Правовая игра
" Права нужны, а обязанности важны "
(для учащихся 7 классов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.
2019 год
Правовая игра
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека и выполнения обязанностей учащихся.
Задачи:
Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
формировать систему правовых знаний;
способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, закрепленным в Конституции РФ;
развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательный игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Оборудование:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.
Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Карточки, жетоны, презентация.
Для команд:
чистые листы бумаги,
ручки, карандаши, маркеры, воздушные шары,
карточки с заданиями.
Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют жюри. За правильно выполненное задание команда получает жетон.
Ход мероприятия:
Организационный момент - 2 мин.
Объяснение нового материала – 15 минут.
Проведение круглого стола -25 мин.
Подведение итогов урока- 8 мин.
Актуальность мероприятия:
В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.
Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.
Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:
«Изучаем Декларацию прав человека»; 6 класс
«Права ребенка»; 7 класс
«Правовой статус несовершеннолетнего» 7 класс
Расстановка парт на классный час.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите друг на друга,
у
лыбнитесь. Передайте частичку хорошего настроения участникам другой команды, членам жюри. Повернулись к гостям, которые пришли к нам нам занятие, поздоровайтесь с улыбкой. От ваших улыбок стало уютнее и светлее в классе. Молодцы, сели!
Сегодня мы с вами проведем одну интересную командную игру. Для этого мы заранее разделились на 2 команды и выбрали жюри. Занятие пройдет в необычной форме: за каждый правильный ответ вы будете получать жетон.В конце мероприятии жюри посчитает жетончики, определит победителя-команду игры и выберет "Юного правоведа". Прежде чем начать наше мероприятие вы должны ознакомиться с важными правилами.
Памятка «Важные правила»
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
- Ребята, теперь ответьте на следующие вопросы и узнаем о чем наш сегодняшний классный час.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации?
Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?
Когда отмечается День прав человека? Всемирный день прав ребенка?
С какого возраста может трудоустроиться несовершеннолетний?
Назовите литературные произведения, где нарушаются права человека?
Как Вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем классном часе?
Правильно, о правовой культуре. А о чем именно нам с Вами важно поговорить и почему? Ваши предложения…
А мой вариант следующий: «Права важнее обязанностей, а обязанности важнее прав…»
А на какие вопросы мы должны ответить, как вы думаете
Значит, цель нашего классного часа: разобраться, что является важным в жизни- права или обязанности?
Исходя из цели нашей игры мы разделились на две команды. первая команда называется "Право", а вторая команда " Обязанность". Привествие команд: название команды и девиз.
Командная работа с использованием ответов на вопросы.
Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».
Право – это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Прежде чем мы приступим к дальнейшим заданиям, я хочу провести с вами небольшое релаксирующее упражнение, оно называется «Сосуды права и долга».
Сядьте удобно, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза, расслабьтесь. Вытяните вперед согнутые в локтях руки ладонями вверх. Мысленно представьте, что на левую ладонь вы поставили сосуд со своими правами, а на правую-с обязанностями. Ощутите дно сосудов, почувствуйте их объемность. А теперь позвольте рукам почувствовать их вес - и пусть они медленно опускаются под тяжестью этих сосудов. Спокойно подождите, пока руки не коснутся колен. Обратите внимание, какая рука первой коснулась колена - левая или правая. Откройте глаза.
Итак, вы обнаружили, что сосуды права и долга не равноценны. Может быть, вы и раньше задумывались об этом. У кого первой опустилась левая рука? Вы стараетесь полностью реализовать все свои права, а у кого первой опустилась правая рука? Вы - люди долга. По идее, мы должны разбиться на команды по результатам этого замечательного упражнения, но в целях экономии времени вы сами выбрали себе команду заблаговременно, поэтому сейчас приступаем к вашим командным заданиям.
Быстро проговорим правила работы в группах:
Ты должен внимательно слушать других.
Ты сам должен активно высказываться.
Помоги другому- помогут и тебе.
Домашним заданием для команд было придумать
1) выступление оратора на тему : «Права» и «Обязанности»;
2) интересные вопросы для соперников. Озвучьте их.
Для команды: права
Перечислите документы, которые вы знаете, содержащие перечень прав ребенка.
Перечислите существующие права детей, оформив свой ответ при помощи воздушных шариков.
