СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник "первое сентября"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия "Первое сентября"

Просмотр содержимого документа
«Праздник "первое сентября"»

Сценарий праздника "Праздник первого снега"

Цель: читать выразительно стихи друг другу, используя приемы интонационного чтения, открывать новые приметы и явления природы через восприятие художественных образов, вызвать желание любоваться красотой русской зимы.

На доске сочинения детей на тему “Первый снег”, выполненные на нарядных снежинках; акростих или акротекст из зимних слов, выполненные на елочках и пословицы:

Белый снег на черную землю, и то к лицу. 
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет. 
Зима без снега – лето без хлеба.
В одну ночь зима становится. 
Снежком все прикроет. 
Снег глубок – год хорош.

Учитель: – Здравствуйте, ребята, дорогие наши гости! Сегодня мы собрались по очень замечательному поводу. А вот какому, вы скажете после стихотворения. Слайды

Само изящество и пластика,
Неощутимо лёгкий вес…
Так не хватало сердцу праздника,
И вдруг – он падает с небес!


Нас кружит день, и ночь не радует,
Всё – мимоходом, всё – быстрей,
А он не кружится, он падает
В объятья жёлтых фонарей.

Лукавым взглядом из-под чёлочки
Сверкну фонарному лучу
И так привычно контур ёлочки,
Как в давнем детстве, протопчу.

Взметнусь, подобно лёгкой тени я
И опрокинусь с высоты
В восторг свободного падения
И в радость сбывшейся мечты.

Лети, душа моя нетленная!
Где твой приют? В каком краю?
…Одна, как посреди вселенной, я
Посреди площади стою.

Тут лип изысканная графика
И времени неслышный бег…
Так не хватало сердцу праздника –
И вот он, праздник – первый снег!



Учитель: - Сегодня у нас праздник Первого снега. Вы активно готовились к нему. Заранее класс разделился на команды, которые готовили сценки, танцы, песни.

Учитель: - Часто это время года называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). 

-Итак, первый конкурс «Загадочный». Каждая команда отгадывает загадку и получает 1 балл.

1. На деревья, на кусты с неба падают цветы. 
Белые, пушистые, только не душистые. (Снег.)


2.Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка) 


3. Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

1.Скажи морозцу ты «спасибо» за мост, похожий на стекло.
Под ним зимой жить будут рыбы, под этим мостиком тепло. (лёд)

2.Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт- заплачет она и умрёт. (сосулька)

3. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке? 
Все сквозные –вырезные, а возьмешь – вода в руке” (снежинка”.)


1.Пухлый, мягкий и большой, встань в него одной ногой:
Он её проглотит быстро. Он в сияние лучистом – 
Светит солнце, больно взгляду. Нам с разбегу прыгнуть надо.
В кучу снега, грузно - хлоп. Здравствуй, миленький… (сугроб)

2.Вместе снежный ком скатали, а потом второй ком взяли.
Ком на ком поставим дружно голову скатать нам нужно!
А ещё найдём морковку для него нужна сноровка.
Ком на ком, и сверху – ком! Быть тебе…(снеговиком)

3. Явилась вслед за осенью я по календарю.
Я самый лучший праздник вам на радость подарю!
А землю белым снегом я укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка, ну, кто же я? …(Зима)


Учитель: – И композиторы, и поэты посвятили много своих замечательных произведений этому чудесному времени года – русской зиме, а также одному из чудес зимы – первому снегу. Давайте послушаем как поэты и композиторы рисуют картины зимы с помощью слов и музыки и поиграем в зимние игры.

Второй конкурс «Стихотворный». Чтение стихов о первом снеге и зиме. Каждая команда выставляет по 3 участника, которые рассказывают стихи о зиме (по 5 баллов за 1 стих).

Третий конкурс песен о зиме. Каждая команда поет песню (1 куплет) о зиме (10 баллов).

Четвертый конкурс: Игра “Морозное дыхание” : перед каждым игроком на стол кладется вырезанная из бумаги снежинка достаточно большого размера. Задача – сдуть свою снежинку так, чтобы она упала с противоположного края стола. Конкурс проводится до тех пор, пока все не сдуют свои снежинки. После того, как упадет последняя снежинка, ведущий объявляет: “Победил не тот, кто первым сдул свою снежинку, а тот, кто последним, т.к. у него такое морозное дыхание, что его снежинка “примерзла” к столу.

