Сценарий осеннего праздника "Осенний марафон"
Цели и задачи:
Прививать любовь к родному краю, развивать стремление изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков;
Развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;
Нравственное и эстетическое воспитание школьников посредствам привлечения к активной творческой деятельности;
Показать уникальность и значимость осенних даров для человека;
Развитие творческих способностей учащихся, развитие чувства соперничества;
Укрепление дружеских, товарищеских отношений в коллективе учащихся;
Активизация творческого и духовного потенциала учащихся.
Учитель:
Наш праздник начнём с обращения известного русского писателя Пришвина к вам, ученикам нашей страны.
“Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать…”
Осенью мы восхищаемся дарами нашей природы. А сегодня мы собрались здесь, чтобы показать эти дары друг другу и поблагодарить природу за ее подарки.
- Команды 5, 6, 7, 8 и 9 классов! Занять свои места на старте! (под музыку «Эй, вы, там, наверху!»
Сегодня мы отправляемся на встречу с осенью. Путь нам предстоит не близкий, нас ждут приключения. Итак, в дорогу!
Ведущий 1: 1. Станция “Литературная”: можно рассказать стихи, можно сыграть сценку, мы знаем, что стихи – и инсценировки – это жанры литературы
Ведущий 2: 2. Станция “Дары осени” (Загадки про грибы, овощи, животных, осень).
В окружающей нас природе немало загадочного. Мы не всегда задумываемся над ответами: все недосуг, дескать. Так в природе устроено. А ведь стоит подумать. Например, почему осенью с деревьев опадают те листья, которые растут на самых концах веток? Вы это замечали. Подумайте и ответьте.
Ведущий 1: Загадки про грибы.
(Отгадки написаны задом наперед.)
1. Этот гриб живет под елью, - 5 класс
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – ...
(кивороб)
2. Шоколадно-бурый гриб, - 6 класс
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут ...
(конелсам)
3. На пеньке сидят братишки, - 7 класс
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются ...
(атяпо)
4. Под листами на поляне – 8 класс
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые ...
(икчисил)
5. В шляпе розовой, мохнатой, - 9 класс
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления ...
(акшунлов)
Ведущий 2: Загадки про столовую зелень.
(Отгадки написаны задом наперед.)
1. Вот зелёная стрела – 5 класс
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа эта – ...
(кул)
2. В огороде хрупкий зонт—6 класс
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? “Прокоп”, –
Громко скажет нам ...
(порку)
3. Вот зелёная кокетка, - 7класс
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка,
Знаем мы тебя, ...
(акшуртеп)
Ведущий 1: Загадки про животных.
(Отгадки написаны справа налево.)
1.Зубы остры, хвост – лопатой, - 8 класс
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят толстые осины.
(ырбоб)
2. Ну а этот ловкий зверь - 9класс
Ловит рыбу без сетей,
Портит у бобров плотины
И катается с кручины.
(ардыв)
3. В пёстрой одежонке, - 5 класс
В красненькой шапчонке
По лесу летает,
В барабан играет.
(летяд)
4. Кошка есть в лесу у нас: - 6 класс
Грозный клюв, огромный глаз,
Острый слух и цепкий коготь.
Побоюсь её я трогать.
(авос)
5. Этот зверь всю зиму спит. – 7 класс
Снег растает – полетит.
Попищит, послушает,
Мотылёчка скушает.
(ьшым яачутел)
Ведущий 2: Осенние загадки: рассчитаны на тех, кто умеет рифмовать, кто очень догадлив!
(Отгадки написаны справа налево.)
1.Осень в гости к нам пришла – 8 класс
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(дапотсил)
2. Солнца нет, на небе тучи, - 9 класс
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(ьнесо яяндзоп)
3. Вслед за августом приходит, - 5 класс
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(ьрбятнес)
5. Королева наша, Осень, - 6 класс
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(ьрбятко)
6. Кто тепло к нам не пускает, - 7 класс
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ьрбяон)
8. Солнце больше нас не греет, - 8 класс
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее ...
(кодел)
Ведущий 1: Мокрая загадка для 9 класса.
(Отгадка написаны задом наперед.)
1. Вот старушка из сторожки - 9 класс
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку...
(ьтокялс)
Ведущий 2: 3. Станция “Знатоки лесных тайн” (Игра-викторина).
Смотрите, впереди лес. В нем очень много животных, но почему-то они такие грустные… Мы сможем им помочь.? В словах перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочесть названия животных.
