СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова". УМК Планета Знаний 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"»

Урок русского языка

2класс

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова.

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать  познавательный интерес, желание учиться и делать открытия. 

 

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости  в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.

Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать   модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач,   анализировать объекты, выделять главное, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.   

Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,   формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях,  контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия,     выполнять учебные действия.  

Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах.

Формы работыфронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски.

Ход урока:

Слайд 1.

1.Оргмомент.

Я рада приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.



Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):
- желаю (большой палец)
- успеха (указательный палец)
-большого (средний палец)
- во всем (безымянный палец)
- и везде (мизинец).



-Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

-Хорошо.

-Тогда мы начинаем.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в лесную школу. И вместе с учителем СОВОЙ научим лесных малышей писать слова с …. (парными согласными в корне слова).

Слайд 2. (положение тетради)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас друзья не скрою

Ручку, я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.



- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа, словарь.   

Девиз!

Красиво и чисто в тетради пиши

Наклон соблюдай, никуда не спеши!

2.     ЧИСТОПИСАНИЕ.

УЧИТЕЛЬ: Мудрая Сова просит нас прописать в тетрадях букву

Ш (ша) и букву Ж (жэ). Скажите какие это буквы?

Дети: Это заглавные парные согласные.

Вспомним :Алгоритм написания букв.

Учитель: пропишите их в тетради.

- КОГДА мы пишем слова с заглавной буквы? ( Если это начало предложения, имя, фамилия, отчество, кличка животного, название города или реки...

Что обозначают эти слова? ШАРИК,  ЖУЧКА.  ( Это клички домашних собак.)

Пропишите слова.  

2. Словарная работа:

УЧИТЕЛЬ: Пока мы с вами записывали число чистописание, в лесную школу собрались ученики.

Кто пришел в школу ? Назовите. ( Ёжик, медведь, лисица, заяц, собака.)

Вспомните правописание этих слов, запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, (учащиеся прописывают слова: Л …СИЦА, ЗА…Ц, С…БАКА, ЁЖ…К, М…ДВЕ…Ь,) Проверим написание этих слов.

Слайд 3. (проверка слов)

У доски ... объяснит написание этих слов. -Почему в слове МЕДВЕДЬ пропущены две буквы ? (Потому что на конце слова слышится звук [т], а пишется буква Д)

3. Лексическое значение слова:

МЕДВЕДЬ - крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей.

4. Этимология:

МЕДВЕДЬ - означало, первая часть - «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» - ведать, знать, где мёд.

УЧИТЕЛЬ: Молодец! Получи за ответ шишку. ( Оценка.)

А кто из этих животных случайно попал в лесную школу? Найди лишнее слово и объясни свой выбор. (СОБАКА- домашнее животное). Какие клички подойдут к этому слову? Шарик, Жучка.

А что любит медведь? (   МЕДВЕДЬ    ЛЮБИТ   МЁД. ) Запишем это предложение и разберем по схеме. У доски эту работу выполнит   . . .

5. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (Указать части речи).

УЧИТЕЛЬ: О ком говориться в предложении? (Ученик отвечает по опорной схеме.)

В предложении говорится о ...

...   Что делает?    ...

Кто? ( Что?)   ...

Это сказуемое.

Это подлежащее.

Подчеркиваем двумя чертами.

Подчеркиваем одной чертой.


УЧИТЕЛЬ: Почему ты задумалась, когда писала слово МЁД? (Потому что слышим звук [т], а пишем букву Д.)

Учитель. Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.

Слайд 4. ("П-р-н"). ("А-ы-е").

– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".

И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".

И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.

Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

( Дети выполняют задание.)

– Что у вас получилось?

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Догадались? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

6.Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»

Слайд 5. (Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова») ЦЕЛИ.

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

Познакомиться… с новыми словами на изучаемое правило

Научиться… Мы научимся грамотно писать слова с парными согласными на конце и в середине слова, правильно подбирать проверочные слова.

- Вспомните

-Сколько пар согласных в русском языке?

Но доске буквы. «Буквы потерялись» .Образуйте пары.

