Тема: Правописание суффиксов –ик-, -ек- | Семнадцатый урок в теме «Правописание частей слова» |
Тип урока: урок изучения нового материала | Форма урока: урок-исследование. |
Цель урока: совершенствовать умение проверять и писать слова с суффиксами –ик; -ек; отрабатывать алгоритм проверки правописания суффиксов –ик; -ек | Задачи урока: Образовательные:- создать условия для развития у учащихся умений распознавать в каких случаях пишется суффикс –ик-, а в каких -ек-; -создать условия для открытия детьми способа проверки написания суффиксов –ик-, -ек-; Развивающие:- определять общую цель и пути её достижения, -ставить вопрос, формулировать свои затруднения использовать знаково-символические средства; Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и само коррекцию учебной деятельности. |
Предполагаемый результат |
Предметный результат: -создать условия для открытия детьми нового знания; -получат возможность самостоятельно вывести правило правописания суффиксов –ик-, -ек-: -включение нового знания в систему знаний и применение нового знания в типовых заданиях. | УУД: Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составляют алгоритм работы в соответствии с поставленной задачей; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; строить рассуждения об объекте, обобщать Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, |
Педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов. | Оборудование: УМК «Школа России», учебник русского языка В.П. Канакиной, электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, презентация по теме урока, раздаточный материал для работы в группах, ноутбуки, кластер, оценочные листы. |
приём | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
Этап: Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности - 2 мин |
| - Долгожданный дан звонок Начинается урок. Улыбнитесь друг другу и тихо сядьте. - проверяет готовность обучающихся к уроку - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, с помощью приёма: эмоциональное вхождение в урок. | Проверка готовности к уроку. Приветствие. - выполняют самооценку готовности к уроку. - высказывание собственных мыслей. | коммуникативная (умение защищать свою точку зрения) познавательная: осуществлять самопроверку готовности к уроку Регулятивные: умеет организовать своё рабочее место и работу; | Оценка эмоционального состояния |
Этап: Актуализации знаний – 5 мин |
Тест | Минутка чистописания. - Пропишите в тетрадях соединения ик, ек (объясняет элементы верхнего соединения букв) - В какой части слова мы встречаем буквосочетания –ик-; -ек-? - Что вы знаете о суффиксе? Ответьте на вопросы теста. (сайд презентации) - Суффикс значимая часть слова. - Находится перед корнем. - Служит для образования новых слов. | Минутка чистописания (записывают цепочки в тетрадь) Записывают в тетрадь. Высказывают своё мнение. Аргументируют. | Коммуникативные (умение защищать свою точку зрения) Регулятивные: Участвуют в учебном диалоге Коррекция внимания и мыслительных операций Познавательные: осуществлять актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках | Оценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации Заполняют оценочный лист. |
Этап: Постановка цели и задач урока - 4 мин |
«Поймай ошибку» | -создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися На слайдах появляются картинки ключик, замочек. - Нам нужен ключик , чтобы открыть замочек к нашим знаниям. Произнесите и запишите слова «ключ_к» «замоч_к». Задание «Лови ошибку» Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. - Как вы думаете, над чем мы с вами сегодня будем работать? Чему научимся? -Давайте поставим перед собой цель. Обобщает сказанное и дополняет. | - Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Разбирая слова «ключик» и «замочек», перед детьми встает проблема, которую необходимо решить, если изучить новое правило. Дети определяют тему урока и ставят перед собой задачи. | Регулятивные: Определять формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; участвовать в учебном диалоге | Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока |
Этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) - 10 мин |
Приём «Мозговой штурм» | Решение проблемного вопроса. - Умеем ли мы, определять пишется суффикс -ик-, или -ек- в слове? Может это новая тема урока? Определите тему нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Как мы можем узнать об этом? (прочитать правило в учебнике или самим вывести это правило) Какой путь выбираете? Как нужно работать, чтобы понять тему урока? Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет правильно писать суффиксы: - Попробуйте изменить слово «ключик». Нет чего? Ключика. - Попробуйте изменить слово «замочек». Нет чего? Замочка. - Что заметили? Групповая работа. Сравнение алгоритмов. Слайды презентации. - Обратимся к учебнику. Откройте учебник на странице 125. Прочитайте правило. – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным? Ключ_к замоч_к - Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Какие этапы работы вы предлагаете? Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. Что заметили? - Давайте разберем варианты, который предлагают создатели учебника. (стр. 125) | Для разрешения проблемы организуется групповая работа. После работы дети представляют свои выводы. В результате появляются варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. - Составление алгоритма. -Затем ребята сравнивают их с выводами с правилом в учебнике. Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации. Высказывания детей. | регулятивные: (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач) учебно-познавательные: делать выводы на основе обобщения; коммуникативные владение устной коммуникацией (умение защищать свою точку зрения), владение продуктивной коммуникацией (умение разрешать учебные проблемные ситуации) Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; | Самостоятельная работа, заполнение оценочного листа. Контроль усвоения, коррекция Работа в группах Оценка/самооценка результатов решения учебно-практических задач |
Этап: Первичное закрепления – 10 мин. |
Приём «Редактор» | - Закрепление нового материала. Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Упражнение из электронного приложения к учебнику. Учитель проводит дифференцированную работу. - Запишите слова, выделив изученную орфограмму - Запишите слова, распределив их по столбикам –ик- -ек- -Какой вывод по этой работе сделаем? Задание на интерактивной доске. «Редактирование слов»: Цветоч__к, луч__к, билет__к, кружоч__к, пакет__к, хвост__к, пенёч__к, мост__к, журавл__к, кусоч__к. - Почему в работе возникают ошибки? | Ребята учатся применять правило на письме. Дети делают выводы. Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений. После работы ребята делают выводы. Оценивают свою деятельность | Регулятивные: работать по предложенному плану, используя необходимые средства; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; | Оценка своей работы, взаимопроверка. |
| Физминутка | Зарядка для глаз. | | |
Этап: самостоятельная работа с самопроверкой в классе – 9 минут |
| 1. Самостоятельная работа Организует выполнение детьми упражнения по проверке уровня своих знаний по данной теме. В упражнении заложены задания по выбору (2 уровня сложности). Проводит индивидуальную работу над ошибками. 2. Экспресс- контроль. Организует работу с ноутбуками, по выбору упражнения по теме урока. | Ученики работают по карточкам, выбирая самостоятельно задания. Ученики объясняют написание суффиксов -ик-, -ек-. Делают выводы: по какой причине допущена ошибка, какие встретились трудности? 2. Экспресс- контроль. Выполняют задание, результат записывают в оценочный лист. Соединяют по образцу. | Познавательная : (извлечение, переработка, использование информации для решения учебных задач) Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; | Самоконтроль, самооценка Тестирование Контроль усвоения |
Этап: рефлексия – 3 мин |
«Свой выбор» | Предлагает рефлексию: Оцени свою работу: - какова была тема урока? - а проблема? - Что нового узнали? - Давайте вернемся к нашему кластеру. Какое высказывание мы добавим? - Какое задание было самым трудным? - Какое задание было самым интересным? - Кто может сказать, что ларчик просто открывался? | Анализирует деятельность по достижению цели. . | Регулятивные : -принимают и сохраняют учебную задачу; оценивание качества и уровня усвоения материала. | Оценка и самооценка деятельности каждого. |
Этап: Домашнее задание-2 мин |
| У. с. 125 П. № 243; записать слова через запятую или записать в два столбика. Выделить изученную орфограмму. Определите автора строк «… а ларчик просто открывался» | Записывают задание, задают вопросы. | | |