Пятый конкурс народных примет о зиме.

1)Народная примета гласит: “… несет снег на кончике своего клюва”. (Гусь.)

2)От чего страдают птицы зимой? (От голода.)

3)Летом бежит, а зимой стоит. Что это? (Река.)

4)Известно, что снег скрипит только в мороз. А меняется ли при этом тональность скрипа в зависимости от температуры воздуха? (Чем крепче мороз, тем тон скрипа выше.)

5)Сколько лучей у классической снежинки? (6)

6)Какого цвета зимой заяц-русак? (Белого.)

7)В какое время года лучше заготавливать дрова? (Зимой. В это время года приостанавливается процесс сокодвижения, и древесина становится более сухой, лучше горит.)

8)Как называется кусок льда, свисающий с крыш, проводов, ветвей деревьев? (Сосулька.)

9)Что означает выражение “Как корова на льду”? (Быть неуклюжим.)



Учитель: читает стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

Возле дома снежный дед В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу, Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть Бабу снежную лепить.
А она сказала: – Скука! Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат – Маленьких снеговичат.

Шестой конкурс “Составь из деталей снеговика” . Команды должны составить снеговика из заготовленных деталей. Кто быстрее , тот и победил (10 баллов). После этого исправьте и украсьте снеговика.

Седьмой конкурс - игра “Переход по льдинкам”. От каждой команды выходят по 2 участника. Им дается по две льдинки (картонки в половину альбомного листа). Надо “перейти” вдвоем на противоположную сторону, но наступать можно только на льдинки. Побеждает та команда, которая первой добралась до противоположного берега и не упала в воду. (5 баллов).

Восьмой конкурс “Листочек –комочек-снежочек”. Игроки становятся в ряд, в руках у них альбомный лист, который надо держать за уголок на вытянутой руке. Когда ведущий дает сигнал, игрок должен одной рукой (не помогая другой) скомкать свой листочек в комочек (в кулак). При этом руку с листочком опускать нельзя. Кто выполнит задание, поднимает руку (со скомканным листочком) над головой и должен попасть в цель (по 1 баллу за каждый попавший в цель снежок).

Девятый конкурс «Знатоки».   1-я команда поделится своими наблюдениями, каким может быть снег? (Снег (какой?) легкий, чистый, мягкий, хрупкий, пушистый, светлый, беленький, скрипучий, сухой, тихий, колючий, новый, первый, холодный, блестящий…)

– 2-я команда назовет слова, которые обозначают действие снега. (Снег (что делает?) кружится, ложится, летит, падает, порхает, идет, опускается, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется).

– 3-я команда подумает, с чем можно сравнить снег. (с белоснежной фатой, мелом, веселыми белыми мухами, шубой, снежной бахромой, легкой пуховой цепью, пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом).

Командам раздаются листочки и дается 5 минут на обдумывание. За каждый ответ 1 балл.

Десятый конкурс «Театральный». Команды показывают приготовленные сценки (10 баллов).

Сценка №1.

Маша (капризно топает ногой):
Опять на землю выпал снег. Пропал бы лучше он на век!
Я очень зиму не люблю, и холода я не терплю.
Коля (радостно):
Зимой с компанией друзей мы можем поиграть в хоккей!
А ты хоть раз по шайбе била клюшкой?
Попробуй, поиграй в хоккей с подружкой.
И ты поймёшь тогда сама, как хороша у нас зима.
Маша: Ты, Коль, с ума сошёл? Вот хоккеистку, тоже мне, нашёл!
Я собирать люблю цветы и танцевать, а не как ты носиться по катку,
Махая клюшкой на бегу.
Подходит Лена. Лена (восхищённо):
Снег выпал рано, в ноябре. Красиво стало во дворе.
Между домами с этих пор лежит сверкающий ковёр.
Маша:
Меня ты, Лена, удивляешь.Ты тоже зиму одобряешь?
Лена (кивая головой в знак согласия):
Люблю я очень рисовать, хочу художницею стать.
Пейзажи зимние люблю, из снега статую леплю.
Маша (кутаясь в платок):
А как же злые холода?
Лена:
Ну, холод – вовсе не беда. На это есть пальто и шарф.
Коля:
Вот так, выходит, что я прав зимой – отличное житьё!
Маша:
Вы посмотрите на неё! Вы посмотрите на него! (хватается за голову.)
Зимой снега, метель, мороз. Порой кусает он до слёз.
Обледенелая земля… Нет, ненавижу зиму я!
Маша уходит.
Коля (с облегчением в голосе):
Я Машиному рад уходу. Как можно зиму не любить?
Приятно в снежную погоду на лыжах по лесу скользить 
Или на санках с горки съехать…
Лена (подхватывает):
А сколько радости и смеха приносит людям Новый год!
Да, можно очень не любить метели и сугробы, 
Но время надо интересно проводить, чтоб не страдать зимой, а радоваться чтобы.


