Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская основная общеобразовательная школа»
Конспект праздника
«Прощай, Азбука!»
Составитель:
Учитель начальных классов
МБОУ «Городищенская ООШ»
г.Исилькуля
Омской области
Берберих Надежда Васильевна
Учитель:
-Дорогие ребята!
Уважаемые родители и гости!
Сегодня у первоклассников праздничный день, сегодня они все немного волнуются. Целый год они учились читать, писать, считать, учились дружить, учились жить по школьным правилам.
-Пусть они сами вам об этом расскажут.
1.Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
2.Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс
3.Первый класс — это первый задорный звонок.
Первый класс — это первый серьезный урок.
Первый класс — это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
4.Пусть зовут нас малолетки!
Пусть не ставят нам отметки!
Но ведём мы дневники!
Всё же мы - ученики!
5.Любим чистый светлый класс!-
Это раз!
Там читаем мы слова! - это два!
6.Ну а в-третьих, я Лариске
Сам уже пишу записки!
И бабуля говорит: «Мой внучонок-вундеркинд!»
7.Ну какой же я малыш,
Если я у папы
Разобрал и сам собрал
Микрокалькулятор!
Учитель:
-Да, вы уже не малыши, а настоящие школьники!
- Слово для поздравления и вручения дипломов предоставляется директору школы_________
(Исполняется песня "Чему учат в школе".)
-А вспомним как всё начиналось.
(Сценка «Петя-первоклассник»)
- Слово родителям – поздравление.
Учитель:
- Ребята, а для чего нужно ходить в школу?
( Чтобы научиться читать, писать, считать)
Азбука.
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать,
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учитель:
- Дорогая Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Будь нашей гостьей! А ребята покажут тебе, чему они научились с твоей помощью.
Азбука.
- Спасибо за приглашение!
Ученик.
Смех и слезы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать!
Ученик.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
"Азбуку" - для всех подарок –
На столах своих нашли.
Ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ученик.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ученик.
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Незнайка.
-Как это нет?! Чего вы врете?
Вбегает Незнайка.
- Ой! Куда это я попал?
Азбука.
- Во-первых, здравствуйте! Кто вы такой?
Незнайка.
- Я – Незнайка! Знаете такого?
- А что вы тут делаете?
Азбука.
- У ребят сегодня праздник – «Прощание с 1 классом».
Незнайка.
- Я тоже хочу на праздник!
Азбука.
- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, в каком классе ты учишься?
Незнайка.
- Я нигде не учусь!
Азбука.
- Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?
Незнайка.
- А зачем мне это надо? Я – Незнайка!
Азбука.
- Ребята, а вы можете объяснить Незнайке, зачем надо учиться читать и писать?
(ДЕТИ: Мы сможем прочитать стихи, рассказы, сказки, написать письмо, сочинение)
Учитель:
- В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим и расскажем Незнайке.
«Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Азбука.
Молодцы. Вы очень хорошо знаете сказки.
Незнайка: А я умею стихи сочинять и загадки загадывать. Вот послушайте.
Учитель:
-Ну, как, ребята, послушаем «Незнайкины стихи».
-Если вдруг Незнайка ошибется, все хором поправьте его.
Незнайка:
Вот послушайте.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно ВРАЧЕЙ (грачей)
Незнайка:
Ну, подумаешь, разочек ошибся.
Слушайте лучше дальше.
Синеет море. Перед нами
Летают МАЙКИ над волнами (чайки)
Незнайка:
Неужели опять ошибка? Не может быть!
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался ДОМ (сом)
Незнайка: Я не понимаю, почему вы смеетесь, а мне не хлопаете. Поэты любят аплодисменты. Я понял, вы, наверное, просто невоспитанные дети и сами ничего не знаете.
Ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Все ученики хором: Мы научились все читать.
Ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста, прочти!
Ученик:
Не надо умолять сестрицу:
- Ну прочитай еще страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А просто взять и прочитать.
Ученик:
Букв когда-то мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Незнайка.
Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Незнайку
лучшего в мире Знатока!
Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился.
Незнайка.
Я обязательно научусь! Теперь я понял, как важно уметь читать! Кто много читает, тот много знает.
Азбука.
Ребята, давайте познакомим Незнайку с гласными и согласными буквами.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат.
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
Ученик:
1.А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
(Выходят ребята с названными буквами, держатся за ёжика, нарисованного на ватмане).
2.З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
(Выходят ребята с названными буквами, держат в руках модель окошка, смотрят в окно, улыбаются).
3.П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха!
(Выходят ребята с названными буквами, держат петуха, нарисованного на ватмане).
4.Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
(Выбегают остальные дети).
Учитель.
-А теперь сценка о букве Я.
СЦЕНКА.
Всем известно буква "Я"
В азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно!
Интересно?
Интересно!
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
Буква Я.
- Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф.
- Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.
Буква С.
- Срам! –
Сердито "эс" сказало.
Буква В.
"Вэ" кричит:
- Воображала!
Буква П.
Проворчала "Пэ":
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик. "Я" затопала ногами.
Буква Я.
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
- Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Буква Я.
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А "Я"!
Рассказчик.
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела -
Написать она сумела
Только:
"Я - я - я - я - я!"
Буква Х.
Как зальется буква "Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!
Буква О. "О" от смеха покатилось!
Буква А. "А" за голову схватилось!
