Правовой калейдоскоп
(игра в старших классах)
Цели: 1. Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по праву
2. Пробудить интерес к предмету правоведения
3. Способствовать подготовке учащихся к будущей жизнедеятельности и научить их быстро ориентироваться в вопросах.
Оборудование: 1. Таблицы для 1 и 2 туров
2. Гонг
3. Карточки с буквами слова
4. 3 подноса с названиями команд
5. Магнитофон
Участники: 3 команды
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы, на игре Правовой калейдоскоп. Участниками сегодняшней игры будут учащиеся 10, 11-ых классов. Давайте поприветствуем их. (звучит встречный марш, в зал входят команды)
Ведущий: Разрешите представить вам команды игроков: ( представляются команды и капитаны команд, члены жюри)
Ведущий: ( знакомит с правилами игры)
Игра посвящается правоведению. Сегодня вы узнаете много нового по праву, а кое- где и освежите в памяти прежние ваши знания. Игра состоит из 3-ех туров. В двух турах имеются определенные категории, каждая из которых содержит 3 вопроса. Вы имеете право выбирать категорию и номер вопроса. У каждого вопроса есть свое количество баллов. За каждый правильный ответ баллы присуждаются ответившей на вопрос команде. На обдумывание вопроса дается 30 секунд. По истечении этого времени вопрос снимается. Если команда готова ответить раньше времени, то капитан команды дает сигнал. ( приглашаются капитаны команд для жеребьевки)
Объявляется начало 1-го тура, вывешивается таблица с вопросами:
1. Государство:
1.1. Как определяется понятие государства в современной юридической литературе?
А) союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости;
Б) машина для поддержания господства одного класса над другим;
В) особая политическая организация, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом;
Г) средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Ответ: в.
1.2. Какие из указанных функций являются регулятивными?
А) экономическая
Б) охраны правопорядка
В) финансового контроля
Г) экологическая
Д) социальная Ответ: а, б, д.
1.3. Какие из указанных положений характеризуют политический режим?
А) антидемократические методы осуществления власти;
Б) правовое положение личности в обществе;
В) демократические методы осуществления власти; ответ: а, в.
2. Право:
2.1. Каково современное понимание права?
А) система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой;
Б) система правоотношений, реальное поведение людей, регулируемое юридическими нормами;
В) возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества;
Г) выражение нравственного духа народа; Ответ: а.
2.2 Выделите источники права
а) правовой обычай; б) судебник Хаммурапи; в) нормативно правовой акт;
г) экономический базис общества; д) юридический прецедент
2.3. Назовите два основания, по которым система права подразделяется на отрасли:
а) предмет правового регулирования;
б) объединение юридических норм в институты права; в) органическое единство правовых норм;
г) метод правового регулирования
д) объединение юридических норм в подотрасли права
3. Конституционное право:
3.1. Куда и с какими документами должен обратиться проживающий в Алма- Ате гражданин Казахстана Иван Данко, желающий получить Российское гражданство?
Ответ: В дипломатическое учреждение РФ в Алма- Ате (гражданин) с заявлением ( ходатайством) и другими документам, удостоверяющей личность и подтверждающим право на получение гражданства в упрощенном порядке.
3.2 Обоснованно ли притязание федеральной власти на верховенство правового регулирования в сферах: формирования бюджета города Москвы, установления системы судов в республике Татарстан, порядка формирования, представит-ых органов в Орловской области?
Ответ: К ведению госуд-ой власти РФ относится только вопрос системы судов.
3.3 Федеральный конституционный закон «Об охране памятников истории и культуры всемирного значения «был принят двумя третями депутатов Госдумы и одобрен половиной депутатов Совета Федерации, но был отклонен Президентом по причине несоответствия Уголовному кодексу. Определите нарушения в законодательном процессе.
Ответ: Федеральное конституционные ( суды) законы принимаются только по вопросам определяемым Конституц. Рф ( в отношении памятников они не предусмотрены) Федер. Констит. закон должен быть одобрен 2/3 депутатов Госдумы и 3/4 депутатов совета Федерации. Президент не вправе отклонить одобренный федеральн. конституц. закон.
4. Труд и право
4.1. Какой из ниже перечисленных признаков не является чертой трудовых правоотношений?
а) добровольность
б) подчинение распорядку
в) возмездия
г) государственно-властные полномочия предпр-я
Ответ: г)
4.2 В чем отличие гражданско – правового и трудового договора?
4.3 Является ли переводом переход работника на другое предприятие с согласия администрации и при ее активном содействии?
Ответ: Если переход происходил по инициативе работника – его нельзя считать переводом.
Ведущий: Время нашего 1 тура исчерпано. Жюри я попрошу посчитать баллы команд.