-Ребята, а теперь скажите мне, с чьим мнением вы согласны? С мнением Коли и Лены или с мнением Маши. А, почему?

Сценка№2.

Выходят Белка и Заяц.
Белка (разглядывает Зайца, трогает его):
Ты, я гляжу, одёжку поменял, ведь летом в серой шубке ты гулял.
Заяц (оглядывает себя):
Да нет, я просто сильно полинял (разглядывает белку).
Ты, Белка, полиняла и сама. И свой привычный рыжий цвет
На серый ты сменила. Разве нет?
Белка (машет рукой, показывая, как она расстроена):
Эх, я не довольна этим цветом. Скорей бы снова лето!
Заяц (успокаивает Белку):
Не стоит серый цвет ругать – тебя он будет защищать.
Белка:
Перед зимой у нас у всех стал гуще и длиннее мех.
Трудна зимовка для зверей. Нам будет с ним в лесу теплей.
Заяц (показывает испуганно):
Смотри, идут Лиса и Волк. Скорее прячься под кусток!
Белка и Заяц прячутся за сугроб.
Выходят Лиса и Волк.
Волк (глядя по сторонам):
Я знаю, зайцы здесь живут. Следы вчера я видел тут.
Лиса (смотрит вверх):
И белки хвост среди ветвей мелькнул… Смотри, смотри скорей!

Волк:
Что там такое?
Лиса:
Показалось, как будто ветка закачалась.
Волк (увидев сугроб, подходит к нему):
И верно, нет здесь никого. Сугроб и больше ничего.
Лиса (махнув рукой):
Ветер ветку раскачал, снег на землю и упал.
Волк:
Не найти сейчас их здесь. Пойдём искать в соседний лес.
Лиса и Волк уходят.
Вылезают Белка и Заяц.
Белка (радостно):
Ура! Они нас не нашли!
Заяц:
А ты на свой ругалась цвет. Зимою лучше цвета нет.
Белка (кружится):
Как хорошо, что мы линяем! Мы этим жизнь себе спасаем.
Заяц:
А трудно жить нам всё равно! Поесть найти нам нелегко!
Грызу кору с деревьев я, а ночью сниться мне трава.
Белка:
Косой, я в зиму запасалась: сушила ягоды в дупле. Орехи сложены в мешке.
Заяц:
Вам белкам есть, где корм хранить, а нам приходится бродить.
Следы видны все на снегу.
Белка:
Ты, Зайка, слишком не тужи, а ты запутывай следы!
Вместе:
Но, друг другу будем помогать
Чтоб лучше время коротать.
Уходят.


Учитель: - Как приходится зимой животным? Как они приспосабливаются? Думаю, что теперь вы все убедились в том, что зима очень тяжелое время для жителей леса. Но они не унывают.

Сценка № 3.

Действующие лица:

Ведущий, Зима, Баба Яга. 

На сцене зимний лес с избушкой Бабы Яги, в которой много самого разного хлама: кадушка, старая метла, горшки-кастрюльки.
Ведущий:

Во бору Зима гуляла, всех богатством удивляла,
Кринолинами хрустела, да серёжками блестела!
Эти самые серёжки приглянулись Бабке Ёжке.
Та, с печи скатившись живо, поменяться предложила —
Рукавом махнула лихо, как заправская купчиха.

