Праздник «В гостях у коротышек»
Автор: Астахова Нелли Викторовна МБОУ «Лицей г. Отрадное»
Эпиграфом к празднику могут стать слова В.П. Катаева: «У талантливого человека вечно юная, детски чистая, чудесная душа».
Ход праздника:
Ведущий:
22 ноября 1908 года в Киеве родился замечательный детский писатель Николай Николаевич Носов. Его отец был актером. Николай Носов закончил школу-семилетку. После школы работал чернорабочим на бетонном заводе в украинском поселке Ирпень, потом – на кирпичном заводе в городе Буча. В 19 лет он поступил учиться в Киевский художественный институт, но в конце 1920-х годов перевелся на режиссерский факультет Государственного института кинематографии, который закончил в 1932 году. Более двадцати лет Н. Носов отдал режиссерской работе в кино, создавая научные, учебные и мультипликационные фильмы. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды.
Литературный дебют Николая Носова состоялся в 1938 году. В детском журнале «Мурзилка» был опубликован один из его рассказов, которые он придумал для своего маленького сына.
В 1945 году вышел первый сборник рассказов Н. Носова «Тук-тук-тук», а через год – еще один сборник «Ступеньки». Известность детскому писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома», вышедшая в 1951 году. В 1952 году она была удостоена Государственной премии СССР, а в 1955 году по повести был снят кинофильм «Два друга».
Николай Николаевич Носов умел весело и шутливо рассказывать о серьезных и важных делах. Огромным успехом у юных читателей пользуется трилогия о Незнайке.
Незнайка – мальчишка-сорванец, который из-за собственного неумения и зазнайства все время попадает в самые разные истории. Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишен талантов. Встретившись с ним хотя бы раз, его невозможно забыть. Вызывающе пестрый и яркий наряд и нестандартное поведение выделяют его в любой толпе. Кроме того, он известный врун, хвастун и лентяй. И хотя Незнайка далек от идеального коротышки, именно этого неумеху и враля Николай Николаевич Носов сделал главным героем трех своих сказочных романов: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Первая книга пришла к ребятам в 1954 году, а последняя – через десять лет. По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов, вы все знаете их.
Сегодня мы все вместе перелистаем страницы книг Н.Н. Носова о Незнайке, посмотрим, хорошо ли знакомы нам герои-коротышки.
1. Конкурс «Давайте знакомиться».
Каждая команда представляет свою визитную карточку: название (по теме игры), эмблему, девиз «коротышек».
Оценивание: по 1 баллу за каждый пункт визитной карточки.
Ведущий. Наши участники показали отличные знания сказочной повести, и это, несомненно, поможет им в игре.
(Или же: «Наши участники немного подзабыли содержание книги. Будем надеяться, что игра напомнит им некоторые события из жизни коротышек».)
2. Конкурс «Как все начиналось».
Каждой команде выдается лист с началом произведения (1-й абзац). Ребятам необходимо вставить недостающие слова из текста. На листе может быть иллюстрация, например, Незнайка и Синеглазка, коротышки и т.д.
В одном сказочном ... жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень ... . Каждый коротышка был ростом с небольшой ... . В городе у них было очень ... . Вокруг каждого дома росли ... : маргаритки, ромашки, одуван-чики. Там даже улицы назывались именами ... : улица К..., аллея Р..., бульвар В... . А сам город назывался ... городом. Он стоял на берегу ... . Этот ... коротышки называли Огурцовой ... , потому что по берегам ... росло много ... .
Оценивание: по 1 баллу за каждое верное слово: городе, маленькие, огурец, красиво, цветы, цветов, Колокольчиков, Ромашек, Васильков, Цве-точным, ручья, ручей, рекой, ручья, огурцов.
3. Конкурс «Актерское мастерство».
В течение всего мероприятия ребята из каждой команды показывают заранее подготовленные сценки из сказочной повести.
Оценивание: высшая оценка 5 баллов.
Сценка «Как Незнайка сочинял стихи»
Незнайка. Послушайте братцы, какие я стихи сочинил.
Все. Ну-ка, ну-ка, про что же твои стихи?
Незнайка. Это я про вас стихи сочинил. Сначала стихи про Знайку:
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Знайка. Что? Когда это я прыгал через овечку?
Незнайка. Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы.
Знайка. Так ты из-за рифмы будешь про меня всякую неправду сочи-нять?
Незнайка. Конечно.
Знайка. Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
Незнайка. Вот послушайте про Торопыжку:
Торопыжка был голодный.
Проглотил утюг холодный.
Торопыжка. Братцы! Никакого холодного утюга я не глотал.
