Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Валуйки Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ________ Сибирцева Н.В. Протокол № 1 от « 22» июня 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР МОУ « СОШ № 4» г. Валуйки Белгородской области _________Ефимова. Н. В.. « 30 » июня 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №4» г.Валуйки Белгородской области __________Зеленская Г. В. Приказ № 249 от « 30 » августа 2013 г. |
ПРОГРАММА
«Православная палитра»
Срок реализации - 1 год
Возраст обучающихся – 11-15 лет
5-9 классы.
Учитель
Лукьянова Жанна Ивановна
г. Валуйки
2013 г
Программа: Авторская программа «Православная палитра» Лукьянова Ж.И.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «30» августа 2013 г.
Протокол №1
Председатель педагогического совета Зеленская Г.В.
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа направлена на художественно-эстетическую, духовно-нравственную адаптацию детей в обществе. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму, развитие фантазии и воображения, художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства, формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей как основы консолидации общества. Программа призвана обеспечить вход детей во взрослую жизнь, дает им возможность чувствовать себя увереннее в окружающем мире.
Отличительные особенности программы:
Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, изменением культурного пространства Росси, появление новых произведений, имен, тенденций в искусстве.
Интегрированный подход предполагает использование на занятиях не только сведений из области искусства, но также из разных школьных предметов, которые могут раскрыть явления таким образом, чтобы у ребенка сложилось наиболее полное знание и представление о рассматриваемом (образе, понятии, художнике). Предлагаемая детям информация должна опираться на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные знания из различных источников. Это с одной стороны, помогает детям создавать свои художественные образы на основе ассоциации с разными видами искусства, ближайшим окружением, природой и миром вообще. С другой стороны, такой подход направлен на формирование общих представлений о гармонии мира и жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его частью.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
программы
Программа основана на:
- преподавании школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
- воспитании школьников как благочестивых граждан демократического общества, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;
- передачи современным школьникам знаний в области истории религиозной культуры традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Изобразительное искусство является условием и механизмом познания мира, развития воображения и фантазии детей, их творческого проявления в различных областях деятельности.
Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы.
Духовное совершенствование ученика.
Живое общение с искусством.
Освоение разнообразных сторон окружающего мира.
Опора в обучении на региональный компонент.
Взаимодействие разных видов художественной деятельности.
Сенсорное насыщение представлений и действий ученика.
Раскрытие разных сторон искусства.
Актуальность рабочей программы. В настоящее время существует целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и социокультурной сферах жизни общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.
Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам государства в области повышения качества образования и воспитания.
Педагогическая целесообразность программы в том, что школе принадлежит решающая роль в воспитании духовно-нравственного, эстетического человека.
Цели и задачи рабочей программы
Цель рабочей программы.
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Формирование духовно-нравственного содержания культуры личности школьника.
Ведущие компоненты – духовный, нравственный, эстетический.
Задачи рабочей программы:
Развитие способностей к художественно – образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
Формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию Белгородской области;
Формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.
Углубление понимания смысла православных христианских праздников.
Формы организации внеурочной деятельности и режим занятий
Для систематической и целенаправленной работы выбраны следующие формы организации обучения: беседа, викторина, конкурс, игра, экскурсия, соревнование, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, презентация, информационные сообщения, размышление. Работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Сроки реализации и возраст детей
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 11 – 15 лет.
Результаты освоения программы и формы подведения итогов реализации программы
Рабочая программа предусматривает достижение результатов:
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Понимание детьми того, как утверждалась христианская вера в мире; путей Промысла Божиего в утверждении Церкви земной и Небесной.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы: выступление, выставка, презентация.
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный ноутбук с художественным программным обеспечением
Мультимедиа проектор
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Экран навесной
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты.
Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить коррективы па основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Познавательные.
анализировать произведения искусства;
применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
устанавливать аналогии;
использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Коммуникативные.
воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
продуктивно сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Предметные результаты
воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
выражать черты русского народа, его души;
создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
узнавать доброе в поступках святых, собственных поступках и окружающих его людей;
научится в произведениях иконописи, архитектуры замечать и различать цвета, формы, объем, композицию; в произведениях религиозного музыкального искусства – жанр, интонацию.