Бруска (барсук)
Аблек (белка)
Путех (петух) распечатать для команд – 5экз
Обкаса (собака)
берза (зебра)
Кута (утка)
Лесо (осел)
Цурика (курица)
Ацилис (лисица)
Бакна (кабан)
2.У кого из животных и птиц какой детёныш? У белки – бельчонок, у мыши – мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котенок, у зайчихи – зайчонок. Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны. Ответы произносят всей командой: чей ответ увереннее?! (ведущий говорит быстро, чтобы мало было времени на раздумье)
У вороны – …(вороненок) – 5 класс
У галки – …(галчонок)
У козы – …(козленок)
У лисы – …(лисенок)
У лягушки – …(лягушонок)
У курицы – …(цыпленок)
У лошади – …(жеребенок) – 6 класс
У свиньи – …(поросенок)
У собаки – …(щенок)
У овцы – …(ягненок)
У тюленя – …(белек)
У коровы – …(теленок)
3.Разминаемся: у кого какая жена? Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше.
Гусь – …(гусыня) - 7 класс
Заяц – …(зайчиха)
Индюк – …(индейка)
Козел – …(коза)
Кот – …(кошка)
Лось – …(лосиха)
Медведь – … (медведица)
Морж – …(моржиха) – 8 класс
Осел – …(ослица)
Баран – …(овца)
Боров – …(свинья)
Петух – …(курица)
Селезень – …(утка)
4.Кто где проживает? Куры спят в курятнике, муравьи – в муравейнике, скворцы в скворечнике. А дальше?
Свиньи – в …(свинарнике) – 9 класс
Собаки – в …(конуре, будке)
Лошади – в …(конюшне)
Коровы – …(хлеву)
Пчелы – в …(улье)
Медведи – в …(берлоге)
Лисы – в …(норе)
Ведущий 1:
4. Игровая станция (Игры-эстафеты). 5 стульев
Под музыку «Конкурсная: Сиамские близнецы»
“Эстафета зверей”.
Ученики делятся на равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Игроки в командах принимают названия зверей: “Зайцы” – 5 класс, “Лисы” – 6 класс, “Медведи” – 7 класс, «Леопарды» - 8 класс, «Жирафы» - 9 класс. Перед впереди стоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10–20м ставится стойка (булава). На расстоянии 2м от старта чертится линия финиша. Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого животного, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно вприсядку. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Учитель вызывает зверей вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.
“Сбор овощей”. 25 картофелин
На расстоянии 10м от каждой кладут картофель. У первых номеров команд в руках по маленькому мешочку. По сигналу ведущего игроки бегут к овощам и собирают их в мешочек, затем возвращаются обратно и передают мешочек вторым номерам, вторые бегут к финишной черте и выкладывают овощи из мешочка, бегут обратно, передают третьим и т.д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.
Ведущий2: 5. Станция «Осенняя »
Ребятам предлагаются интеллектуальные игры и вопросы.
1. Ответьте на вопросы блиц-викторины
- С чего начинается осень? (С буквы «о»)
- Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь. (Мягким знаком.)
- По каким приметам мы узнаем, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, дожди и одежда, зонты)
- Какое время года идет следом за осенью? (зима)
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (осина, рябина, клён)
- Почему листья верхушек деревьев опадают последние? (Они самые молодые, дольше живут).
- Что едят зимою ёж и медведь? (они спят, не едят)
- Куда осенью деваются бабочки? (Прячутся в укромные места или погибают от холода.)
- Назовите цвета краски осени. (жёлтый, оранжевый ,пурпурный, золотой,
багряный,коричневый, красный, малиновый, бледно-зелёный, бежевый, серый, болотный, рыжий…)
- Как в России называют период теплой погоды в середине осени? (бабье лето)
- Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)
2. Игра «Узнай фрукты на вкус» - музыка «Эстафетная»
Участники с закрытыми глазами отгадывают фрукты на вкус. Принести фрукты для команд, по тарелке для каждой команды и платки для глаз.(5шт.)
Ведущий 1: 6 Станция «Урожайная »
1. Игра Ответить на вопросы
Если дети затрудняются ответить, преподаватель сам даёт ответ с пояснениями.
1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев)
2. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
3. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
4. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца)
5. Почему сентябрь называли заревником? (За яркость красок)
6. Почему сентябрь в старину называли рябинником? (В сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевает рябина)
7. А еще про сентябрь говорили: «Пришел листопадник». Почему этот месяц называли листопадником? (В сентябре начинается листопад)
8. Второй месяц осени - октябрь. В народе про него говорили: «Октябрь – листобой» Почему? (Дуют сильные ветры , льют дожди и сбивают последние листочки с деревьев)
9. Почему октябрь в народе называли еще и грязником? (Сильные дожди размывали дороги, становилось очень грязно)
10. Третий месяц зимы – ноябрь. И в народе его называли чернотропом? Почему? (Опавшие листья с деревьев почернели от мороза и дождей и тропинки в лесу стали черными)
11. Какие овощи называют «синенькими»? (Баклажаны)
12. Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (Перец)
13. Какие овощи усатые? (Фасоль, горох)
14. У какого овоща есть глазки? (Картофель)
15. Собирают ли себе животные и птицы на зиму запасы? Если да, то кто? (Да, белки, хомяки, бурундуки, совы и сойки)
2. Игра «Собери слово»
Ребятам предлагаются разрезанные и перемешанные по буквам слова. Нужно правильно собрать слово.
(осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, дождь, слякоть, урожай, листопад, заморозки, туман, ненастье ) - распечатать в 5-ти экземплярах и 1 для жюри
3. Игра «Узнай на ощупь »
Опустить руку в закрытую корзину и на ощупь определить что за овощ или фрукт попался. Назвать разные блюда, которые готовят из этих овощей.
( капуста, картошка, свекла, лук, помидор, огурец, перец, морковь, апельсин, яблоко, груша, лимон))
4 Игра «Я начну, а ты продолжи»
Командам по очереди задаются приметы осени, которые надо договорить до конца
Осень богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы? Я начну, а вы продолжите:
- Облака идут низко- ….(ожидай стужи) – 9 класс
- Гром в сентябре- ……….(к теплой осени)
- Много рябины- …….(к суровой зиме)
- Осенью паутина - ………(на ясную погоду) – 8 класс
- В октябре птицы летят ниже к земле –…….. (быть ранней зиме)
- Прилетел снегирь –……(зимний вестник)
- Дым стелется – быть … (непогоде) – 7 класс
- Дым столбом – … (к морозной погоде)
- Комары в ноябре – … (быть мягкой зиме)
- Муравьи закрывают ходы в муравейник – … (к ненастью) – 6 класс
- В лесу много рябины - осень будет …. (дождливая), мало –…. (сухая)
- Если орехов много, а грибов нет –….. (зима будет снежная и суровая)
- Паутина стелется по растениям –……. (к теплу) – 5 класс
- Много желудей на дубу в сентябре – ….(к лютой зиме)
- Много паутины на бабье лето –…… (к ясной осени и холодной зиме)
Игра «Собери грибы»
« Изучите эти строчки, сложите правильно грибочки»
На листочках записаны слоги. Из данных слогов нужно составить названия грибов. Напечатать слоги по количеству команд – 5 экземпляров
Ры та ли опя сич жик ка по си но до вик вик бо ро сы ежка ро шам пинь он му хо мор
Рыжик, лисичка, сыроежка, боровик, подосиновик, шампиньон, опята мухомор – распечатать для жюри
3. Игра «Назови дары осени»
Вспомнить и сказать без повторений как можно больше названий даров осени – команды по очереди
Помидоры, огурцы, тыква, арбуз, картошка, кабачки, баклажаны, редька, репа, капуста, морковь, лук, яблоки, виноград, айва, груша и т.д.
Ведущий 2: Предлагается поучаствовать в весёлых спортивных эстафетах – Музыка «Хромой Король»
Игра «Перепрыгни через лужи»
Участники команд по сигналу прыгают через «лужи» (развернутые газеты). Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя) принести газеты
Игра «Попади в корзину» бросаем шишки шишки принести
Игра «Сбор урожая » картофель принести, ведра
(В это время мои помощники рассыпают картошку на пол, завязывают глаза участникам)
Ребята, как вы знаете, осень - это еще и время сбора урожая. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится как сажать его, так и убирать. Так давайте, и мы соберем урожай. Задача участников - с завязанными глазами собрать как можно больше картошки за 1 минуту
Команды соревнуются. После команды СТОП –ведущие считают количество собранной картошки в каждом ведре и говорят об этом жюри.
Ведущий 1: 7. Станция «Танцевальная»
Под динамичную музыку участники команды повторяют танцевальные движения ведущих. Сделать нарезку песен «2Нарезка»:
9. Станция «Финальная»
По окончании марафона все участники поют по финальной песне и др.
Жюри оценивает букеты на столах команд и их осенние блюда
Ведущий2:
Вот и кончилась игра
Результат узнать пора
Кто же лучше потрудился
И в марафоне отличился?
Жюри подводит итоги конкурсов, предлагают номинантку на Королеву Осени. Награждение команд и определение Королевы Осени!
«Самые активные»
«Самые дружные»
«Самые внимательные »
«Самые любознательные»
«Самые спортивные»
Ведущий1: Говорят, что осень - грустная пора, но это не совсем так, и мы с вами в ходе нашего осеннего марафона доказали это. За окном осень, а разве нам грустно? Осень по – своему прекрасна и привлекательна. Она полностью вступила в свои права. А за осенью придет зима. Но вы не унывайте, ведь у зимы свои прелести, свои праздники. До новых встреч!
Ведущий2: Хорошо, когда хорошее продолжается – лакомимся осенними блюдами с чаем!
- После вкусного обеда полагается…сплясать! Дискотека, товарищи!