Автономная некоммерческая организация дополнительного образования
«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»
Контрольная работа по дисциплине
«Правовые основы управления образования»
Тема: «Место ФГОС в государственной образовательной политике»
Выполнил слушатель 17 группы
программы профпереподготовки
«Менеджмент в образовании»
Еремеева О.А.
Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС не предназначен для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Федеральные государственные образовательные стандарты, в отличие от ГОС 2004 года, предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.
Сегодня под стандартом понимается система требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ. Эти «Три Т» существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом. Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность требований семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. На этой основе и был разработан документ «Планируемые результаты». Первое «Т» - требования к результатам освоения основных образовательных программ - является основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений. Требования к структуре основных образовательных программ - это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т.д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающих достижение планируемых результатов.
Для того чтобы образовательный процесс обязательно имел ресурсное подкрепление, существует третье «Т» - требования к условиям реализации основных образовательных программ. Это совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, - достижение планируемых результатов.
Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат для оценки эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя образовательных услуг и пользователя средств обучения и воспитания. В переносном смысле можно сказать, что предстоит стандартизировать многое в образовательном процессе, от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. В системе образования может быть стандартизировано все, включая не только результаты, но и процедуры, средства, квалификации, достигнутые уровни и прочее. Государственные стандарты — ГОСТы — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Без средств диагностики стандарт может оставаться бесполезным бумажным продуктом. Благодаря стандартам образования в сочетании со средствами педагогического измерения общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценить качество образования, его прогресс. Мониторинг, в том числе с применением компьютера, становится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования и воспитания. Подчеркнем, что стандарты образования не остаются «застывшими». По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах.
Разработчики концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования указывают на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную политику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы образования; б) обеспечивать право граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное пространство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможностями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решения принимают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям.
ФГОС, таким образом, является важнейшим социальным инструментом управления процессом образования, его качеством и результатами. Это делает ФГОС документом государственного значения.