Учебно – тематический план
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | По плану | фактически | Воспитательная работа |
1-2 | Край родной навек любимый. | 7.09 14.09 | | Воспитание любви к родной природе. Воспитание эстетических чувств, любви к своему народу, общечеловеческим культурным ценностям. |
3 | Рождество Пресвятой Богородицы. | 21.09 | | Развивать познавательный интерес к духовному наследию нашей страны. Воспитание доброты по отношению к другим людям, окружающему миру. Обогащать духовный мир учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям христианства. |
4 | Воздвижение Креста Господня. | 28.09 | | Воспитание интереса к изучению духовного и культурного наследия предков. |
5 | Красота души человека. | 5.10 | | Дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям. |
6 | Покров Пресвятой Богородицы. | 12.10 | | Воспитание положительных качеств ребёнка, основанных на духовных истоках русской культуры. |
7 | Православный храм - дом Божий. | 19.10 | | Воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию. |
8-9 | Как прекрасен этот мир. | 26.10 2.11 | | Воспитание бережного отношения к природе. Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает. |
10-11 | Библейские сюжеты | 16.11 23.11 | | Воспитание уважения к народным традициям. Воспитание уважения к народной национальной культуре. |
12 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 30. 11 | | Воспитание эмоционального восприятия, дисциплины, аккуратности. |
13 | Зимние забавы. | 7.12 | | Воспитание любви к родной природе. |
14 | Символический мир православной иконы. | 14.12 | | Воспитание бережного отношения к святыням православия. |
15 | «Троица» Андрея Рублёва. | 21.12 | | Воспитание бережного отношения к творчеству русских иконописцев. |
16 | Готовимся к Рождеству Христову. | 28.12 | | Воспитание эстетических чувств. |
17 | Крещение Господне. | 18.01 | | Воспитание уважения к Таинствам Православной Церкви. |
18 | Мой ангел-хранитель. | 25.01 | | Воспитание добродетелей, как средств духовно-нравственного восхождения христианина. |
19-20 | Этот удивительный мир сказок. | 1.02 8.02 | | Воспитание доброты, отзывчивости, любви по отношению к людям. |
21 | Сретение Господне | 15.02 | | Воспитание благочестия, покаяния. |
22 | Дорогие, любимые, родные. Мамин портрет. | 22.02 | | Воспитание бережного отношения к женщине. |
23 | Широкая Масленица. Прощёное воскресенье. | 1.03 | | Воспитание уважительного отношения к народным обрядам и традициям. |
24-25 | Святость земли русской. Русские святые. | 15.03 22.03 | | Воспитание любви к своему народу. Воспитание на примерах жизни святых. |
26 | Благая весть. Благовещение Пресвятой Богородицы. | 5.04 | | Воспитание целомудрия, послушания, трудолюбия. |
27-28 | Красота земли русской. Весна-красна. | 12.04 19.04 | | Воспитание любви к родному краю. |
29 | Вход Господень в Иерусалим. | 26.04 | | Воспитание уважительного отношения к обычаям православных праздников. |
30 | Великое Воскресение. Пасха Христова. | 3.05 | | Воспитание желания побеждать свои плохие качества, бороться с греховными мыслями (распять – то есть уничтожить в себе зло) |
31 | Защитники земли русской. | 10.05 | | Воспитание уважительного отношения к подвигу защитников Отечества. |
32 | Моя семья – моё богатство. | 17.05 | | Воспитание любви к ближнему. |
33 | Славянская азбука. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. | 24.05 | | Воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа. |
34 | Летние праздники. | 27.05 | | Воспитание коллективистских качеств. |
Содержание
Тема 1-2. Край родной навек любимый.
О летних впечатлениях, красоте окружающего мира. Что красивого в окружающем мире вы видели, в чём проявляется красота. Красота и гармония природы в пейзажах русских художников.
Творческая работа. Изображаем красоту родного края.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 3. Рождество Пресвятой Богородицы.
Повторить основные понятия: Благочестие. Дева Мария. Послушание. Спасение.
История праздника радости. Установление взаимосвязи понятий «честность – добро – красота».
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 4. Воздвижение Креста Господня.
Знакомство с истоками праздника, с его современным значением. Крест – священный, самый главный и самый дорогой символ православной веры. Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня. Места хранения Частиц Животворящего Креста Господня. Духовный смысл праздника. Обычаи и обряды праздника.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 5. Красота души человека.
Внешняя и внутренняя красота человека. Как научиться видеть всё многообразие красоты человека. Как распознать лицемерие, душевную чёрствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой.
