СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные традиции как основа духовно-нравственного воспитания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема патриотического воспитания была актуальна всегда, а в наше время, когда благодаря интернету наши дети чувствуют себя гражданами всего мира, эта тема особенно важна.

Просмотр содержимого документа
«Православные традиции как основа духовно-нравственного воспитания»

Православные традиции как основа гражданско-патриотического воспитания



Ещё Н.М. Карамзин писал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».

Как мы видим, проблема патриотического воспитания возникла не вчера и осознавалась одной из важнейших уже 200 лет назад. И сегодня в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Общеизвестно, что духовные и культурные традиции нашей Родины вот уже на протяжении 1000 лет связаны с православием. И именно заповеди христианства являлись моральным кодексом наших предков. Православие — основа русского миропонимания и русского способа бытия человека, так учило его осмыслять своё бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания. В наше время снова именно православные традиции становятся тем ориентиром, который позволяет направить процесс воспитания личности обучающегося в нужное русло.

Вот уже более 30 лет я работаю в сельской школе. Известно, что сельская школа является существенной частью российского образования: это 67% от общего числа школ. Сельская школа занимает особое место благодаря той роли, которую традиционно играет она в социальной жизни села, являясь основным интеллектуально-культурным центром. Тем более, что в российском сельском социуме сохранился при всех современных трудностях и проблемах глубинный положительный менталитет и христианская мораль, здравомыслие, уважительное отношение к народным традициям, любовь к родной природе и земле.

Село Серебряное – одно из красивейших мест в Омской области. Всё красиво у нас, начиная с названия села, расположенного на высоком берегу Иртыша. Уникальна природа с её холмистой местностью, маленькими речками и многочисленными родниками с целебной живой водой. Но главное достояние нашего села – это люди с живой беспокойной душой. Есть у нас свои поэты и композиторы, есть народный хор и театр. А школа на селе не перестаёт быть культурным центром, распространяя свою деятельность не только на своё село, но и на весь район.

В Серебрянской школе есть методическое объединение учителей, работающих по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников». Оно включает в себя всех учителей начальных классов и большинство учителей-предметников, объединённых общими задачами: возродить духовные ценности русского народа; не допустить, чтобы наши дети выросли иванами, родства не помнящими. Это объединение помогает планировать учебную и воспитательную работу в школе таким образом, чтобы на уроках решались наряду с учебными и воспитательные задачи, а школьные мероприятия не носили чисто развлекательного характера, а давали пищу душе ребёнка, учили делать правильный нравственный выбор в предлагаемых жизнью обстоятельствах.

Методическое объединение «Духовно-нравственное воспитание школьников» работает по нескольким направлениям. В школе интегрированно ведётся предмет «Истоки» на уроках окружающего мира в 1, 2, 3 и 4 классах. Есть кружок по православной культуре для средних классов. А в старших классах есть предмет «Основы философских знаний», он преподаётся по программе Афанасьевой и как бы помогает выпускникам окончательно сформировать православный взгляд на мир и на своё место в нём.

В 2012 году, как и по всей стране, в Серебрянской школе появился новый предмет – ОРКСЭ. Наши родители выбрали основы православной культуры.

Приступая к преподаванию нового предмета и осознавая важность его в жизни сегодняшнего перегруженного информацией школьника, задумываешься: как сделать, чтобы детям стало интересно главное дело жизни – спасение души? Как научить их любви, деятельному добру, умению прислушиваться к голосу собственной совести? Ведь не к просвещению ума направлен курс ОРКСЭ, а к умягчению сердца.

В то же время нельзя переоценивать этот один час в неделю и думать, что он многое сможет изменить. Духовное развитие личности школьника в современном образовании зависит не от формального введения в школе какого-либо предмета. Уроки литературы, истории, музыки, философии, труда могут быть пронизаны духом православия, если сам учитель несет в себе этот дух. Благодаря тому, что в нашем селе 19 лет назад открылась церковь, и многие учителя стали её прихожанами, в нашей школе царит дух православия.

Православные традиции наши ученики знают, получая знания на уроках по разным предметам: литературе и истории, иностранному языку и искусству.

Обращение к воспитывающему потенциалу духовных традиций русской литературы, к поискам путей раскрытия глубокого содержания отечественной классики через привлечение знаний о традиционных духовно-нравственных ценностях, идеалах и символах является одним из путей воспитания гражданина России. Наша русская литература с самого своего возникновения стремилась не развлекать, а поучать и воспитывать. И на уроках литературы обучающиеся не только получают знания по предмету, но и развивают свою душу, подвергая строгому анализу поступки и позицию героя, примеряя на себя сложившуюся жизненную ситуацию.