Баба Яга:

— Подходи, забавы ради — не останешься в накладе!
По углам добра — не счесть! У тебя авоська есть?

Зима, согласно кивая, показывает свою красивую сумочку.
Баба Яга:

- Ну, тогда взглянуть изволь — дрессированная моль!... Нет?!
Вот дырявая кадушка, вот сушёная лягушка...
Вот облезлая метёлка, (всё равно, стоит без толка). Нет?!
Вот ещё, гляди, паук... Два... Четыре... Десять штук!
Таракан? Гадюка? Мышь?... На тебя не угодишь!... Оохх...
Предлагаю мухомор, (вроде свежий до сих пор),
Не захочешь — съем сама!...

Ведущий:

Улыбнулась ей Зима:

Зима:
— Я сыта, благодарю. А серёжки так дарю!

Зима снимает свои прекрасные серёжки и одаривает ими Бабу Ягу.



Просмотр фрагмента мультфильма “Храбрый заяц”.

Учитель:

 – Подведем итог. Почему зиму называют волшебницей?

О каких волшебствах зимы вы узнали из стихов русских и советских поэтов?

Как преображается природа с приходом зимы?

Докажите, что звери, птицы и человек рады зиме.

Кто особенно рад зиме? (Дети.) Почему? Зима действительно волшебница, она преображает мир, очаровывает его; это единственное время года, которое способно рисовать одной лишь белой краской.

- Но сколько же в этой краске оттенков! Я думаю, мы сегодня по-разному увидели и услышали зиму. В этом нам помогли произведения мастеров слова.



Подведение итогов. Награждение.









Стихотворение Н. Некрасов “Снежок”.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Стихотворение Ф. Тютчева “Чародейкою Зимою”.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Стихотворение “Первый снег” И. Мельничук.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

Стихотворение Г. Галина “Иней” (1909).

По деревьям серебристая 
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…

Стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”.

Снег кружится, 
Снег ложится – 
Снег! Снег! Снег! 
Рады снегу зверь и птица 
И, конечно, человек! 
Рады серые синички: 
На морозе мерзнут птички, 
Выпал снег – упал мороз! 
Кошка снегом моет нос. 
У щенка на черной спинке 
Тают белые снежинки. 
Тротуары замело, 
Все вокруг белым-бело: 
Снего-снего-снегопад! 
Хватит дела для лопат, 
Для лопат и для скребков, 
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег! 
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник,
Только дворник
Говорит: 
– Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас – беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!













Сценка №1.

Маша (капризно топает ногой):
Опять на землю выпал снег. Пропал бы лучше он на век!
Я очень зиму не люблю, и холода я не терплю.
Коля (радостно):
Зимой с компанией друзей мы можем поиграть в хоккей!
А ты хоть раз по шайбе била клюшкой?
Попробуй, поиграй в хоккей с подружкой.
И ты поймёшь тогда сама, как хороша у нас зима.
Маша: Ты, Коль, с ума сошёл? Вот хоккеистку, тоже мне, нашёл!
Я собирать люблю цветы и танцевать, а не как ты носиться по катку,
Махая клюшкой на бегу.
Подходит Лена. Лена (восхищённо):
Снег выпал рано, в ноябре. Красиво стало во дворе.
Между домами с этих пор лежит сверкающий ковёр.
Маша:
Меня ты, Лена, удивляешь.Ты тоже зиму одобряешь?
Лена (кивая головой в знак согласия):
Люблю я очень рисовать, хочу художницею стать.
Пейзажи зимние люблю, из снега статую леплю.
Маша (кутаясь в платок):
А как же злые холода?
Лена:
Ну, холод – вовсе не беда. На это есть пальто и шарф.
Коля:
Вот так, выходит, что я прав зимой – отличное житьё!
Маша:
Вы посмотрите на неё! Вы посмотрите на него! (хватается за голову.)
Зимой снега, метель, мороз. Порой кусает он до слёз.
Обледенелая земля… Нет, ненавижу зиму я!
Маша уходит.
Коля (с облегчением в голосе):
Я Машиному рад уходу. Как можно зиму не любить?
Приятно в снежную погоду на лыжах по лесу скользить 
Или на санках с горки съехать…
Лена (подхватывает):
А сколько радости и смеха приносит людям Новый год!
Да, можно очень не любить метели и сугробы, 
Но время надо интересно проводить, чтоб не страдать зимой, а радоваться чтобы.