На примерах работ Микеланджело, Рембрандта, П.Д. Корина, А.М. Шилова выясняем, в чём красота изображаемых художником лиц. Знакомство с письмом В.А. Сухомлинского к сыну о внутренней и внешней красоте человека.
Творческая работа. Изображаем внутреннюю красоту человека.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 6. Покров Пресвятой Богородицы.
История возникновения Праздника. Андрей Боголюбский. Покров и заступничество Божией Матери. Обряды и обычаи праздника. Храм Покрова Божией Матери на реке Нерль.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 7. Православный храм – Дом Божий.
Храм-Дом Божий. Повторение понятий: храм, иконостас, икона, Царские врата, алтарь. Символизм куполов православного храма. Правила посещения Святого Храма и поведения в нём. Храм Христа Спасителя в Москве. Виртуальная экскурсия «Валуйские храмы».
Творческая работа. Рисуем храмы Валуйского района.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 8-9. Как прекрасен этот мир.
Бог – Творец красивого мира. Сотворение мира. Взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».
Рассматривать произведения художников – пейзажистов, в которых запечатлены образы осенней природы в разных состояниях. Рассказывать об их композиции и колорите.
Рассматривать произведения пейзажной живописи. Аргументировать понравившийся пейзаж. Сравнивать произведения разных пейзажистов и различать в них общее и различное в показе пространства. Объяснять смысл понятий уровень зрения, линейная перспектива, воздушная перспектива .
Восприятие произведений художников – пейзажистов И. Левитана, А. Куинджи, И. Шишкина.
Творческая работа. Изображаем красоту природы.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 10-11. Библейские сюжеты.
Виртуальная экскурсия по библейским сюжетам, изображённых на известных картинах художников мира. Развивать способности чувствовать, сопереживать. Проникнуться библейской мудростью и чужим жизненным опытом и переосмыслить его для своей жизни.
Творческая работа. Изображаем библейские сюжеты.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 12. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
История праздника. Смысл праздника. О христианской радости.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 13. Зимние забавы.
Повторение понятий и установление взаимосвязи между нравственными и эстетическими понятиями: любовь (Бога к людям)=благоговение – мир (на земле)=красота – благодарение. Святочные гуляния и обычаи. Христославленье в наши дни.
Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях. Рассматривать произведения на темы зимней природы художников – графиков и пейзажистов .
Творческая работа. Рисуем святочные гуляния, детские забавы.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 14. Символический мир православной иконы.
Православная икона. Иконописный канон. Символизм православной иконы: цвет в иконе; небо и земля в иконе; нимбы, лучи и звёзды на иконе; обратная перспектива православной иконы, изображение архитектуры; прошлое и будущее в иконе; круг в иконописи; спираль в иконе.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Творческая работа. Рисуем мир земной и мир небесный.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема15. Троица Андрея Рублёва.
Догмат о Святой Троице. Житие святого Преподобного Андрея Рублёва. История создания иконы «Троица» Андрея Рублёва. Рассказ о Сергие Радонежском. Виртуальная экскурсия по Троице-Сергиевой лавре.
Творческая работа. Рисуем пейзажи Троице-Сергиевой лавры.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема16. Готовимся к Рождеству Христову.
Событие Рождества Христова. Подарки волхвов: символика. Рождественский сочельник. Как проходит служба праздника. О рождественской ёлке и подарках. Храмы и иконы Рождества Христова. Вифлеем.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 17. Крещение Господне.
Иоанн Креститель. Событие Крещения Господня. Рассматриваем картину А. Иванова «Явление Христа народу». Великое водоосвящение. О крещенской воде. «Иордань». Как празднуют Крещение на Руси.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема18. Мой ангел-хранитель.
Ангельский мир. Твой святой покровитель. Именины. Помощь святых людям.
Творческая работа. Мой ангел-хранитель.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема19-20. Этот удивительный мир сказок.
Что такое сказка. Чему она учит. Символизм сказок. Интересные и неизвестные факты о сказках.
Используя графические или живописные материалы нарисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определить сюжет, героя сказки. Расположить действующих лиц и предметы так, что бы главная мысль была понятна зрителям. Выявит основные части, а потом детали.
Творческая работа. Рисуем любимые сказки.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 21. Сретение Господне.
Событие Сретения. Церковное богослужение. Божественная литургия. Таинства Православной Церкви.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 22. Дорогие, любимые, родные. Мамин портрет.
