Праздник-капустник в начальной школе.
Тема: Все овощи в гости к нам.
Цель: расширить представления детей об окружающем мире;
Задачи:
- уточнить и обобщить знания детей о роли овощей в жизни человека;
- развивать коммуникативные навыки каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- воспитывать чувство прекрасного: учить видеть красоту осени, воспринимать её и беречь;
Оформление: рисунки на тему «Осень», осенние листья, рисунки овощей, на столе разные овощи, в центре символ праздника – кочан капусты.
Ведущий: Дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном замечательной поре – осени. Все времена года щедры. Весна – зелени не жалеет, лето – солнышка яркого, зима - белого снежка. А осень, наверное, самая богатая: на яркие краски, на щедрый урожай.
1.Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
2.Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Песня
3.Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Ведущий - Какие плоды приготовила нам осень? (овощи)
А какие вы знаете овощи?
Конкурс «Отгадай, кто я».
1)Кругла, да не мяч,
Желта, да не масло
Сладка, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь (репка)
2)Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … ( Лук )
3)Зелен и густ
На последней грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом - … (Картошка)
4)Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные прядки. ( Морковь)
5)Это кто такой зеленый,
Вкусный, свежий и соленый?
Очень крепкий молодец,
Кто же это? (Огурец)
6)Красный, сочный.
Вкусный, прочный.
Он растет, не тужит,
С огурцами дружит. (Помидор)
1)Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, борщи –
Меня в них ищи. ( Капуста)
Ведущий: Главной на нашем празднике будет капуста. На территорию России капуста была завезена из-за границы русскими купцами. На Руси капусту шинковали, солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, играли. Такие вечера назывались «капустниками».
Мы с вами сегодня собрались на «капустник». Но капуста хотя и будет главной на нашем празднике, но и про другие овощи мы не будем забывать.
А знаете ли вы, о чем мечтают овощи?
Инсценирование стихотворения «Разговор овощей».
О чем же мечтает зеленая грядка?
Для нас, для людей, это - тайна, загадка.
Я вам расскажу эту странную тайну,
Её я услышал на грядке случайно.
Капуста сказала: «Мечтаю я - в щи.
Таких ведь, как я, ты пойди - поищи!
Я знаю, что щи без меня невозможны,
Прожить без капусты очень сложно!»
Ворчал недовольно большой помидор...
«Какой вы, сударыня, мелете вздор!
Прожить без капусты - да сущий пустяк!
А вот без меня - это точно - никак!
Мечтаю попасть я в осенний салат», —
Сказал темно-бурый ворчливый томат.
Морковка-хвастушка с подружкой петрушкой
Смеялись над ними (ведь вот хохотушки!):
«Без вас обойдется народ, господа,
А без корнеплодов - увы - никуда!»
Бессмысленный спор прекратила картошка:
«Друзья, прекратите! Остыньте немножко!
Мы все человеку важны - это факт:
Капуста, морковка, петрушка, томат.
Ведь в нас - витамины, полезный белок.
На стол к человеку мы явимся в срок».
Такой разговор я услышал на грядке
И понял, что будем мы в полном порядке,
Ведь овощи сами на кухню хотят,
Чтоб взрослых кормить и веселых ребят.
Игра на внимание «Что растет на грядке?».
Что растет на грядке: огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат - наша грядка просто клад...
Если слушал ты внимательно - запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?
Сказочное представление «Посадил дед ... капусту».
Ведущий: Каждый из детей выбирает карточку, которая определяет роль играющих: дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Таким образом определяются участники всех конкурсов. Победители каждого из этих конкурсов участвуют в финале - это и будет первая бригада по уборке капусты. Затем следует аукцион, и победители его составят вторую команду, тоже из шести игроков. Это как бы сама «капуста». А финал — старинная народная забава: перетягивание каната.
Победит бригада по уборке «капусты» - значит, вытащили капусту, а победит команда «капуста», значит, наши «огородники» не справились с корнеплодом - уж такой рекордный урожай выдался. Итак, приступаем к самой игре.
Посадил дед... капусту. (Дети хором повторяют известные слова сказки вместе с ведущим.) Выросла капуста большая- пребольшая.