б г к в

ф ж т ш

к п д з

Слайд 6. (Пары букв)

-Запишите их в тетрадь.

б в г д ж з

п ф к т ш с

-Назовите их.

-Назовите буквы звонких согласных.

-Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит!



Запомните!

Парные согласные – самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный иль согласный подставляй!

Физкультминутка

-В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов.

УЧИТЕЛЬ: Мудрая СОВА просит нас объяснить, что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с парными согласными в корне слова и на конце.

Учащиеся:   Слова с парными согласными на конце слова нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

7. Работа с учебником.

Откройте учебники с. 112.

-Чтение правила в учебнике с.112

-Чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук или /н/.

-Для этого существует  два основных  способа проверки парных согласных, каких?

Слайд 7.

1-ый способ — подбираем «ласковое» слово   (дед- дедушка);

2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много»  (мороз - морозы)

УЧИТЕЛЬ: Мудрая СОВА предлагает нам показать лесным ученикам. Запишите эти слова в тетради, подчеркните согласную букву на конце слова.

9.Первичное закрепление изученного материала.

Работа в парах

Слайд 8. Правила работы в паре.



На каждой парте карточка. Записать слова с парным согласным на конце, вставить пропущенную букву, подобрать проверочное.



  1. Зуб, гриб, хлеб, дуб, клуб, конь.

  2. Потоп, суп, тулуп, шуруп, пень.

  3. Клюв, обрыв, шов, рукав, лев , дом.

  4. Шкаф, шарф, жираф, вор.

  5. Круг, пирог, враг, шаг, утюг, сон.

  6. Жук, мак, парк, сок, лай.

  7. Сосед, огород, мёд, холод, ход, луч.



  1. Пилот, брат, торт, мост, тост, лещ .

  2. Груз, глаз, арбуз, мороз, воз, кол .

  3. Рис, пылесос, глобус, лес, укус, гром .

  4. Шалаш, камыш, ёрш, финиш, лаваш, горох.

  5. Суп, дуб, залп, сугроб, ястреб, удар.

  6. Стриж, ёж, нож, этаж, морж, клещ.

  7. Сад, крот, мёд, народ, невод, край.

  8. Клюв, шкаф, шарф, улов, лев, птенец.

Учитель:Покажите домиком, как идет ваша работа в парах?



Проверка

Учитель:Все ли слова вы написали? Какие слова не нужно было писать?

Почему? ( Это буквы непарных согласных звуков)

10Физкультминутка



11.Работа с учебником

Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.

Выполнение упр. №3 с.112.

Помощь суффиксы –очк-, -ок-, - еньк-.

У доски 1.

Тетрадка- тетрадочка, кроватка- кроваточка, лодка –лодочка, палатка-палаточка.

12.Самостоятельная работа.

2. Сапожки – сапожок (сапоженьки), дубки –дубок (дубочки),

снежки – снежок, флажки –флажок (флажочки).

3. Подружка- подруженька, дорожки- дороженька, узкий- узенький, редкий – реденький (редок).

13. Подведение итогов урока:

- Какую тему изучали сегодня на уроке?

-Как проверить парную согласную в корне слова?

Попробуем подвести итог нашему уроку.

Слайд 9.

Я учился…

Было интересно…

Было трудно …

Теперь я смогу…

14. Рефлексия.

  1. Какой приближается праздник? Как мы к нему готовимся?

  2. Чтобы у лесных учеников было праздничное настроение, мы для них украсим елку.

  3. У вас на столах елочные шарики

  4. Если вам на уроке было интересно и вы активно работали возьмите зеленый шарик, если вам что-то было не понятно- желтый, а если совсем не интересно и вы ничего нового не узнали –красный шарик.

Слайд 10.


15. Д\задание.

с. 112 правило, с. 113 №4

Учитель:

ВОТ УЖЕ ЗВЕНИТ ЗВОНОК,

ЗНАЧИТ КОНЧИЛСЯ УРОК.

ОТДОХНИТЕ, ПОГУЛЯЙТЕ,

ТОЛЬКО НА УРОК НЕ ОПОЗДАЙТЕ.