Заполните таблицу, соотнеся действия ребенка за день с реализацией его прав.
| Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
1 | Ночью спал | Право на всестороннее развитие |
2 | Завтракал, обедал | Право на отдых и досуг |
3 | Смотрел телевизор | Право на справедливое вознаграждение |
4 | Сходил в школу | Право на свободу мирных собраний |
5 | Лечил зубы | |
6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие |
7 | Играл в компьютер | право на отдых и досуг |
8 | Хорошо ответил у доски и получил"отличную"оценку | право на справедливое вознаграждение |
9 | Встречался с другом | право на свободу мирных собраний |
10 | Отвечал на уроке, защищал свои права | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Ответы детей:
| Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) |
1 | Ночью спал | Право на отдых и здоровье |
2 | Завтракал, обедал | Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье |
3 | Смотрел телевизор | Право на доступ к информации и СМИ |
4 | Сходил в школу | Право на образование |
5 | Лечил зубы | Право на медицинскую помощь. |
6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие |
7 | Играл в компьютер | право на отдых и досуг |
8 | Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку | право на справедливое вознаграждение |
9 | Встречался с друзьями | право на свободу мирных собраний |
10 | отвечал на уроке. Защищал свое мнение. | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Для команды - обязанности.
Перечислите документы, которые содержат перечень обязанностей ребенка.
Перечислите существующие обязанности детей, оформив ответ при помощи воздушных шариков.
Заполните таблицу, соотнеся действия учащегося за день с его обязанностями.
| Что я делал(а) сегодня | Как это связано с обязанностями человека |
1 | Умылся, почистил зубы | Обязанность заботиться о младших |
2 | Помог маме приготовить завтрак | Обязанность уважать государственные символы своей страны |
3 | Прилежно занимался на уроках | Обязанность сохранять и беречь природу |
4 | Пришел в школу в одежде оф.- делового стиля | Обязанность соблюдать правило поведения в общественных местах |
5 | Не нарушал дисциплину на уроке | Обязанность помогать товарищу, уметь договариваться |
6 | Уступил место в автобусе | Обязанность помогать родителям |
7 | Помог другу с выполнением домашнего задания | Обязанность соблюдать личную гигиену |
8 | Участвовал в акции по охране озера Байкал | Обязанность стараться хорошо учиться |
9 | Выучил наизусть слова гимна нашей республики | Обязанность соблюдать правила поведения учащихся |
10 | Забрал сестренку с садика | Обязанность соблюдать устав школы |
| Что я делал(а) сегодня | Как это связано с обязанностями человека |
1 | Умылся, почистил зубы | Обязанность соблюдать личную гигиену |
2 | Помог маме приготовить завтрак | Обязанность помогать родителям |
3 | Прилежно занимался на уроках | Обязанность стараться хорошо учиться |
4 | Пришел в школу в одежде оф.- делового стиля | Обязанность соблюдать Устав школы |
5 | Не нарушал дисциплину на уроке | Обязанность соблюдать правила поведения учащихся |
6 | Уступил место в автобусе | Обязанность соблюдать правило поведения в общественных местах |
7 | Помог другу с выполнением домашнего задания | Обязанность помогать товарищу, уметь договариваться |
8 | Участвовал в акции по охране озера Байкал | Обязанность сохранять и беречь природу |
9 | Выучил наизусть слова гимна нашей республики | Обязанность уважать государственные символы своей страны |
10 | Забрал сестренку с садика | Обязанность заботиться о младших |
- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Ну, что ж, вы молодцы! Устали? Давайте отдохнем. Наше жюри хочет провести с вами физминутку. Пожалуйста, Ксения.
Закрепление пройденного материала.
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. На обсуждение дается минута. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.
Ситуация 1.
На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ:
Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3.
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого один мальчик толкнул другого и тот упал. Рядом находившийся Артем не остановил их.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4.
Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,
личную тайну.
Ситуация 5.
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ситуация 6.
В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.
Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?
Правильный ответ:
НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью
Д
омашнее задание:
придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах
1группа – право на развитие, учёбу,
2 группа – право на защиту,
3группа (жюри) – право на семью.
– Расскажете о придуманных знаках на следующем занятии (защита пиктограмм).
Игра "Я уважаю твое право"…
проводит члены жюри
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):
«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Подведение итогов.
А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.
(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правила»)
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего классного часа достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!
Литература:
Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.
Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.
Конституция РФ.
Семейный и Гражданский кодексы.
Конвенция о правах ребенка.
10