ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»
«Праздник профессий»
(сценарий конкурсной программы по профориентации)
Выполнила: Ларионова Светлана Леонтьевна
учитель трудового обучения первой категории
«Праздник профессий»
(сценарий конкурсной программы по профориентации)
Выполнила: Ларионова Светлана Леонтьевна учитель трудового обучения первой категории
Цели мероприятия:
Познакомить обучающихся с профессиями в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, формировать представление об участии в работе людей различных профессий и их значимости.
Воспитывать уважение к людям труда, вызывать в детях желание трудиться, прививать интерес к рабочим профессиям, расширить знания обучающихся о профессиях.
Закрепить знания о технологии швейное дела, способствовать подготовке к самостоятельной жизнедеятельности, получении профессии, приобретение навыков трудовой деятельности.
Развивать внимание, речь, память, творческие способности обучающихся.
Ход мероприятия.
Ведущий: В этот день прекрасный продолжаем отмечать долгожданный, как всегда - это «ПРАЗДНИК НАШ ТРУДА».
Учитель: Скоро для девятиклассников прозвенит последний звонок, вы сдадите выпускной экзамен и перед вами встанет вопрос: Кем быть? Чем заниматься? Какую профессию выбрать? Какую бы профессию вы не выбрали – все профессии нужны, все профессии важны. Сегодняшний день на нашей трудовой недели посвящается вам, девятиклассники, и называется «Праздник профессий». Я приглашаю выпускниц-швейниц Бобкову Наталью и Саткееву Анжелику. Им предоставляется право стать капитанами, набрать себе команду (не менее 4 человек) и дать ей название.
Ведущий: Я предлагаю начать с конкурса капитанов.
1 конкурс: «Умелая портниха».
Приглашаются капитаны команд. Задание: одеть манекен в фартук. Фартук надо собрать из отдельных деталей (грудка, пояс, нижняя часть фартука, 2 кармана, 1 бретель) смёточными стежками и с помощью булавок. Кроме того, участницы должны показать и назвать каждую деталь.
Ведущий: Пока портнихи одевают манекен, остальные члены команд получают следующее задание.
2 конкурс: «Собери пазлы».
Ученики должны собрать из разрезанных частей картинки соответствующих профессий. (Надо назвать профессию, инструменты и обязательно прочитать стихотворение об этой профессии).
Швея (иголка, нитки, крой, швейная машина)
«Шей машина, платье шей для больших и малышей, И с уменьем со сноровкой шьет швея наряды ловко. Две умелые руки кроят, строчат лоскутки.»
Почтальон (сумка, газета, журналы)
«Почту – письма и журналы по домам разносит он, Ходит он во все кварталы и заходит в каждый дом.»
Овощевод (корзина, овощи, лопата)
«Сами грядки мы копали и сажали огород, Мы пололи, поливали – много было нам хлопот. Время сбора подоспело – небывалый урожай! Ты в корзину полезай!»
Дворник (метла, рукавицы, совок)
«Метлу взяла и двор подмела. Всюду нос метла совала, ну и я не отставала, Начала я от крыльца, подмела я до конца. Выходи, погляди ни соринки не найти.»
Ведущий: Чтобы зрители не заскучали, давайте выясним, как они разбираются в профессиях.
Игра со зрителями: А знаете ли вы, какие бывают профессии? Сейчас проверим. Я начну, вы продолжайте, дружно хором отвечайте. (ведущий читает загадки).
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
Правила движения
Он знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Учитель: Пазлы сложились. Жюри фиксирует, кто быстрее и проверяет правильность. Члены команд по очереди называют профессии, которые у них на картинках, называют инструменты и читают стихи о профессиях.
Ведущий: Капитаны команд ещё не готовы, тогда продолжим игру со зрителями:
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
Моет, чистит, подметает
Пыль и грязь,
Не морщится. Кто это? (уборщица)
Кто готовит щи, котлеты,
Борщ, пельмени, винегреты;
Варит каши и компоты,
Жарит в масле антрекоты,
Мнет толкушкою картошку,
Суп мешает поварешкой?
У него весёлый говор...
Называют его? ...(повар)
Ведущий: Молодцы! Хорошо знаете, кто чем занимается.
Учитель: Портнихи закончили. Покажите свои работы и назовите детали кроя и их количество. Жюри внимательно слушают и оценивают результаты.
Ведущий: Переходим к следующему конкурсу.
3 конкурс: «Угадай профессию» (Чёрный ящик)
Команды вытягивают по две карточки, в которых указаны профессии. Ваша задача – с завязанными глазами выбрать и определить инструменты, соответствующие названию профессии в ваших карточках и разложить их согласно профессиям.