Буква Б. "Б" схватилось за живот..
Рассказчик.
Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я.
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Буква Ю.
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква "Я"
Всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!
Незнайка.
Сколько же вас много. Я сразу и не запомню.
Учитель:
А чтобы буква Я не огорчалась, мы поиграем с вами в игру, которая называется «Это я»! Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы, дружно хлопая в ладоши, отвечайте: "Это я, это я, это все мои друзья!" или, топая ногами, говорите: "Нет, не я, нет, не я и не все мои друзья!" Итак, начинаем.
Игра "Это я"!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Это я...
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Нет, не я...
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?!
- Это я...
Кто из вас хранит в порядке книжки ручки и тетрадки?
- Это я...
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Нет, не я...
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?!
- Нет, не я...
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
- Нет, не я...
Кто из вас такой ловкач лучше всех играет в мяч?
- Это я...
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
- Это я...
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
- Нет, не я...
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?!
- Это я...
Есть ребята между вами те, кто помогает маме?!
- Это я...
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Нет, не я...
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?!
- Это я...
Учитель:
Молодцы, ребята, вы такие же дружные, как и буквы нашего алфавита.
(Песня «АЗБУКА» слова З.Петровой, муз. А.Островского )
Ученик:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог
Ма – и – ша, а вместе – Маша –
К нам явилась на урок.
Ученик:
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Ученик:
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты – и – ква, а вместе – тыква,
Со – и – ва, итак, – сова.
Ученик:
Соединили мы два слова,
И предложение готово:
Дождь идет.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
Азбука.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.
Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.
У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.
На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
Жучка будку не доела: неохота, надоела. (булку)
Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда. (лодку)
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)
Незнайка.
Ой, я, кажется, понял. Ребята столько всего знают, потому что умеют читать. А еще у вас есть верные друзья и помощники – буквы.
Ученик:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним
А для тебя они ключи
Ко всем чудесным книжкам.
Ученик:
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Ученик:
С тобою вдруг заговорит
Молчавшая страница.
Тебе дорогу озарит,
Взмахнув крылом, Жар-птица.
Все ученики хором: Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я»
Ученик:
Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
Ученик:
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик:
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Незнайка. Ребята, я очень хочу научиться писать и читать и я понял, что в этом мне поможет Азбука. Я отправлюсь с Азбукой в страну Знаний. Можно?
Азбука. Прощайте, ребята! Желаю вам интересных встреч и открытий на страницах книг!
(Дети поют частушки.)
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться
Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
"Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!"
Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?
Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Учитель:
- Ребята, вот и закончился ваш самый первый, самый интересный и самый трудный учебный год. В память о сегодняшнем празднике, примите в подарок медали «Прощай, 1 класс» (Вручаются медали)
По итогам обучения в 1 классе вы переведены во 2 класс. И теперь вас будут называть второклассники.
Впереди лето. Замечательная пора. Я желаю вам хорошо отдохнуть, подрасти, загореть как шоколадки: играйте, в школу- читайте, пишите, рисуйте и тогда вы ничего не забудете.
И в заключении нашего праздника песня «Пусть бегут….»
(песня«Пусть бегут….»)
Приложение
Сценка «Петя – первоклассник»
1 вед.: Почему сегодня Петя просыпался десять раз?
Потому что он сегодня поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик, он сегодня первоклассник.
2 вед.: Он по улице идет, удивляется народ Только Петя не один, кто за Петей? Поглядим…
Вместе: Смотрят взрослые и дети, а за Петей поезд едет.
Появляется Петя, за ним мама с букетом цветов, папа с портфелем, бабушка с пирожком, дедушка с палочкой.
1 вед.: Кто за Петенькой спешит?
Мама: Мамочка.
2 вед.: Кто за Петенькой бежит?
Папа: Папочка.
1 вед.: Кто за Петей ковыляет?
Бабушка: Бабушка.
2 вед.: Кто кряхтит, но догоняет?
Дедушка: Дедушка.
1 вед.: Нам скажите, почему, прицепились вы к нему?
2 вед.: Разве Петя паровоз, что вагончики принес.
Мама: А кто рубашку застегнет?
Вед. вместе: Сам.
Папа: А кто портфельчик понесет?
Вед.: Сам.
Бабушка: А кто маслом булочку намажет?
Вед.: Сам.
Дедушка: А кто ботиночки завяжет?
Вед.: Сам.
Мама: Но он же еще маленький!
Папа: Но он же еще слабенький!
Бабушка: Он такой изнеженный.
Дедушка: Он такой болезненный.
Мама: Пожалейте вы его, первоклашку моего.
Папа: Отпросился я с работы, чтобы взять его заботы.
Бабушка: Отощает мой внучок, дам ему я пирожок.
Дедушка: Пропустите на урок – завяжу ему шнурок.
1 вед.: Это просто ерунда, не годится никуда.
2 вед.: Заберем его от вас, проходи Петруша в класс!
1 вед: Скоро будет Петя вам отвечать на все:
Петя: Я сам.
2 вед.: Кто историю узнал, тот на ус свой намотал.
Дети: Не похожи будьте дети, на такого вот на Петю.
А вам, родители, наказ: смелее в школу отправляйте нас.
Песня «Чему учат в школе»
1. Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
2. К четырём прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
3. Находить Восток и Юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
4. Про глагол и про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.