Сценарий праздника "Прощание с Азбукой" 20.03.19
Ведущий. Сегодня мы празднуем первую победу. Мы поднялись на первую ступень знаний и прошли курс обучения грамоте. Теперь мы умеем читать и писать. Можем приступить к изучению школьных наук. Сначала Аз и Буки, а там и науки, так говорят в народе. А помогла нам в этом наша первая учебная книга.
Какая книга ребята? «Азбука».
Вот как раз и ей и посвящаем наш праздник.
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтёр и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 5:
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша
Начинала с «Азбуки».
И директор наш, ребята,
С «Азбукой» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Ученик 7:
Над страною весенним утром
Занялась заря.
В школах праздник,
Славный праздник –
Праздник
«Прощания с Азбукой!»
Первоклассники рядами
Стройными идут,
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют!
ВСЕ (хором): СПАСИБО, АЗБУКА!
Песня «Азбука» Слова З. Петровой, музыка А.Островского
1.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2. Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
3. Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
Звучит музыка. Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, зрители,
Дорогие родители!
Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь.
Буратино:
- Ребята!
Вы такие счастливые.
Вы стали грамотными, знаете буквы, можете прочитать интересные книги. И зачем я только не послушался дорогого папу Карло и продал «Азбуку».
Ученики (вместе)
- Не волнуйся, Буратино.
Мы уже прошли «Азбуку» и теперь подарим её тебе.
Буратино:
- Ура! Ура!
Обязательно научусь читать.
Но всё-таки скажите мне, почему праздник начался, а самой главной гостьи – «Азбуки» - нет?
Ребята, давайте позовём её!
Аз – бу – ка! Аз – бу – ка! (Дети говорят хором.)
Буратино:
Мы ждём тебя!
Выходит Азбука.
Азбука:
Вот и я, мои друзья!
Рада вам, рада очень я!
Приятно слышать добрые слова о себе.
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?
Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
Буратино: Уважаемая Азбука!
Принимай парад войска от А до Я.
Азбука: Есть принимать парад!
Войско моё славное, стройся!
- Гласные!
1а класс-
Здесь! –( хором).
(шаг вперёд и называют букву)
А,О,У,Ы,Э,И,Е,Ё,Ю,Я
Гласные:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать!
Азбука:
- Согласные!
1б класс и 1 в класс и 1г класс
Здесь! – (хором)(1б и1В класс)
(шаг вперёд и называют буквы)
З,Ц,Ч,Б,Х,Й,Г,Ш,
Согласные:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать и скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!
Азбука:
- Буквы, которые не обозначают звуков!
Мы! – хором говорят твёрдый и мягкий знаки. (1в класс)
- Встать в строй!
Есть! – хором говорят твёрдый и мягкий знаки.
(шаг вперёд и называют букву)
Ъ,Ь
Буратино (толкаясь между буквами):
Ребятишки, девчонки и мальчишки!
А мне, куда же встать?!
Ведь был поленом, стал мальчишкой.
Хочу обзавестись я тоже умной книжкой.
Азбука: Буратино, не толкайся.
Становись вначале алфавита.
Ведущий.
Буквы – значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условном месте стоит
И называется всё: АЛФАВИТ (говорят хором).
(Звучит песня «Тридцать три родных сестрицы»)
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Ведущий: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – то хлопаете в ладоши. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.
Ученик1
С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Ученица 2
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в «Пропись» гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Азбуке спасибо!
Мы узнали в «Прописи»,
Как писать и «а», и «р»,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
Научились мы писать
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало –
На страницах «Азбуки».
Ученик 3
Дорогая Азбука!
Мы все тебе сказать хотим:
За все тебя благодарим.
Азбука:
Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали?
Ведущий. Мы не только расскажем, но и покажем, чему мы научились за период обучения грамоте. Так, что слушай нас внимательно, Азбука.
-Ребята, продолжите моё предложение…
«Сколько в слове гласных, столько и ….. (слогов, это знает каждый из учеников).
- Как делить слова на слоги нас сейчас ознакомят ребята, которые покажут сценку про лягушку и слона.
Лягушка.
Жила- была лягушка,
Лягушка, как лягушка!
Маленькая, а из трёх слогов
Ля – гу- шка.
Слон.
И жил – был слон,
Большой, большой,
А всего из одного слога.
Слон и всё.
Лягушка.
И маленькая лягушка
Дразнила большого слона.
Такой большой,
А всего из одного слога.
Ха-ха-ха!
Цапля.
И пришла из болота цапля
Из двух слогов
Ца-пля
И проглотила она лягушку
Из трёх слогов
Всю сразу.
Вместе.
Вот ведь как бывает.
Ведущий.
В период обучения грамоте мы учились правильно произносить звуки речи и упражнялись в произношении скороговорок. Лучший из всех у нас скороговорщик ________________
Ученик.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду много пчёл.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги- то оттопали.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
Ведущий.
Мы узнали, что в словах, один слог выделяется голосом сильнее остальных и очень важно правильно ставить ударение в словах, потому что от этого зависит значение слова.
Вот такой курьёзный случай произошёл с ____мальчиком_____________________
(Сценка)
(стол. На столе бутылочка с лекарством и инструкция с применением лекарства. У мальчика завязано горло шарфом).
Мальчик.
Мне так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство применять 3 раза по 1 столовой ложке в день после приёма пищи.
(Выпивает и пищит).
Пи-пи –пи-пи.
Мама.
-Что случилось, сынок?
-Почему, ты пищишь?
Мальчик.
- А я лекарство принял.
А здесь написано- 3 раза по 1 столовой ложке в день после приёма пищи.
Мама.
- Ах, ты, глупышка!
Ведь, ты прочёл неверно!