1.Первыми в игру вступают дедушки.
Наш первый конкурс тоже огородный и называется «Пугало». Представьте себе, что вам надо сторожить овощи, чтобы воробьи да вороны их не поклевали. Встаньте рядышком, руки в стороны. Каждый изображает пугало. Вот вам шляпы на головы. А теперь слушайте. Я буду называть птиц: «воробей» - вы машете руками, «ворона» - хлопаете в ладоши, как будто прогоняете воришек. Если я скажу: «синица», «скворец» — снимаете шляпу, чтобы поприветствовать гостей, потому что эти птицы первые помощники огороднику. Они вредных козявок поедают.
Да смотрите, не перепутайте. Победит тот, кто окажется самым внимательным. Он и будет в нашей игре дедушкой. Итак, начали!
2. В нашем втором конкурсе принимают участие «бабушки». Что ни говори, бабушка все умеет. И дома убрать, и борщ сварить, и вкусный пирог испечь. А долгими зимними вечерами вяжет бабушка своим внучатам рукавички да носочки. Давайте поможем бабушкам перемотать клубочки с пряжей. Кто вперёд перемотает, тот и будет бабушкой.
3.К участию в следующем конкурсе приглашаются «внучки».
Этот конкурс совсем простой. Дедушка с бабушкой любят чай из самовара попить. А самовар - не электрочайник, чтобы вода закипела, сначала надо угольки в него положить, а потом раздуть их докрасна. Тут-то внучка и выручает. Чтобы проверить, как вы умеете дуть, мы и проведем конкурс. Каждый получает по воздушному шарику. Мы хором считаем до 10, у кого шарик окажется большим, тот и роль внучки получит.
Участники надувают шарики, а зрители считают до 10.
4. В борьбу вступают следующие участники. Они будут бороться за право стать «Жучкой». Когда Жучке перепадает что-нибудь вкусненькое: то косточка, то кусочек пирога, Жучка хвать свою добычу в зубы - и бегом в укромное местечко, чтобы полакомиться всласть. Такие уж у нее привычки. А теперь конкурс «Спрячь быстрее».
Участники конкурса должны перенести с одного места в другое печенье, используя при этом только зубы.
5. В следующем конкурсе принимают участие кошки. Кошки очень любят молоко лакать из миски. Наши кошки должны выпить морс из тарелочки. У кого получится быстрее, тот и получит роль кошки.
6. В следующем конкурсе принимают участие мышки.
Мышки ловкие, проворные, быстро бегают. И мы приглашаем наших мышек поучаствовать в соревновании, которое называется «Догони листочек». Кто вперёд сумеет сорвать листочек со спины соперника, тот и получит роль мышки.
Наконец-то вся семейка в сборе: дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Только капусты пока нет. А «капустой» у нас будет целая команда. Чтобы попасть в нее, надо хорошо знать родственников нашей белокочанной капусты. Называем виды капусты. (Брюссельская, пекинская, цветная, красная, кольраби, белокочанная и др.)
Назвавшие выходят в сторону и составляют команду «Капусты».
Определились участники заключительной части нашего сказочного представления. Команда «Капусты» в сборе и команда «Огородников» тоже на месте. Последнее состязание «Тащут-потащут». Перетягивание каната.
Подведение итогов состязания.
Музыкальный номер. Частушки
1.Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
2.Как красиво всё кругом
Золотым осенним днем:
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят!
3.Осень — времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!
4.Осень — чудная пора,
Любит осень детвора!
В лес с корзинками мы ходим,
Много там грибов находим!
5.Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»
6.Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!
7.Ох, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать!
8.Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!
9.На дворе похолодало –
Надо курточки надеть.
Это осень подсказала
Про нее частушки спеть.
10.Лист на дереве висит,
На ветру качается…
С сожаленьем шелестит:
«Осень–то кончается».
Ведущий: Говорят, что осень-это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода.
Не верьте, друзья! Осень по-своему хороша. Она щедро одаривает нас своими плодами, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту.
Осень кончается, и мы благодарим ее за то, что она собрала нас всех на осенний бал. Спасибо всем за участие в нашем празднике.