День вежливости и доброты
Задачи:
Познакомить с понятиями «вежливость» и «доброта», показать необходимость употребления в речи вежливых слов;
Развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь, расширять кругозор учащихся;
Воспитывать культуру общения, формировать уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Ход
Ведущий: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Постарайтесь сегодня постичь истину – «добру откроется сердце».
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись.
Каждый добрый человек обязательно вежливый. Сегодня я предлагаю устроить праздник вежливости и доброты.
(дети читают стихи)
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
Ведущий: Я предлагаю поиграть в игру «Собери вежливое слово».
Каждая команда получит буквы. Вам нужно собрать их в такой последовательности, чтобы получилось слово.
(пожалуйста – 2 кл., добрый день – 4 кл., здравствуйте – 3 кл., спасибо – 1 кл., доброго пути – сборная)
(дети читают стихи)
Это доброе слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно,
Потому что нам без «пожалуйста»
Очень было бы неуютно.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказать и сколько раз…
Нам желают доброго пути –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.
Эти слова всем известны давно.
Видишь, они и просты, и не новы,
Но я опять повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым
В автобусе, в парке,
В школе и дома.
Слова эти
Очень и очень важны,
Они человеку,
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить,
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
Игра «Вежливо – невежливо»
Ведущий: Помогите мне разобраться. Если я прочту правило культурного поведения – вы хлопайте в ладоши, а если вредный совет – топайте ногами.
— Вовсе не обязательно здороваться со всеми каждый день.
— Нельзя перебивать взрослых.
— Никогда не обижайте малышей.
— По школьному коридору можно только бегать.
— Опоздав на урок нужно сказать «Извините, можно войти?».
— В автобусе нужно уступать место старшим.
— Нужно всегда соблюдать правила культурного поведения.
- Если стали вам хамить,
Нужно вслед им нахамить
- Если вам подарят книгу, Вы ответите: «Спасибо!»
- Если вы зашли в кино,
А оно идет давно,
Нужно громко прокричать:
«Кто посмел без нас начать?»
- Если кто-то вдруг случайно
Вам на ногу наступил,
Как бы он ни извинялся,
Поступок этот не простили.
- Если ты пошел гулять
И оделся чисто,
То домой прийти ты должен
Хуже трубочиста.
Частушки
Заиграй-ка балалайка,
Балалайка три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны!
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!
Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать!
— Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить
Только «здравствуйте», «спасибо»
Не умеет говорить.
В поезд входят три юнната,
-Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
(пеня о доброте)
Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о таком хорошем качестве, как доброта.
- Ребята, а что такое – ДОБРОТА? (ответы детей)
- Какого человека называют добрым?
- А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений.
Доброта - отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.
Добрый - делающий добро другим, хороший, честный.
-«Доброта – это одно из главных качеств человека.
Совершая добрые дела человек становиться лучше, благороднее»
- С чем можно сравнить доброту?
- Так на что же похожа доброта? (ответы детей)
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
О доброте сложено много пословиц.
Задание: Сложи пословицу из двух половинок. Чья команда быстрее. У каждой команды по 2-3 пословицы или поговорки.
Собери пословицы.
Добра желаешь, добро и делай. |
Добрый человек добру и учит. |
Доброе слово, что дождь в засуху. |
Жизнь дана на добрые дела. |
От добра – добра не ищут. |
При солнышке тепло, при матушке добро. |
Доброе слово и кошке приятно. |
Учись доброму – худое на ум не пойдет. |
Не одежда красит человека, а его добрые дела. |
Не хвались серебром, а хвались добром. |
Не ищи красоты, ищи доброты. |
В ком добра нет, в том и правды мало. |
Худо тому, кто добра не делает никому. |
Доброе слово лечит, а злое калечит. |
Не делай другим того, что себе не желаешь. |
Игра: «Ручей доброты»
- У вас на столах голубые полоски бумаги – это будут маленькие ручейки.
-Что вы можете сделать для окружающих? (напишите на полосках о своих добрых делах)
Из полосок собираем ручей.
-Маленькие ручейки слились в большую реку доброты. Возле доброй реки растут и цветы, и травы, и деревья, к реке тянутся и люди, и птицы, и животные.
(Сложилась картина доброты)
Творческая работа
- С чем для вас ассоциируется доброта? Что бы вы нарисовали. Попробуем нарисовать знаки доброты. (Рисуют на заготовках в форме круга. Рисунки прикрепляем к картине)
(во время работы звучит песня «Что такое доброта?»)
(дети читают стихи)
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
«Сейте разумное, доброе, вечное», - сказал когда-то поэт Н. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
(Песня о доброте)