Сценка№2.

Выходят Белка и Заяц.
Белка (разглядывает Зайца, трогает его):
Ты, я гляжу, одёжку поменял, ведь летом в серой шубке ты гулял.
Заяц (оглядывает себя):
Да нет, я просто сильно полинял (разглядывает белку).
Ты, Белка, полиняла и сама. И свой привычный рыжий цвет
На серый ты сменила. Разве нет?
Белка (машет рукой, показывая, как она расстроена):
Эх, я не довольна этим цветом. Скорей бы снова лето!
Заяц (успокаивает Белку):
Не стоит серый цвет ругать – тебя он будет защищать.
Белка:
Перед зимой у нас у всех стал гуще и длиннее мех.
Трудна зимовка для зверей. Нам будет с ним в лесу теплей.
Заяц (показывает испуганно):
Смотри, идут Лиса и Волк. Скорее прячься под кусток!
Белка и Заяц прячутся за сугроб.
Выходят Лиса и Волк.
Волк (глядя по сторонам):
Я знаю, зайцы здесь живут. Следы вчера я видел тут.
Лиса (смотрит вверх):
И белки хвост среди ветвей мелькнул… Смотри, смотри скорей!
Волк:
Что там такое?
Лиса:
Показалось, как будто ветка закачалась.
Волк (увидев сугроб, подходит к нему):
И верно, нет здесь никого. Сугроб и больше ничего.
Лиса (махнув рукой):
Ветер ветку раскачал, снег на землю и упал.
Волк:
Не найти сейчас их здесь. Пойдём искать в соседний лес.
Лиса и Волк уходят.
Вылезают Белка и Заяц.
Белка (радостно):
Ура! Они нас не нашли!
Заяц:
А ты на свой ругалась цвет. Зимою лучше цвета нет.
Белка (кружится):
Как хорошо, что мы линяем! Мы этим жизнь себе спасаем.
Заяц:
А трудно жить нам всё равно! Поесть найти нам нелегко!
Грызу кору с деревьев я, а ночью сниться мне трава.
Белка:
Косой, я в зиму запасалась: сушила ягоды в дупле. Орехи сложены в мешке.
Заяц:
Вам белкам есть, где корм хранить, а нам приходится бродить.
Следы видны все на снегу.
Белка:
Ты, Зайка, слишком не тужи, а ты запутывай следы!
Вместе:
Но, друг другу будем помогать
Чтоб лучше время коротать.
Уходят.



Сценка № 3.

Действующие лица:

Ведущий, Зима, Баба Яга. 

На сцене зимний лес с избушкой Бабы Яги, в которой много самого разного хлама: кадушка, старая метла, горшки-кастрюльки.
Ведущий:

Во бору Зима гуляла, всех богатством удивляла,
Кринолинами хрустела, да серёжками блестела!
Эти самые серёжки приглянулись Бабке Ёжке.
Та, с печи скатившись живо, поменяться предложила —
Рукавом махнула лихо, как заправская купчиха.

Баба Яга:

— Подходи, забавы ради — не останешься в накладе!
По углам добра — не счесть! У тебя авоська есть?

Зима, согласно кивая, показывает свою красивую сумочку.
Баба Яга:

- Ну, тогда взглянуть изволь — дрессированная моль!... Нет?!
Вот дырявая кадушка, вот сушёная лягушка...
Вот облезлая метёлка, (всё равно, стоит без толка). Нет?!
Вот ещё, гляди, паук... Два... Четыре... Десять штук!
Таракан? Гадюка? Мышь?... На тебя не угодишь!... Оохх...
Предлагаю мухомор, (вроде свежий до сих пор),
Не захочешь — съем сама!...

Ведущий:

Улыбнулась ей Зима:

Зима:
— Я сыта, благодарю. А серёжки так дарю!

Зима снимает свои прекрасные серёжки и одаривает ими Бабу Ягу.