Незнайка. А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться. Вот послушайте стихи про Авоську:
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Авоська (подходит к своей кровати, заглядывает под подушку). Враки! Никакая ватрушка тут не лежит.
Торопыжка (торопясь). Довольно!
Знайка (возмущенно). Мы не хотим больше слушать!
Авоська (обиженно). Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Ведущий. Ребята, а вы согласны с коротышками? Получились стихи у Незнайки? Почему? Недаром автор пишет: «Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот-навыворот. Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами».
Вспомните, кто действительно умел хорошо сочинять стихи в этой сказочной повести? (Цветик.)
4. Конкурс «Стихосложение».
Каждой группе выдаются 3-5 карточек со стихотворениями, в которых пропущены слова. Ребятам необходимо вставить слова так, чтобы была соблюдена рифма.
Карточки с заданиями могут выглядеть так:
Изображение кобры
За стеклом свернулась кобра,
Смотрит тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
... мозга, ... яда.
Изображение моржа
Морж спросил у кенгуру:
- Как выносишь ты жару? - ... ...
Кенгуру сказал моржу: …
Изображение кенгуру
Носит мама кенгуру
В ... сумке детвору.
А ребятки – кенгурятки
Целый день ... .
Оценивание: по 1 баллу за каждую верно подобранную рифму.
Ведущий.
Молодцы, вы гораздо лучше знаете, что такое рифма, чем Незнайка. А мы снова вернемся в сказочную повесть, чтобы вспомнить еще одного ее героя.
Продолжение конкурса «Актерское мастерство».
Сценка «Как Незнайка был художником». Сценка ставится по одноименной главе сказочной повести.
Ведущий:
Ребята, кто же из героев сказочной повести по-настоящему хорошо рисовал? (Тюбик.)
Правильно! Незнайка – самый известный коротышка Цветочного города. Но там живет еще множество достойнейших малышей и малышек, среди которых и ученый Знайка, и знаменитый механик Шпунтик, и талантливый художник Тюбик. Давайте вспомним, как они выглядели.
5. Конкурс «Портреты коротышек».
Каждой группе выдаются листы формата А4 и акварель. Ребятам необходимо вспомнить и нарисовать как можно больше портретов коро-ышек, проживавших в Цветочном городе.
Оценивание: по 1 баллу за каждое совпадение портрета с героем произведения.
Ведущий.
Молодцы, многих коротышек вам удалось вспомнить и изобразить. Посмотрите, вот и Знайка и доктор Пилюлькин, нарисованы и механик Винтик со своим помощником Шпунтиком, здесь и важный Сахарин Сахариныч Сиропчик, охотник Пулька и художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, и другие малыши и малышки – Мушка, Кнопочка, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська.
А кто помнит, как звали собачку охотника Пульки? (Булька.)
Кто-нибудь из вас может назвать породу Бульки?
Давайте проведем конкурс для наших болельщиков.
6. Конкурс для болельщиков «Четвероногий друг».
Ребята в зале должны по очереди называть породы собак. Кто назовет последним, считается победителем и зарабатывает 1 балл. Он может отдать свой балл той команде, за которую «болеет».
Продолжение конкурса «Актерское мастерство». Сценка «Как Незнайка был музыкантом». Ставится по одноименной главе сказочной повести.
Ведущий. «Незнайка... очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда». Наверно, поэтому у него мало что получалось. Подскажите, кто же из героев сказочной повести на самом деле был талантливым музыкантом? (Гусля.)
Музыкальная пауза: выступления ребят, которые умеют играть на музыкальных инструментах.
Ведущий. Малыши очень любили слушать рассказы Знайки, который много читал и поэтому многое знал: «Им нравилось слушать о странах, которых они ни разу не видели, но больше всего они любили слушать о путешественниках, так как с путешественниками случаются разные невероятные истории и бывают самые необыкновенные приключения».
Мы с вами тоже много читаем, и поэтому ваши капитаны очень легко, я надеюсь, справятся со следующим заданием.
7. Конкурс капитанов «ВсеЗнайки».
Из слова путешественники составить как можно больше новых слов.
Оценивание: по 1 баллу за каждое верно составленное слово.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча с писателем Николаем Носовым. А кто из вас помнит, чем закончилась первая книга трилогии «Приключение Незнайки и его друзей»?
«...Незнайка садился за стол и принимался за чтение. Читал он каждый день по страничке, но и от этого была, конечно, большая польза. Иногда он читал даже по две странички: за сегодняшний день и за завтрашний».
Сегодня все участники встречи получают призы – интересные книги.
Подведение итогов и награждение команд.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей». М., 1998.