Урок русского языка
2класс
Тема: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова.
Задачи:
Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.
Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.
Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.
Планируемый результат
Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.
Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия.
Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски.
Ход урока:
Слайд 1.
1.Оргмомент.
Я рада приветствовать вас в классе нашем.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):
- желаю (большой палец)
- успеха (указательный палец)
-большого (средний палец)
- во всем (безымянный палец)
- и везде (мизинец).
-Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
-Хорошо.
-Тогда мы начинаем.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в лесную школу. И вместе с учителем СОВОЙ научим лесных малышей писать слова с …. (парными согласными в корне слова).
Слайд 2. (положение тетради)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я от вас друзья не скрою
Ручку, я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа, словарь.
Девиз!
Красиво и чисто в тетради пиши
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
2. ЧИСТОПИСАНИЕ.
УЧИТЕЛЬ: Мудрая Сова просит нас прописать в тетрадях букву
Ш (ша) и букву Ж (жэ). Скажите какие это буквы?
Дети: Это заглавные парные согласные.
Вспомним :Алгоритм написания букв.
Учитель: пропишите их в тетради.
- КОГДА мы пишем слова с заглавной буквы? ( Если это начало предложения, имя, фамилия, отчество, кличка животного, название города или реки...
Что обозначают эти слова? ШАРИК, ЖУЧКА. ( Это клички домашних собак.)
Пропишите слова.
2. Словарная работа:
УЧИТЕЛЬ: Пока мы с вами записывали число чистописание, в лесную школу собрались ученики.
Кто пришел в школу ? Назовите. ( Ёжик, медведь, лисица, заяц, собака.)
Вспомните правописание этих слов, запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, (учащиеся прописывают слова: Л …СИЦА, ЗА…Ц, С…БАКА, ЁЖ…К, М…ДВЕ…Ь,) Проверим написание этих слов.
Слайд 3. (проверка слов)
У доски ... объяснит написание этих слов. -Почему в слове МЕДВЕДЬ пропущены две буквы ? (Потому что на конце слова слышится звук [т], а пишется буква Д)
3. Лексическое значение слова:
МЕДВЕДЬ - крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей.
4. Этимология:
МЕДВЕДЬ - означало, первая часть - «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» - ведать, знать, где мёд.
УЧИТЕЛЬ: Молодец! Получи за ответ шишку. ( Оценка.)
А кто из этих животных случайно попал в лесную школу? Найди лишнее слово и объясни свой выбор. (СОБАКА- домашнее животное). Какие клички подойдут к этому слову? Шарик, Жучка.
А что любит медведь? ( МЕДВЕДЬ ЛЮБИТ МЁД. ) Запишем это предложение и разберем по схеме. У доски эту работу выполнит . . .
5. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (Указать части речи).
УЧИТЕЛЬ: О ком говориться в предложении? (Ученик отвечает по опорной схеме.)
В предложении говорится о ... | ... Что делает? ... |
Кто? ( Что?) ... | Это сказуемое. |
Это подлежащее. | Подчеркиваем двумя чертами. |
Подчеркиваем одной чертой. | |
УЧИТЕЛЬ: Почему ты задумалась, когда писала слово МЁД? (Потому что слышим звук [т], а пишем букву Д.)
Учитель. Послушайте одну удивительную историю.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.
Слайд 4. ("П-р-н"). ("А-ы-е").
– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.
Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.
( Дети выполняют задание.)
– Что у вас получилось?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
-Догадались? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
6.Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Слайд 5. (Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова») ЦЕЛИ.
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомиться… с новыми словами на изучаемое правило
Научиться… Мы научимся грамотно писать слова с парными согласными на конце и в середине слова, правильно подбирать проверочные слова.
- Вспомните
-Сколько пар согласных в русском языке?
Но доске буквы. «Буквы потерялись» .Образуйте пары.
б г к в
ф ж т ш
к п д з
Слайд 6. (Пары букв)
-Запишите их в тетрадь.
б в г д ж з
п ф к т ш с
-Назовите их.
-Назовите буквы звонких согласных.
-Назовите буквы глухих согласных.
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит!
Запомните!
Парные согласные – самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный иль согласный подставляй!
Физкультминутка
-В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов.
УЧИТЕЛЬ: Мудрая СОВА просит нас объяснить, что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с парными согласными в корне слова и на конце.
Учащиеся: Слова с парными согласными на конце слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
7. Работа с учебником.
Откройте учебники с. 112.
-Чтение правила в учебнике с.112
-Чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук или /н/.
-Для этого существует два основных способа проверки парных согласных, каких?
Слайд 7.
1-ый способ — подбираем «ласковое» слово (дед- дедушка);
2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много» (мороз - морозы)
УЧИТЕЛЬ: Мудрая СОВА предлагает нам показать лесным ученикам. Запишите эти слова в тетради, подчеркните согласную букву на конце слова.
9.Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах
Слайд 8. Правила работы в паре.
На каждой парте карточка. Записать слова с парным согласным на конце, вставить пропущенную букву, подобрать проверочное.
Зуб, гриб, хлеб, дуб, клуб, конь.
Потоп, суп, тулуп, шуруп, пень.
Клюв, обрыв, шов, рукав, лев , дом.
Шкаф, шарф, жираф, вор.
Круг, пирог, враг, шаг, утюг, сон.
Жук, мак, парк, сок, лай.
Сосед, огород, мёд, холод, ход, луч.
Пилот, брат, торт, мост, тост, лещ .
Груз, глаз, арбуз, мороз, воз, кол .
Рис, пылесос, глобус, лес, укус, гром .
Шалаш, камыш, ёрш, финиш, лаваш, горох.
Суп, дуб, залп, сугроб, ястреб, удар.
Стриж, ёж, нож, этаж, морж, клещ.
Сад, крот, мёд, народ, невод, край.
Клюв, шкаф, шарф, улов, лев, птенец.
Учитель:Покажите домиком, как идет ваша работа в парах?
Проверка
Учитель:Все ли слова вы написали? Какие слова не нужно было писать?
Почему? ( Это буквы непарных согласных звуков)
10Физкультминутка
11.Работа с учебником
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
Выполнение упр. №3 с.112.
Помощь суффиксы –очк-, -ок-, - еньк-.
У доски 1.
Тетрадка- тетрадочка, кроватка- кроваточка, лодка –лодочка, палатка-палаточка.
12.Самостоятельная работа.
2. Сапожки – сапожок (сапоженьки), дубки –дубок (дубочки),
снежки – снежок, флажки –флажок (флажочки).
3. Подружка- подруженька, дорожки- дороженька, узкий- узенький, редкий – реденький (редок).
13. Подведение итогов урока:
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
-Как проверить парную согласную в корне слова?
Попробуем подвести итог нашему уроку.
Слайд 9.
Я учился…
Было интересно…
Было трудно …
Теперь я смогу…
14. Рефлексия.
Какой приближается праздник? Как мы к нему готовимся?
Чтобы у лесных учеников было праздничное настроение, мы для них украсим елку.
У вас на столах елочные шарики
Если вам на уроке было интересно и вы активно работали возьмите зеленый шарик, если вам что-то было не понятно- желтый, а если совсем не интересно и вы ничего нового не узнали –красный шарик.
Слайд 10.
15. Д\задание.
с. 112 правило, с. 113 №4
Учитель:
ВОТ УЖЕ ЗВЕНИТ ЗВОНОК,
ЗНАЧИТ КОНЧИЛСЯ УРОК.
ОТДОХНИТЕ, ПОГУЛЯЙТЕ,
ТОЛЬКО НА УРОК НЕ ОПОЗДАЙТЕ.