Повар (кастрюля, ложка, половник), Портниха (сантиметровая лента, ткань, ножницы), Столяр (молоток, стамеска, рубанок), Уборщица (ведро, тряпка, совок).
Учитель: А теперь послушаем, как профессии взаимосвязаны друг с другом.
1 ученица: Каменщик строит жилища, платье – работа портного. Но ведь портному работать негде без теплого крова. Каменщик был бы раздетым, если б умелые руки Вовремя не смастерили фартук, и куртку, и брюки.
2 ученица: Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает. Ну а сапожник без хлеба много ль нашьет, натачает? Стало быть, так и выходит: всё, что мы делаем, нужно. Значит, давайте трудиться честно, усердно и дружно.
Учитель: Очень часто человеку приходится заниматься работой, связанной с другими профессиями (кулинару забить гвоздь, строителю пришить пуговицу и т.п.) Ведь не даром говорится: «Дело мастера боится». Проверим эту пословицу на наших конкурсантах.
Ведущий: Продолжим наши конкурсы.
4 конкурс: «Дело мастера боится»
От каждой команды приглашаются по одному участнику. Задание: столяру (мальчик) пришить пуговицу; швее (девочка) забить гвоздь.
Учитель: Наши ребята отлично справились с заданием- права пословица.
Ведущий: Снова конкурс.
5 конкурс: «Точный глаз». Определить на глаз: параметры швов на образцах, ширину обтачки, длину тесьмы.
Ведущий: Пока конкурсанты готовятся, не дадим скучать и залу: сейчас мы выясним, хорошо ли вы знаете пословицы. Вы должны закончить начатую пословицу:
Сделал дело - гуляй смело Дело мастера - боится Что посеешь - то и пожнешь Делу время - потехе час Терпенье и труд - все перетрут Поспешишь - людей насмешишь Семь раз отмерь - один раз отрежь Без труда не вытащишь - и рыбку из пруда Если нет охоты - мало толку от работы. Если не трудиться - можно в жизни заблудиться. Кто ловок в труде - кует счастье себе. Жизнь без труда - путь в никуда. Не хватает уменья - не жди уважения.
Учитель: Жюри фиксирует, кто первый справился с заданием. Определим, правильно ли указаны параметры швов и член жюри проверит на сколько ошиблись конкурсанты, измерив линейкой длину тесьмы и ширину обтачки.
Ведущий: Новый конкурс объявляю.
5.Конкурс «Подарок от выпускников. -Эскиз школьной формы" и пожелания ученикам школы
Ведущий: Пока конкурсанты готовятся, мы отгадаем загадки.
Игра с залом: Сам в комнате, а голова на улице (Гвоздь) Тонка, одноуха, остра (Игла) Древесину ест едок, сто зубов в один рядок (Пила) Из этого ведерка нельзя воды напиться (Наперсток) Сам худ, а голова с пуд (Молоток) Остра, как игла, а шить не годится (Шило) Где упрется хвостом, станет дырка потом (Сверло) Стежок за стежком встали рядком (Шов) Два конца, два кольца, посередине гвоздик (Ножницы)
Учитель: Пока конкурсанты готовятся, продолжаем разговор о профессиях.
Задание для зрителей: Закончите предложения в стихотворении:
Трактор водит …(тракторист), Электричку …(машинист), Стены выкрасил …(маляр), Доску выстругал …(столяр), В доме свет провел …(электрик), В шахте трудится …(шахтер), В жаркой кузнице …(кузнец), Кто все знает …(молодец)!
Ведущий: конкурсанты готовы, просьба жюри подвести итоги.
Учитель: Команда победитель награждается сладким призом. Наша встреча подходит к концу. В завершении предлагаю посмотреть мультсериал «В мире профессий». А вы, ребята, запомните: «Труду следует учиться всю жизнь». Я думаю, вы хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает все лучшее на свете.
Закончим наш праздник словами Роберта Рождественского:
«Пока в пространстве кружится планета, На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня, Чтоб не было рассвета, Не будет дня, чтоб не было труда!»
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
2. Картинки с профессиями и инструментами:
Рисунок 1.1. (разрезать на 6 частей)
Рисунок 1.2. (разрезать на 4 части)
Рисунок 1.3. (разрезать на 4 части)
Рисунок 1.4 (разрезать на 6 частей)
3. http://navigatum.ru/vmp - мультсериал "В МИРЕ ПРОФЕССИЙ". Песня мультфильм для школьников "Все профессии важны, все профессии нужны».