Объявляется музыкальная пауза
(1 концертный номер)
Ведущий: Слово предоставляется жюри. ( жюри объявляет результаты 1 тура)
Ведущий: по итогам 1 тура лидирует команда….., они открывают 2 тур.
(вывешивается таблица для 2 тура)
2 тур
1. Право и экономика.
1.1 После смерти наследодателя остался 1млн. рублей. Как он распределится между тремя его сыновьями и родным братом, если других наследников нет?
Ответ: при отсутствии завещания каждый из сыновей получит 1/3 суммы.
1.2. Кто из указанных ниже лиц не является собственником и почему:
а) арендатор, владевший домом по договору аренды в течение 30 лет.
Б) фермер, собравший урожай с принадлежащего ему участка
В) гражданин – покупатель партии боевых автоматов;
Ответ: арендатор и покупатель автоматов, так как оружие исключено из гражданского оборота.
1.3. Правомерно ли заключение договора купли- продажи, содержащего дополнительные условия, не противоречащие закону, но не предусмотренные для договора данного
типа в Гражданском кодексе РФ ? Ответ: Правомерно ( соответствует принципу свободы договора)
2. Семья и право.
2.1. В каком органе зарегистрируют свой брак секретарь-архивист и машинистка, работающие в посольстве России на Кубе? ( в консульстве России на Кубе)
2.2 В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Стуковых, гражданка Стукова попросила не включать в общую собственность картину 19 века, полученную в наследство от деда, автомобиль, приобретенный во время брака на средства, которые она заработала в загранкомандировке и золотые серьги, которые носила только она, следовательно, они ее личное имущество, не подлежащие разделу. Как поступит суд?
( ответ: Картина будет исключена из общей собственности, а автомобиль и серьги – нет.
2.3. К какой группе ( имущественных или неимущественных) относятся данные семейные отношения:
а) выбор родителями школы для обучения ребенка;
б) подарок от детей в день серебряной свадьбы родителей;
в) решение вопроса о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей. ( а, в.- неимущественные; б- имущественные)
3. Преступления и уголовная ответственность.
3.1. Гражданин Иванов, поссорившись со своим приятелем, решил убить его и, подкараулив его в подъезде, нанес 3 удара ножом, от которых пострадавший скончался. Определите элементы состава преступления.
Ответ: Объект – жизнь человека, объективная сторона – 3 удара ножом, вызвавшие смерть потерпевшего; субъект – гражданин Иванов, субъективная сторона – умысел. 3.2. П., О., Ж., решили ограбить магазин. Договорившись с продавцом К., чтобы тот оставил окно открытым, они ночью проникли внутрь помещения и вынесли радиоаппаратуру. Определите вид соучастия для каждого из преступников.
Ответ: По степени согласованности- соучастие с предварительным сговором. По характеру- П., О., Ж.,- соисполнители, а продавец К., - соучастник- пособник.
3.3. Расположите перечисленные наказания в порядке усиления строгости:
а) арест
б) исправительные работы
в) обязательные работы
г) ограничение свободы
д) штраф
Ведущий: Завершился 2 тур игры. Жюри подсчитывает итоги, я объявляю музыкальную паузу.
Команда набравшая наименьшее кол-во баллов уходит, остаются две команды.
3 тур
«Дальше- дальше»
Дается 30 сек. Времени для каждой команды. По отдельности задаются вопросы каждый команде, если есть ответ, отвечают, нет ответа говорят «дальше». За 30 сек. какая команда правильно ответит на большее количество вопросов.
Вопросы:
Доказательство невиновности (алиби)
Средства на содержание ребенка ( алименты)
Досрочное освобождение заключенных ( амнистия)
Заключение под стражу ( арест )
Добровольный союз мужчины и женщины ( брак)
Условие применения правовой нормы ( гипотеза)
Текст предлагаемого к принятию закона ( законопроект)
Сложный запутанный случай ( казус)
Защитник на суде ( адвокат)
Обвинитель ( прокурор)
Вид обязательного платежа в гос. Бюджет ( налог)
Орган оформляющий и удостоверяющий сделки, акты, факты (нотариат)
Ложное наказание ( оговор)
Лицо, присутствующее
Вступительная часть закона ( преамбула)
Решение суда по уголовному делу ( приговор)
Глава государства ( президент)
Неявка на работу без уважит. причин. (прогул)
Орган государства, призванный осуществлять правосудие ( суд)
Лицо пострадавшая от противоправных действий ( потерпевший)
Правовой акт главы государства (указ)
Ответственность за совершение преступления (уголовная ответственность)
Прокурор города Азнакаево
Всенародное голосование ( референдум)
Мероприятия по обнаружении скрывающегося преступника, лица, пропавшего без вести (розыск)
Подведение итогов