Чтение стихов о маме. Рассказ о своих мамах. Рассматривать женские портреты в живописи. Описать внешность героинь.
Творческая работа. Рисуем образ мамы.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 23. Широкая Масленица. Прощёное воскресенье.
Масленица. Масленичная неделя. Блины. Прощёное воскресенья. Сжигание Масленицы. Великий пост.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 24-25. Святость земли русской. Русские святые.
Что такое святость. Сонмы святых. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Святой равноапостольный князь Владимир. Святой богатырь Илья Муромец. Святой Александр Невский. Святой преподобный Серафим Саровский.
Творческая работа. Рисуем жития святых.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 26. Благая весть. Благовещение Пресвятой Богородицы.
История праздника. Смысл праздника. Обычаи праздника: «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны…».
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 27-28. Красота земли русской. Весна-красна.
Пробуждение земли. Стихотворения русских поэтов о весне. Краски весны в пейзажах русских художников.
Творческая работа. Рисуем весенний пейзаж.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 29. Вход Господень в Иерусалим.
Лазорева суббота. История праздника. Празднование на Руси. Верба и её магические свойства.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 30. Великое Воскресение. Пасха Христова.
История праздника. Спасительные плоды Воскресения Христова. Христос Воскресе! Чудо схождения Благодатного огня. Как встречают Пасху в православной семье. Пасхальное угощение. Пасхальное яйцо. Произведения русских писателей о Воскресении Христове.
Творческая работа. Рисуем праздник.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 31. Защитники земли русской.
Рассматривание произведений мастеров, создающие героические образы защитников Родины в разные времена. Раскрыть смысл А. Невского « Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет!».
Восприятие произведений живописи К. Юон, А Дейнека, А Ушин, Н. Присекин., фрагменты военных песен.
Творческая работа. Нарисовать тематическую композицию на тему « Чужой земли не хотим, а своей не отдадим».
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 32. Моя семья-моё богатство.
Семья – малая церковь. Рождение христианской семьи. Таинство брака. Послушание. Освящение дома.
Творческая работа. Рисуем свою семью.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 33. Славянская азбука. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
История создания славянской азбуки. Буквица славянская. Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Творческая работа. Рисуем буквицы.
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Тема 34. Летние праздники.
День Святой Троицы. Вознесение Господне. Преображение Господне. Успение Пресвятой Богородицы.
Творческая работа. Рисуем праздник (по выбору).
Материал: гуашь, акварель, лист А-3, кисти разных размеров.
Список литературы.
Виноградова. Г. Уроки рисования с натуры. – М,:Просвещение, 1980.
Датмар, К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир. – М,: Просвещение , 1991.
Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись. – М. : Высшая школа, 1992.
Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособия для учителей. – М.: Просвещение 1997.
Популярная энциклопедия: русские художники; музеи мира. – М.: Терра - книжный клуб, 2001.
Даниэль С. М. Искусство видеть. Л.: 1990.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования /А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007
Энциклопедия для детей. Россия: православие. ООО «Мир энциклопедий Аванта +» 2009
В.М. Воскобойников. Иллюстрированная православная энциклопедия. Москва ЭКСМО. 2008
Н.В. Давыдова. Православная культура. Словарь-справочник школьника. Москва «ПРО-ПРЕСС» 2008.
Под Покровом Божией Матери. Санкт-Петербург ООО «Типография Правда 1906» 2009.
Азы Православной Веры. Владивосток 2008.
Е. Тростникова. Праздники Православной Церкви. Москва «Эксмо» 2009.
Методические рекомендации
Формы занятий:
коллективная
групповая
индивидуальная
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом понятии: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа репродукций, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемой теме.
Практические методы - рисование.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Наглядные пособия:
Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс. ООО ДиректМедия
Шедевры Мировой Живописи 11 111 репродукций. ООО ДиректМедия
Что такое искусство. ООО ДиректМедия
Великий Эрмитаж ООО Видеостудия Кварт. Москва
Таблицы «Искусство»
Дидактические раздаточные материалы «Жанры и стили в русской живописи»
Таблицы «Основы православной культуры» 5-9 классы
6.Библия и христианство. Уроки священной истории.
7. «Рассказы о святых» составлено С. Куломзиной Москва ООО «Деоника» 2008
Формы подведения итогов реализации программы: выставка, презентация.
19