СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православный храм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по "Основам православной культуры"

Просмотр содержимого документа
«Православный храм»

Тема урока: Православный храм.

Тип урока: Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Планируемые результаты изучения темы:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Познавательные универсальные учебные действия:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Моделирование(составление таблицы).


Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Оформлять свои мысли в устной форме;

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

- Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- интерес к изучаемому предмету;

- стремление к соблюдению морально этических норм.


Цели урока.

1.Познакомить учащихся с понятием храм и его местом в жизни христианина, с правилами поведения в храме.

2.Сформираовать у учащихся представление об устройстве православного храма.

3.Формировать умение устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей , соотносит нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

4.Воспитывать понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.



Ход урока.

1.Вводная часть урока.

1.1. Вступительная беседа.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о значении в христианстве почитания святых, о том, что Борис и Глеб совершили важнейший духовный подвиг.

Что же по - вашему, христианский подвиг?

Каких христианских святых вы знаете?

1.2. Проверка домашнего задания.

Рассказы и презентации учащихся о христианских святых.

2.Актуализация знаний.

2.1. На доске записаны пословицы.

Обсуждение пословиц:

«У бога милости много».

«Не стоит город без святого, селение без праведника».

Учитель. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

2.2. -Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Он перед вами на доске. Нужно отгадать четыре слова, а ключевым словом будет название темы нашего урока.

Вопросы к кроссворду.

а) Как называют главу церкви? (Патриарх)

б) Один из братьев святых. (Борис)

в) Где укрывались от преследователей первые христиане. (Катакомбы)

г) Имя одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. в юности до принятия монашества его звали Прохор. (Серафим)

Учащиеся разгадывают кроссворд. Ключевым словом по горизонтали является слово Храм

П




А



С

Т



Е

Р



Р

И

К

А

А

Б

А

Ф

Р

О

Т

И

Х

Р

А

М


И

К



С

О




М




Б




Ы



3. Сообщение темы урока.

Учитель объявляет тему урока. «Православные храмы»

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

 

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.


4. Основная часть урока.

4.1.Работа над новым материалом.

-Как вы считаете, что такое храм?

-Что такое православный храм?

Варианты ответов учащихся.

Храм - это главное место общения человека с Богом.

Храм-это дом Божий.

Учитель предлагает учащимся найти в словаре Ожегова слово Храм

Из словаря Ожегова

Храм-Дом Божий, специальное строение, предназначенное для соборных молитв. Богослужения.

-На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану.

(Используется слайд)

План.

а) Храм, его место в жизни христиан.

б) Первые христианские храмы на Руси.

в) Основание главного русского храм в Киеве.

г) Самый знаменитый русский храм.

д) Фреска и мозаика.

е) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

ж) Устройство православного храма.

з) правила поведения в храме.

4.2.Вступительное слово учителя о православных храмах сопровождается показом слайдов и фрагментов видеофильма (Учащиеся слушают звон колоколов).

4.3.Работа с учебником.

Чтение текста учебника (46-53) с комментарием учителя.

Обсуждение иллюстраций.

-Почему храм получил название Десятинная церковь?

Обратите внимание на ударение в слове, чтобы не ошибиться в произношении.

- Кто, по мнению ученых, запечатлен на одной из фесок Софийского собора.

- Почему Софийский собор называется собором?

Учащиеся говорят, что все жители древнего города молились в нем вместе -соборно.

-Какие слова – синонимы вы бы подобрали к словам вместе, соборно?

-Вы узнали, что фреска – это роспись красками по сырой штукатурке.

- Кто знает, что такое штукатурка? (Учитель поясняет учащимся)

-Обратили ли вы внимание, что количество куполов у храмов разное. И это не случайно. Как вы думаете, с чем это связано?

(Учитель объясняет, что именно обозначает количество куполов храма.)

(Святая Троица, Бог Един, Божественная и человеческая природа Спасителя, Спаситель и четверо евангелистов, Четверо евангелистов)

-Каждый храм является неповторимым шедевром зодчества. Древнейшими из сохранившихся, являются Софийский собор в Новгороде и Киеве. Софийский собор в Новгороде имеет много общего с собором в Киеве, но гораздо проще, строже, мощнее, суровее.

Великий художник И.Э. Грабарь сказал о церкви Спаса- на – Нередине в Новгороде: «…В его зодчестве (новгородца) такие же, как сам он, простые, но крепкие стены…

Могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца- сила, и красота его – красота силы».

Робота по вопросам учебника (с.53)

5.Закрепление материала. Подведение итогов урока.

- Вспомните, какие православные храмы есть в нашем городе? Как называются?

-Почему присутствие на богослужениях в храме- важная часть жизни каждого верующего? Найдите подтверждение в учебнике и прочитайте.

- Как вы понимаете смысл пословицы «С верой нигде не пропадёшь»?

-Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? Что интересного узнали?

-Послушайте памятки для посещения храма. (читают выразительно, памятки раздаются детям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...


Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.


В заключении урока предлагаю вам выполнить творческую работу.

5.2 Выполнение творческой работы. (Каждому ученику учитель раздает лист, на чёрно-белом фоне которого нарисован храм, его нужно раскрасить по своему замыслу.)

Учитель объясняет задание учащимся.

- У каждого из вас есть лист с изображением храма. Раскрасьте храм по своему замыслу. Какое впечатление должен производить раскрашенный вами храм : чистота, величие, возвышенность, торжественность, нарядность, простота, мягкость, нежность или другое?

-Если замысел не удастся, попробуйте по- другому: нарисуйте на отдельном листе свой храм и раскрасьте.

6. Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- прочитать стр.46-53 учебника

- найти одно стихотворение о храме и научиться выразительно его читать.