СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Праздник "Масленица" в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Праздник "Масленица" в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка"»

ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА» В ОПЕРЕ

Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА».

Оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова затрагивает очень широкий и многообразный круг тем: исторические сюжеты, изображение народной жизни, бытовая драма. Но особый интерес композитор имел именно к фольклору и сказочным образам: к легендам, мифам, былинам и сказкам, что значительным образом отразилось на сюжетах и музыке его опер. Так, оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Кащей Бессмертный» целиком посвящены сказочным сюжетам с характерным пафосом и стилем повествования. Опера «Садко» написана на основе русских былин. Самая любимая опера композитора «Снегурочка» написана по мотивам одноимённой драмы А.Н. Островского, где фольклор и славянские традиции играют ключевую роль в формировании сюжета и образов. Есть у композитора и несколько опер, каждая из которых затрагивает важные даты в славянском календаре: действие в «Майской ночи» происходит в Троицкую неделю, сюжет «Ночи перед Рождеством» связан со Святками и Колядованием, а в опере «Снегурочка» празднуется Масленица.

Будучи ещё совсем юным Ника Римский-Корсаков ежегодно наблюдал старинный языческий обряд в Тихвине: «проводы масленицы с поездом и чучелом». Повзрослев, кадет Николай Римский-Корсаков писал родителям в Тихвин, что на Масленице он усердно пожирает блины и усердно занимается музыкой: «На Масленице я выучил экозес Шопена и сочинил сам анданте и скерцо по образцу Бетховена, чем учитель очень доволен. Я теперь окончательно сочинитель».

«Масленица» - это восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку. В этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной, когда «изгоняли, хоронили зиму и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы». 

«Масленица» в опере «Снегурочка» это массовая обрядовая сцена с хором «Прощай, Масленица». Эта сцена не просто вводит в сюжет Масленицу как празднество, но воспроизводит её очень приближённо к настоящим Масленичным гуляниям со всеми их традициями.

Проводы масленицы - одна из наиболее колоритных сцен пролога. Она представляет собой обряд прощания с зимой. Это одна из типичных для Римского-Корсакова народных сцен, эпических по музыкальному стилю, обрядовых по содержанию. Это яркая, сочная картина старинного быта. Она составляет центральный эпизод второй части пролога. Здесь Римский-Корсаков использовал народные напевы из собственного сборника и сочинил ряд тем в стиле древних календарно-обрядовых песен. Сцена основана на разнохарактерных и различных по темам эпизодах, объединенных многократным проведением напева –величания «Ой, честная масленица, ой».

Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу: хор берендеев начинает звучать еще за сценой. В это время на сцене происходить трогательный эпизод прощания Деда-Мороза и Весны со Снегурочкой. Метель унимается, тучи убегают. Становится ясно, как в начале действия. Сцену заполняют толпы берендеев. Одни везут сани с чучелом Масленицы, другие наблюдают за этим. Хор берендеев поет прощание с Масленицей.

Первая часть хора – прощание с Масленицей – состоит из двух эпизодов.

Первый – веселый, плясовой характер, изложен в форме темы с вариациями. В основе – песня волочебников «Даланынь, даланынь по яичеку» (из сборника Римского-Корсакова «Сто русских народных песен»). Второй эпизод содержит печальную мелодию «Веселенько тебя встречать, привечать». И заключительный напев - обращение к Масленице «Воротись к нам на три денечка».

Вторая часть хора отражает новый момент обряда: Масленицу гонят и призывают Весну-Красну. Здесь сопоставлены два музыкальных образа – бойкая и озорная скороговорка «Масленница – мокрохвостка, поезжай долой со двора» и радостная, звонкая веснянка «У нас с гор потоки» представляет собой тему песни «Коляда – маляда».

Народность в музыкальном языке сцены «Проводы Масленицы» проявляются в господстве диатоники, в некоторых особенностях хоровой фактуры, богатстве вариаций обработки тем.

Таким образом, праздник «Масленица» представлен в опере «Снегурочка» ярко и самобытно, с горячим интересом композитора к истории, быту и обычаям русского народа, к сокровищам русского песенного фольклора.