3 раза по 1 столовой ложке в день после приёма пищи, а не пищи!
Мальчик.
- Ой, мамочка, а нам в школе объясняла учительница, что от перестановки ударения, может меняться смысл слова.
Ведущий.
Вот такая нелепая история произошла с мальчиком.
Значит, надо всегда правильно ставит ударение в словах.
- Скажите, мне, пожалуйста, а какое слово самое главное?
Дети: МИР.
Ведущий.
Вот о том, как оно появилось, нам расскажут ребята.
Ученик
Жила – была на свете буква Эм (выходит)
Была она никем, ничем,
Вдруг повстречалась с буквой И (выходит)
И сразу стала ноткой МИ (ходят по кругу, взявшись за руки)
Жила на свет нотка МИ
Дружила с разными людьми.
И как-то раз придя в театр
Там повстречалась с буквой Эр (выходит)
И стало мощным слово МИР
И прогремело на весь мир
Сейчас попало слово и в эфир
Пусть в целом мире будет
(хором) МИР.
Ведущий.
Вот видите, какое маленькое, но очень ёмкое ,важное слово, мощное слово, без которого мы не можем обойтись, и ни один человек на нашей планете не может обойтись без этого слова.
Ведущий.
-Ну, что Азбука, многое уже знают ребята? Да
- Продолжаем путешествие в историю. Вспоминаем наши уроки – уроки обучения грамоте.
Из уроков мы узнали, что в русском языке, есть слова. Которые имеют несколько значений, т.е. написание слова одно, а значений много.
Вот иногда в жизни могут из-за этого возникнуть недоразумения.
И об этом нам расскажут сейчас ребята.
(Выходят два мальчика. Поздоровались, ударяя друг друга об ладонь.)
Ученик 1.
- А у меня дома овсянка!
Ученик 2.
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
Ученик 1.
- Как я люблю овсянку!
Ученик 2.
- И я люблю!
Ученик 1.
- Она жёлтая, красивая такая!
Ученик 2.
- И вкусная. Особенно с молоком!
Ученик 1.
- Как это- вкусная?
Ученик 2.
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
Ученик 1.
- Да ты про что говоришь?
Ученик 2.
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
Ученик 1.
- И я про овсянку!
Ученик 2.
- Ты про какую овсянку?
Ученик 1.
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Ученик 2.
- Каша песни пела?
Ученик 1.
- Какая каша? Не каша, а птица!
Ученик 2.
- Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.
Ученик 1.
-Ай-да, идём ко мне – мою овсянку слушать!
Ученик 2.
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Ведущий.
Вот такое недоразумение произошло с ребятами.
- И ещё много, много интересного мы узнали в период обучения грамоте.
Азбука: Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.
Ученик.
До свидания, Азбука, родная!
Грустно нам расставаться с тобой
Книг других ты милей и родней.
Мы читали тебя много дней!
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от «А» и до «Я»,
А теперь расставаться настала пора
Не забудем тебя никогда, никогда!
-Буратино, мы дарим тебе «Азбуку».
Буратино:
Как здорово!
Спасибо вам, ребята.
Я обязательно научусь читать.
До свидания!
Азбука:
-Прощайте, ребята!
Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука: А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Литературное чтение.
(Звучит музыка. Выходит Книга для чтения).
Литературное чтение: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Литературное чтение. Надеюсь мы подружимся.
Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.
Ученик
Здравствуй, гостья дорогая!
Проходи скорей сюда!
Расскажи нам про Россию,
Про природу, про друзей,
Кто живёт на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
Ведущий.
Дорогие первоклассники!
Я прошу всех вас встать для посвящения в «читателей» в «Юных читателей»
Для того чтобы узнать про природу, про друзей, кто где живёт- надо много , много читать!
-Вы ‘’Азбуку ‘’ прочли до корки? (Да)
-Вы научились читать?(Да)
-Обещайте подружиться с книгой? (Да)
-Обещайте, бережно относится к каждому учебнику, каждой книге? (Да)
-Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки? (да)
(садимся)
Заведующая нашей школьной библиотекой – Малышева Светлана Николаевна. Ждёт вас!
И мы предоставляем слово Малышевой С.Н.
Ведущий.
Дорогие первоклассники!
В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку.
Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
(Вручение)
– Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
И надеюсь , что лучшим подарком для вас будет КНИГА.
Любите книгу, и помните, что книга – источник знаний. Ни дня без книги, бойтесь дети лени, как дурной привычки и читайте в сутки вы хоть по страничке. Вот это правило возьмите на всю жизнь. Ни одного дня без книги не проводите.
(звучит песня «Новая книжка).
1. Если спросят меня, что тебе подарить
Куклу, мячик, забавную мышку.
Я отвечу- без книг не могу я прожить,
Подарите мне новую книжку.
Припев
И перелистывая страницы
Иду с Алисой в страну чудес,
Срываюсь в небо за синей птицей
Перелетаю дремучий лес.
Мелькают реки, моря и страны
Смеется солнышко в вышине
А вслед завитого океана
Тюлени в гости спешат ко мне.
2. Книга радость подарит
Не даст загрустить.
День ненастный вдруг станет погожим
Разве может ребенок без книги прожить
Для меня нет подарка дороже.
(Песня «Книга собирает друзей в круг» (на мотив песни «Если с другом вышел в путь»))
Если с книгой дружишь ты,
Если с книгой дружишь ты –
Веселей живется!
А без книги, ты пойми,
А без книги, ты пойми,
Все трудней дается.
Припев:
Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я знаю буквы все!
И скажу я вам, друзья,
И скажу я вам, друзья, -
С книгой вы дружите.
Книги – верные друзья,
Книги – верные друзья.
Книги вы любите!
Припев:
Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я знаю буквы все!
15