Социокультурный опыт учащихся формируется через причастность к конкретному общему делу в процессе планирования, подготовки и проведения мероприятий самого различного масштаба: в начальных классах и средних стали традиционными утренники, посвящённые празднику Покрова и Масленицы, Дню славянской письменности, Дню Народного Единства. Праздники Рождества и Пасхи, зародившееся в школе, стали сельскими и проходят в Доме культуры. На эти праздники приходит наш батюшка.

В старших классах проводятся тематические вечера по литературе, иностранному языку, направленные на формирование в обучающихся чувства коллективизма, ответственности, любви к ближнему. В прошедшем учебном году у нас прошёл вечер, посвящённый творчеству поэтов, не только воспевавших в стихах свою Родину, но и защищавших её с оружием в руках. Пусть эти поэты жили в разное время и в разных странах, но на примере их жизни и творчества дети могли прочувствовать истинную глубину любви к своей Родине, сочетающей нежность и мужество, готовность ради неё идти на лишения и отдать жизнь.

В нашей школе не только поддерживаются старые традиции, но появляются и новые. В 2013 году мы впервые провели общешкольное мероприятие «Фестиваль русской культуры». Этому большому мероприятию посвящается целая неделя. В нём участвуют все классы: готовят номера художественной самодеятельности, отвечают на вопросы викторины, составляют тематические презентации. Были конкурсы рисунков и сочинений. Заканчивается фестиваль большим мероприятием, на котором собирается вся школа. Тематика фестиваля меняется каждый год, что позволяет обучающимся узнать культуру России во всём её многообразии.

22 июня этого года в нашей школе была открыта комната Боевой Славы – маленький школьный музей. Инициатором создания этого музея была учитель истории и технологии Баташова Валентина Петровна. Она собирала материал для музея, кропотливо добывала сведения из интернета, общалась с разными людьми, находя поддержку и понимание. Теперь в этом маленьком музее можно проводить уроки истории, уроки мужества, уроки любви к Родине. Среди прочих экспонатов тут хранятся подлинные письма с фронта. Строки этих писем обращены не только к родным, жившим в далёкие сороковые. Они стучатся и сейчас в наши сердца и напоминают о тех, кто ради любви к Родине жертвовал всем.

Наверное, наши дела не были бы столь успешны, если бы школа жила отдельной обособленной жизнью. Наши учителя тесно сотрудничают с работниками Дома культуры, находя в них надёжных советчиков и помощников в школьных делах, и сами тоже деятельно участвуют во всех мероприятиях, организованных министерством культуры, поют в народном хоре, играют в спектаклях вместе с учениками.

Показателем нашего успешного сотрудничества является престольный праздник села Серебряного – день Первоверховных Апостолов Петра и Павла, который проходит 12 июля. На этот праздник съезжается до 300 и более человек. И школа совместно с Домом культуры готовит культурную программу для гостей, всем селом готовят угощение. В этом году в этот праздник впервые проводился  межрайонный фестиваль народного творчества «Петропавловские встречи в Серебряном». И все присутствующие выразили надежду, что этот фестиваль станет традиционным.

Наш патриарх Кирилл, будучи митрополитом Калининградским и Смоленским, как-то сказал: «Если бы Закон Божий преподавался интересно, то революции не было бы». В этих словах глубокий смысл и мера ответственности всех учителей. Что человечку интересно, тем он и занимается, тому отдает свое время.

Мы живём с детьми интересной напряжённой жизнью. И пускай говорят, что время сейчас трудное. Обстоятельства, как бы они ни были хороши или плохи, как бы они ни были жестоки, как бы они ни были направлены на то, чтобы сломить человека, являются только поводом к тому, чтобы внутренняя, творческая динамика каждого настоящего учителя себя выразила по-новому, по-иному. Но всё равно выразила бы. Поэтому мы не стоим на месте: ищем новые формы работы, возрождая старые традиции.

Не будем утверждать, что наши дети идеальны и нам с ними легко. Каждодневный, никому не заметный, «подвиг учителя все явственнее выявляется в общении и обращении с учащимися, как правило, с детских лет недополучившими родительского внимания и теплоты любви. Совместить в себе отеческое и материнское начала; без отчаяния от неисправности детей влечь их к идеалу, не подавляя и не ломая» – вот сегодня задача учителя. Мы, учителя Серебрянской школы, понимаем это так. Мы хотим передать им самое ценное, что имеем: свою любовь и веру,- и с надеждой смотрим в будущее.



1