё зимой много праздников. Но самый любимый у ребят – Новый год.
- Ребята, я предлагаю составить калейдоскоп зимних мероприятий, и попутно будем закреплять свои знания. А какие? Догадайтесь сами.
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
- Ребята, предлагаю вам игру. Начнём составление зимнего калейдоскопа с «зимних» слов. Я приготовила такие слова, но одно из них лишнее. Какое и почему? На этот вопрос нам придётся ответить.
снежок, шубка, снежинка
морозцы, праздник, варежки
солнце, снега, звёздная
лишнее слово« шубка», потому что 2 слова на орфограмму безударная гласная;
лишнее слово «праздник», так как 2 других - это орфограмма парные согласные;
лишнее слово «снега», так как 2 слова на орфограмму непроизносимые согласные.
- Запишите слова в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.
- Что интересного вы заметили? Да, именно эти орфограммы есть в словах.
- В какой части слова они находятся? Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать эти орфограммы?
- 1. Написание безударных гласных в корне слова .
- 2. Написание парных по глухости – звонкости согласных.
- 3. Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.
- Молодцы! Вы всё верно подметили. А теперь, я думаю, пришло время физкультминутки. И её мы проведём вместе с нашей гостьей под замечательную песню « Кабы не было зимы!» (видеоролик из мультфильма). ІІІ. Постановка проблемы.
- Ребята, как вы полагаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- О безударных гласных.
- О парных по глухости – звонкости согласных.
- Об однокоренных согласных.
- О написании непроизносимых согласных.
- Молодцы! Что мы по данным проблемам уже знаем?
- Мы умеем проверять эти орфограммы.
- А что можем ещё исследовать по этим проблемам? Есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Как проверить безударную гласную в корне слова?
Как проверить сомнительную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимую согласную в корне слова? Нельзя ли попробовать найти одно общее правило для всех трёх случаев?
- Нет, потому что эти правила разные.
- А я предлагаю попробовать, потому что эти правила связаны с корнем слова.
- Во всех словах подбираем однокоренные слова, значит можно.
- Попробуйте поставить перед собой цели.
- Закрепить способы проверки слов.
- Решить орфографическую задачу: сформулировать общее правило для безударных гласных, парных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных. Для проверки букв в корне слова.
- Какие вы молодцы! Сегодня мы попытаемся создать общее правило для всех трёх случаев.
ІV. Поиски решения поставленной орфографической задачи.
- Ребята, а теперь мы предложим нашей гостье Зиме послушать зимние частушки.
Возле дома у катка
Я лепил снеговика,
Из морковки сделал нос,
Получился Дед мороз
Задание – выписать из частушки слова с безударной гласной, и подобрать к ним проверочные.
В Новый год, в Новый год,
Никому не спится.
В каждом доме стар и млад
Ночью веселится!
Задание – выписать из частушки слова с парными по глухости-звонкости согласными, и подобрать к ним проверочные слова.
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй,
Новый год! Ты такой хороший!
Задание: из частушки выписать слова с непроизносимой согласной, и проверить их написание.
- Вернёмся к словам из первой частушки. Что их объединяет?
- Верно, безударная гласная в корне.
- Что объединяет слова из второй частушки?
- Да, в этих словах в корне парные по глухости - звонкости согласные.
- Что объединяет слова третьего столбика?
- Конечно же, во всех словах в корне непроизносимые согласные.
- Ребята, какое правило помогло проверить все эти разные орфограммы?
В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.
- Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.
- Вспомним цель нашего исследования. Какую орфографическую задачу мы решали? (Создать общее правило для трёх случаев).
- Как оно будет звучать?
Чтобы проверить орфограммы, нужно придумать проверочные однокоренные слова.
- Молодцы!
V. Создание проблемы и её решение.
- Ребята, посмотрите на эти 3 слова:
Мороз, айсберг, праздник.
- На какую орфограмму первое слово?
- Верно, безударная гласная в корне слова.
- Можно к нему подобрать проверочное слово? (Нет, его написание нужно посмотреть по словарю и запомнить).
- Как называются такие слова? (Словарные).
- На какую орфограмму второе слово? (Парная по глухости – звонкости согласная. Орфограмму «с» проверить нельзя. Значит, данное слово нужно проверить по словарю и запомнить).
- Молодцы! А что скажете про третье слово? (Слово «праздник» на орфограмму непроизносимая согласная в корне слова. Его тоже нужно посмотреть по словарю и запомнить написание).
- Так что общее мы ещё можем добавить к трём разным орфограммам? Какой вывод сделаем из наших наблюдений за словами? (Непроверяемые орфограммы в корне слова или словарные слова проверяются по словарю и их написание нужно запомнить).
- Молодцы!
VІ. Закрепление.
Самостоятельная работа с. 111, упр.219
VІІ. Рефлексия.
- Ребята, пришло время подвести итог урока.
- Что нового каждый из вас взял в свой багаж знаний? (ответы детей).
- Какие трудности возникли? (ответы детей).
- Кто сможет ещё раз повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, парной и непроизносимой согласной в корне слова? (ответы детей).
- Молодцы! Спасибо за труд. Вы были активны, дружно работали, помогали друг другу.